В середине марта Государственная дума рассмотрит в первом
чтении три альтернативных законопроекта "О валютном
регулировании и валютном контроле".
Бюджетный комитет поддержал правительственный вариант,
два депутатских рекомендовал отклонить. После принятия текст
подвергнется серьезной переработке. Об этом рассказывает
зампред бюджетного комитета МИХАИЛ
ЗАДОРНОВ.
— Михаил Михайлович, после переходного периода, заканчивающегося
с наступлением 2007 года, все прежние ограничения и требования,
за исключением репатриации валютной выручки, новый закон
отменяет, наступит эра тотальной либерализации. Вот только
выдержит ли экономика такие перепады?
— Рассуждать сегодня о ситуации 2007 года, на мой взгляд,
все равно что прогнозировать, случится ли в 2060 году обещанный
Ньютоном конец света. Перспектива достаточно отдаленная,
и я не исключаю изменений в валютном законодательстве, скажем,
в 2005 или 2006 году. Пока правильнее говорить о правилах
переходного периода на ближайшие 4 года, но каким он будет,
сколько лет продлится, покажет жизнь, хотя в законопроекте
пока что обозначена именно эта веха. Но даже режим переходного
периода, на мой взгляд, достаточно либерален, если сравнивать
его с другими странами, находящимися примерно на той же
стадии развития, что и Россия.
— Члены экспертного совета высказали массу замечаний
и предложений, в том числе и концептуального характера,
в частности, предусмотреть чрезвычайные меры на случай угрозы
финансового кризиса. Но бюджетный комитет счел возможным
внести на первое чтение правительственную концепцию без
изменений, а ко второму такие поправки по регламенту вносить
нельзя. Готовится очередной некондиционный закон, исправлять
который придется новому составу Думы?
— Ваш вопрос не совсем корректен. Нам пришлось делать выбор
между тремя законопроектами. И хотя члены экспертного совета
достаточно критично высказывались по всем трем, тем не менее
депутатские варианты не поддержал никто. За основу был взят
правительственный: в нем меньше юридических казусов, он
вобрал в себя все, что было принято Госдумой в последние
два года — речь идет о шести важных поправках в действующий
закон о валютном регулировании. Теперь о доработке: все,
кто знаком с практикой работы Думы, знают, что ко второму
чтению на самом деле можно поменять все, в том числе и концепцию
закона. Хотя регламентом это и запрещено, но все находится
в руках законодателей, устанавливающих для себя самих правила
игры.
—Ожидается серьезная переработка текста?
— Бюджетный комитет совместно с экспертами высказал в своем
заключении три принципиальные претензии к законопроекту.
Первое: закон не прямого действия, предусмотренные в нем
ограничения отданы на усмотрение правительства и ЦБ. Поэтому
мы намерены ко второму чтению сделать его по возможности
законом прямого действия. Разумеется, мы не можем "втиснуть"
в него все инструкции Центробанка. Авторы коллективного
депутатского проекта попытались это сделать и потерпели
фиаско. Ясно, что нам следует зафиксировать в законе все
ограничения и порядок их введения, а так называемые отсылочные
нормы должны носить чисто технический характер.
Вторая претензия: в законопроекте не содержатся меры, которые
будут применяться в условиях острого финансового кризиса.
Хорошо, если ситуацию удастся самортизировать с помощью
значительных золотовалютных и финансовых резервов. Но что
делать, если в силу каких-то внешних политических и экономических
катаклизмов угроза девальвации станет реальной? Мы поставили
перед собой задачу — прописать механизм защитных мер, применяемых
в условиях кризиса.
Третья позиция, по которой единого мнения в комитете нет.
Ряд депутатов, а также представители крупных компаний-экспортеров
выступают за отмену всех ограничений, содержащихся в правительственном
проекте. Другие коллеги, поддержанные банковским сообществом,
считают готовящийся закон чрезмерно либеральным, подрывающим
конкурентоспособность российской банковской системы. Решить
в первом чтении все эти проблемы невозможно, поэтому мы
рассчитываем, что к середине марта законопроект будет принят
в первом чтении, после чего мы очень подробно, с учетом
зарубежного опыта, проанализируем поступившие поправки и
постараемся подготовить закон прямого действия. У нас есть
заключение МВФ, уставной задачей которого является поддержание
стабильности национальных валют, а также обобщение мировой
практики. Задача перед нами непростая — для создания качественного
закона потребуется не меньше полугода.
— Разделяете ли вы обеспокоенность АРБ, считающей, что
закон откроет шлюзы для неконтролируемого притока и оттока
спекулятивного капитала, угрожающего стабильности экономики,
к тому же открытие счетов за границей обескровливает ресурсную
базу отечественной банковской системы?
— Мы не можем игнорировать позицию АРБ, представляющей
интересы значительного сектора нашей экономики. Рост банковского
кредитования экономики в 2000-2001 годы в реальном выражении
составил 35% в год, в прошлом году — более 20%. То есть
сегодня уже нельзя, как в докризисные времена, предъявлять
к нашей банковской системе претензии, что, мол, кредитные
организации только зарабатывают на ГКО, а в экономику ничего
не вкладывают. Как и любое государство, мы должны заботиться
о будущем национальной банковской системы.
Вот только в предложениях АРБ пока больше призывов и опасений.
А когда дело доходит до конкретики, то нередко сталкиваешься
с предложениями, которые ведут не вперед, а назад. Пример
— открытие счетов за границей, против чего выступала АРБ.
Напомню: с ноября 2001 года любой гражданин России может
открыть банковский счет в любой стране, входящей в ОЭСР
и ФАТФ, предварительно продекларировав свои доходы в налоговой
инспекции. И что произошло за эти полтора года? Мы видим
огромный ежемесячный прирост вкладов в российских, а не
в иностранных банках. Отмена запрета не подорвала основу
отечественной банковской системы. На этом примере я хочу
лишь показать, что любые возражения должны быть основательно
аргументированы. То же самое касается и привлечения финансовых
средств из-за границы. Не секрет, что многие компании, в
том числе и государственные, значительную часть операций
экспортного характера производят с помощью "дочек"
инобанков, работающих в России. А "Газпром" на
прошлой неделе без малого 2 млрд долл. позаимствовал на
мировых рынках. Вывод: крупнейшие наши компании и без того
имеют доступ к заграничным финансовым ресурсам, так что
закон ситуацию принципиально не меняет.
Проблема спекулятивного капитала: ограничивая рублевые
операции нерезидентов, закон как раз и вводит ограничения
для спекулянтов. Я — противник отмены этих ограничений,
предотвращающих краткосрочные приливы и отливы капиталов.
Нужны, повторяю, не абстрактные заявления об угрозах увеличения
оттока капиталов. Но чаще всего, как только дело доходит
до предметного обсуждения — что нужно добавить в проект,
а что из него убрать — пафос оппонентов сразу же куда-то
улетучивается.
Вопрос стоит просто: что лучше — топтаться на месте или
двигаться вперед? Первый вариант никого не устраивает, к
тому же опыт реформирования действующего закона Думой и
Банком России имеется, отток капитала из страны сокращается
третий год подряд. Поэтому считаю, мы на правильном пути,
просто надо действовать поэтапно и достаточно взвешенно.
|