О том, как московские финансы
выглядят на общероссийском фоне, а также о том, чего ждать
москвичам в начавшемся году, зампред комитета Госдумы по бюджету
и налогам депутат по 201-му округу Москвы
Михаил ЗАДОРНОВ рассказал корреспонденту "Известий"
Борису УСТЮГОВУ.
- По каким статьям Москва получает наибольший доход?
- 30% всех поступлений в городской бюджет дает подоходный
налог и 40% - налог на прибыль. Конечно, это благодаря тому,
что многие крупные компании и банки зарегистрированы и платят
налоги в Москве. Средняя зарплата в городе уже составила
13 тыс. рублей - это втрое больше, чем в среднем по стране.
Соответственно и общий подоходный налог тут равен 75 млрд
рублей.
- Московское благополучие выгодно остальной России?
- Москва - это 25% российских налогов. Кстати, в январе
этого года Москва дала 35% всех налоговых доходов государства.
Бюджет нашего города равен 10% от общероссийского. Вывод:
Москва отдает больше, чем тратит сама. В прошлом году 62%
всех доходов Москвы шло в федеральный бюджет. Депутаты Госдумы
постарались закрепить за регионами, в том числе и за Москвой,
ряд налогов. Прежде всего с 2002 года подоходный налог достается
территориям. С этого года также весь земельный налог поступает
в бюджет города.
- Бюджет Москвы на 2003 год выполним?
- Проблемы могут быть с финансированием дорожного строительства.
В этом году был отменен налог на пользователей автодорог,
они платили в Москве 40 млрд в год. Возникает вопрос: чем
его компенсировать? В этом году Москва получила четверть
субвенций федерального бюджета на строительство дорог -
10 млрд. Плюс 60% акцизных платежей на топливо, которые
теперь будут оставаться в бюджете города. Новый транспортный
налог тоже даст дополнительные деньги. К тому же в закон
о бюджете мы в Госдуме включили три займа Мирового банка
на строительство дорог - в общей сложности заем составит
около $500 млн.
- Как выглядит Москва в кредитном смысле? Много ли у
города долгов - внешних и внутренних?
- Внешний долг Москвы сегодня лимитирован - $1,1 млрд,
выше он не поднимется. Предел внутренних займов Москвы в
2 раза больше - 62 млрд рублей. На конец этого года суммарный
долг города будет равен 100 млрд рублей. Это ровно треть
городского бюджета - хороший показатель. Еще в 1999 году
положение Москвы как крупнейшего заемщика региона было очень
тревожным. Если сравнивать с другими крупными городами,
то у Нью-Йорка, скажем, долг существенно превышает годовой
бюджет. Правительство Москвы сейчас предложило снять для
города лимит на займы, и это предложение в ближайшее время
рассмотрит правительство России.
- Если в целом положение России будет устойчивым, что
в ближайшее время ожидать москвичам в финансовом смысле?
- Основной проблемой ближайших лет будет отмена налога
с продаж
- для потребителей это хорошо, они не будут платить 5%.
Но город от этого потеряет 30 млрд рублей. Пока российское
правительство планирует заменить этот источник повышением
налога на имущество и предприятий, и физических лиц. Если
с предприятиями все ясно - им просто отменят многие льготы,
но не будут облагать налогом запасы продукции, то с гражданами
ситуация сложнее. Изначальная идея Минэкономразвития состоит
в том, чтобы привести оценку квартир по БТИ к рыночным расценкам.
Соответственно, и налог на приватизированные квартиры вырастет
кратно. Есть риск, что население тогда прекратит вкладывать
деньги в жилищное строительство. Надо тщательно взвесить
все шаги, прежде чем принимать решение об увеличении этого
налога.
- Сейчас правительство города решило снизить недавно
повышенные ставки аренды на нежилые помещения для социально
значимых предприятий. Многие считают: чем больше школ, больниц
и детских клубов попадет в списки льготников, тем сильнее
будет давление на малый бизнес. Ведь заложенное в бюджете
города задание в 14 млрд рублей по сбору арендной платы
надо выполнять.
- Ставки аренды действительно увеличились в среднем в 5
раз. Теперь, например, медицинские фирмы либо должны резко
поднимать цены, либо закрываться. Поэтому надо пересмотреть
схемы расчета и ввести понижающий коэффициент для некоторых
фирм. Грубый расчет показывает: если сохранить новые ставки
по аренде, то бюджетное задание окажется перевыполненным
в 1,5 раза. Поэтому некоторое снижение арендной платы для
образовательных, медицинских и общественных организаций
не повлияет на общий сбор, и увеличения давления на малый
бизнес не произойдет.
|