Госатомнадзор России, федеральный надзорный
орган в области использования ядерной энергии, не продлил
лицензию на деятельность завода № 235 по переработке отработавшего
ядерного топлива - основного производства на комбинате "Маяк".
Руководство Минатома делает вид, что ничего существенного
не произошло и через некоторое время Госатомнадзор все равно
выдаст лицензию. Слово начальнику Управления по взаимодействию
с органами государственной власти и информационной политики
Минатома России Николаю Шинкареву.
Николай Шинкарев: Минатом
работает над продлением этой лицензии. Все дополнительные
документы в Госатомнадзор, которые просил Госатомнадзор,
предоставлены. Сейчас там ведется довольно активная работа.
Думаю, в ближайшее время эта лицензия все-таки будет продлена.
Марина Катыс: А с чем был
связано непродление лицензии Госатомнадзором?
Николай Шинкарев: Это технические
вопросы. Были претензии по технологии переработки облученного
ядерного топлива и по обращению с радиоактивными отходами.
Марина Катыс: Но, насколько
я знаю, основные претензии были связаны с тем, что жидкие
радиоактивные отходы сливаются в открытые водоемы?
Николай Шинкарев: В принципе
- да, это было одной из претензий. Не то, что сливаются;
никакое предприятие не может существовать без слива каких-либо
отходов, это нормальная работа. Так же работают все другие
аналогичные предприятия по переработке радиоактивных....
отработавшего ядерного топлива - в Великобритании, во Франции
все сливают свои отходы, это нормальная ситуация. Другое
дело, куда сливают и в какой концентрации радиоактивных
веществ в этих сливах. Вот над этим как раз и можно работать.
Марина Катыс: Предыдущая лицензия,
срок которой истек 31 декабря 2002 года, была выдана "Маяку"
в порядке исключения сроком на один год под обещание привести
деятельность предприятия в соответствие с действующими природоохранными
нормативами. По мнению координатора энергетического департамента
"Гринпис - Россия" Владимира Чупрова, ситуация может разрешиться
двумя способами.
Владимир Чупров: В случае,
если Госатомнадзор все-таки выдаст такое разрешение, то
можно будет считать, что Минатом в очередной раз "вывернул
руки" контролирующему надзорному органу и заставил его сделать
то, что, в принципе, делать нельзя. Если Госатомнадзор все-таки
выстоит до конца и не продлит лицензию, то в этом случае
возможен еще более худший сценарий, на наш взгляд: Госатомнадзор
будет либо расформирован окончательно, либо его функции
будут урезаны до такой степени, что останется одна вывеска.
Сегодня у нас есть информация (причем
- из надежных источников) о том, что готовится очередная
реорганизация правительства, в результате которой предполагается
разделение функций контроля и функций нормирования. Мы боимся,
что одним из результатов сегодняшнего противостояния Минатома
и Госатомнадзора, станет лишение Госатомнадзора функции
контроля и надзора: ему оставят всего лишь функции нормирующего
органа. В этой ситуации Минатом будет контролировать сам
себя. Однако, в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ функции
контроля и функции хозяйственной деятельности должны быть
разделены.
Марина Катыс: Депутат Государственной
Думы Сергей Митрохин
тоже говорит о беспрецедентном давлении на руководство Госатомнадзора
со стороны представителей Минатома.
Сергей Митрохин: Во-первых,
я хочу сказать, что полностью поддерживаю решение Госатомнадзора,
считаю его очень мужественным и очень правильным. Много
лет Минатом фактически нарушает российское экологическое
законодательство, нарушает Закон об охране окружающей среды
и Водный кодекс Российской Федерации, сбрасывая в открытые
водоемы отходы от переработки отработавшего ядерного топлива.
В данном случае речь идет только о переработке. Отозвана
лицензия только на этот вид деятельности. Производственное
объединение "Маяк" не остановлено, оно занимается еще другими
направлениями.
Конечно же, Минатому и самому "Маяку"
это решение не нравится. Мне известно, что уже подключены
мощные лоббистские силы для того, чтобы все-таки выломать
руки Госатомнадзору и заставить его дать лицензию на такой
вид деятельности.
Марина Катыс: С этим согласна
и директор Центра ядерной экологии и энергетической политики
Социально-экологического союза Лидия Попова.
Лидия Попова: Мне известно,
что и Министерство природных ресурсов уже согласовало в
положительную для Минатома сторону ту заявку, которую Минатом
подал в Госатомнадзор, и Главный санитарный врач тоже согласовал,
то есть, препятствий со стороны Министерств природных ресурсов
или Минздрава не будет. Сейчас единственная препона - это
Госатомнадзор. Госатомнадзор уже потребовал от Минатома
разработать комплексный план мероприятий по решению проблемы
обращения с радиоактивными отходами на заводе по переработке
облученного ядерного топлива (завод 235 на "Маяке"). Госатомнадзор
требует, чтобы были привлечены специалисты и Гостомнадзора,
и Минздрава, и чтобы Минатом изыскал средства для оплаты
разработки такого комплексного плана мероприятий. При условии,
что Минатом, так сказать, пообещает это все сделать, Госатомнадзор
лицензию продлит.
Марина Катыс: Главным основанием
для невыдачи лицензии, действительно, стало систематическое
нарушение "Маяком" статьи 104 Водного кодекса, статьи 51
Закона об охране окружающей среды и статьи 48 Закона об
использовании атомной энергии, запрещающих сброс жидких
радиоактивных отходов в открытые водоемы. Госатомнадзор
отмечает, что "Маяк" не предоставил согласованный с Министерством
природных ресурсов план поэтапного снижения и прекращения
сброса жидких радиоактивных отходов.
Производства комбината "Маяк" (в частности
- завод РТ-1) сливают жидкие радиоактивные отходы в каскад
водоемов реки Теча уже около 50 лет. Однако начальник Управления
по взаимодействию с органами государственной власти и информационной
политики Минатома России Николай Шинкарев не согласен с
такой формулировкой.
Николай Шинкарев: Нет, не
совсем так. Эти водоемы образовались в результате запруды
реки Теча, но с самой рекой эти водоемы не связаны. Они
- бессточные. Они перегорожены плотиной, и стока из этих
водоемов нет. В этом-то, кстати, и проблема.
Марина Катыс: Дело в том,
что каскад этих водоемов переполняется и что делать с избытком
жидких радиоактивных отходов, пока неясно.
Николай Шинкарев: Почему?
Все ясно. Есть нормальные планы, есть несколько способов.
С одной стороны, есть обводные каналы, их просто надо чистить.
Там есть ТЭЦ, и золоотвалы этой ТЭЦ мешают сливаться воде.
То есть, не радиоактивной, конечно, а обычной воде. Эти
каналы чистятся, с одной стороны. А с другой стороны, разработана
программа по укреплению плотины, и она реализуется. Мы думаем,
что нет больших поводов для беспокойства. Более того, мы,
безусловно, рассматривали вариант, если этот водоем переполнится
и вода пойдет в открытую гидросеть, в реку Теча. Это, конечно,
очень неприятная ситуация. Но и при этом уровень радионуклидов
в Тече превысит норму где-то в 5-10 раз. Теча впадает в
другие реки, в которых превышение ПДК по другим вредным
веществам существенно больше, чем в 5-10 раз. Там нефтепродукты,
цветные металлы - в 10-20 раз. То есть, с точки зрения экологии,
вода реки Теча - это одна из наиболее экологически безопасных,
чем тот же Тобол, Иртыш. Даже в случае переполнения этого
водоема, скажем так, катастрофы не получится.
Марина Катыс: С такой трактовкой
событий, в частности, с тем, что Теченский каскад водоемов
не связан с самой рекой Теча, не согласна директор Центра
ядерной экологии и энергетической политики Социально-экологического
союза Лидия Попова.
Лидия Попова: Как это, не
связан с рекой Течей, когда это называется Теченский каскад?
Плотина была построена на реке Теча, чтобы создать искусственное
водохранилище, которое замедляет ток воды и приводит к тому,
что тяжелые радионуклиды, такие как стронций, цезий, опускаются
на дно и оседают в илах. С одной из плотин сейчас очень
большая проблема. Там, по-моему, до перелива осталось всего
40 сантиметров, и эту плотину пытаются надстраивать и как-то
укреплять.
Я буквально от всех специалистов вплоть
до министра по атомной энегрии слышала одно и то же - прорыв
плотины приведет к катастрофическим последствиям. Если через
эту слабую плотину хлынет вода из резервуаров Течи, то это
же не просто будет разлив воды, где не очень большое содержание
радионуклидов. Хотя у меня есть моя собственная фотография
1992 года, где я сижу с радиометром на берегу как раз этого
водохранилища, и радиометр показывает 5 000 микрорентген
в час. При норме 20 микрорентген в час, он показывает 5
000. То есть, это достаточно радиоактивная вода. Но самая-то
главная проблема - илы. Потому что вода, прорвавшись через
полтину, повлечет вместе с собой донные осадки, илы. Для
экосистемы это будет просто катастрофа. И слепые птицы появятся,
и все на свете... А, кроме того, это же ведет и к загрязнению
Обской губы, и к загрязнению Карского моря.
Где тот предел, когда еще одна добавка
загрязнений не приведет к катастрофическим последствиям?
Заявление представителя Минатома - достаточно легкомысленное.
Даже от представителей Минатома я такого еще не слышала.
Марина Катыс: О последствиях
возможного прорыва плотины 11 водоема Теченского каскада
рассказывает координатор Энергетического департамента "Гринпис
- Россия" Владимир Чупров.
Владимир Чупров: Бесследно
это, естественно, не пройдет. Хотя бы потомуо, что волна,
которая пойдет в результате прорыва дамбы 11 водоема (это
- последняя дамба на Теченском каскаде), просто смоет прибрежные
деревни, которые до сих пор там находятся. Во-вторых, 11-й
водоем, о котором идет речь, также содержит радионуклиды.
В результате прорыва будут смыты донные осадки, отложения
и илы, которые в наибольшей степени сконцентрировали в себе
то, что находится сейчас в Теченском каскаде, и все это
будет вынесено в пойму реки Теча и других.
Кроме прорыва дамбы Теченского каскада,
естьеще одна проблема - озеро Карачай. Там сформировалась
подземная линза, которая сейчас мигрирует на юг в сторону
Челябинска и уже достигла водозаборов первых деревень, которые
стоят на пути этой линзы. Вот что делать с этим - не знает
вообще никто. При этом продолжается сброс радиоактивных
отходов и в Карачай, и в Теченский каскад.
Марина Катыс: В то же время
в Челябинской области и в самом городе Озерске, где расположен
комбинат "Маяк", к самому закрытию завода РТ-1 отношение
неоднозначное. По словам координатора программ Уральского
экологического союза Ольги Подосеновой, само по себе закрытие
завода не делает ядерное предприятие чистым.
Ольга Подосенова: Впервые
за 50 лет произошло, на наш взгляд, торжество буквы закона.
То есть, 50 лет "Маяк" сливал свои отходы в открытые водоемы:
и в Теченский каскад, и в озеро Карачай, и вот впервые за
50 лет Госатомнадзор сказал предприятию, что так делать
нельзя.
Марина Катыс: Как относится
население к ситуации с непродлением лицензии заводу по переработке
отработавшего ядерного топлива?
Ольга Подосенова: Естественно,
люди, которые работают на "Маяке", я бы не сказала, что
настроены панически, но понятно, почему они к этому относятся
плохо. Но вот просто обычные люди, жители Озерска, относятся
спокойно, и многие говорят, что, действительно, если предприятие
50 лет нарушало законодательство, разве можно продолжать
это делать и дальше?
Марина Катыс: По словам Ольги
Подосеновой, ничем не подкрепленные заявления специалистов
Минатома о якобы существующих передовых технологиях - всего
лишь желание не упустить финансовые потоки, направляемые
на решение этой проблемы.
Ольга Подосенова: Сейчас в
наших средствах массовой информации выступают представители
"Маяка" и говорят, что в результате непродления лицензии
"Маяку" встанут все заводы и все атомные станции, что государство
должно обратить внимание на проблему и выделить по-больше
денег на нужды "Маяка".
Выходом и решением этой проблемы может
быть объявление открытого тендера, я подчеркиваю - открытого,
потому что в конкурсе по решению проблем "Маяка" должны
участвовать представители и ученые разных учреждений, а
не только ведомственной "про-минатомовской" принадлежности.
А иначе все выделенные правительством деньги опять уйдут
на нужды Минатома, а проблемы решаться не будут.
Марина Катыс: В настоящее
время в России накоплено около 15 тысяч тонн отработавшего
ядерного топлива. По словам начальника Управления по взаимодействию
с органами государственной власти и информационной политики
Минатома России Николая Шинкарева, в результате решения
Госатомнадзора на заводе РТ-1 приостановлена переработка
отработавшего ядерного топлива.
Николай Шинкарев: Пока лицензию
не продлят, завод не будет перерабатывать отработавшее ядерное
топливо. Но рано или поздно она будет продлена, другой вопрос
- когда. Такой уж очень критической ситуации нет, потому
что завод, на самом деле, перерабатывает относительно небольшое
количество отработавшего топлива, где-то - от 100 до 200
тонн в год. У этого завода есть хранилище, чтобы заполнить
которое нужно более года. Так что ситуация рабочая.
Марина Катыс: При этом руководство
Минатома продолжает настаивать на прибыльности ввоза в Россию
иностранного отработавшего ядерного топлива.
Николай Шинкарев: Завод РТ-2
начал строиться в 80-х годах, строительство было прекращено,
построена первая очередь - это "мокрое" хранилище отработавшего
ядерного топлива. Сейчас ведется модернизация, с одной стороны,
этого хранилища, расширение его, начались работы по строительству
нового, более масштабного хранилища. Это составная часть
завода РТ-2. А сама очередь переработки отработавшего ядерного
топлива будет построена, по нашим планам, примерно к 2020
году, тогда, когда возникнет необходимость в масштабной
переработке отработавшего топлива.
Марина Катыс: То есть, Минатом
сохраняет планы осуществить ввоз в Россию отработавшего
ядерного топлива из других государств?
Николай Шинкарев: Да, конечно,
эти планы есть, мы в этом направлении работаем. Руководство
страны и ученые нас в этом поддержали, проекты прошли экологическую
экспертизу, там четко записано, что ввоз начнется только
при условии, что в результате осуществления проекта улучшится
экологическая ситуация. То есть, очень просто - деньги мы
будем использовать на экологические программы, в том числе
и на Теченский каскад водоемов.
Марина Катыс: А какой процент
отчислений от проекта планируется тратить на экологические
программы?
Николай Шинкарев: Есть закон,
в котором очень четко сказано, что вычисляются затраты на
обращение с топливом, а вся остальная прибыль будет идти:
15 процентов от прибыли - в регионы, куда завозится топливо,
а 75 процентов - на выполнение программ. По нашим прикидкам,
это где-то порядка 30 процентов от суммы, полученной за
ввоз топлива.
Марина Катыс: О предполагаемых
расходах Минатома на решение экологических проблем рассказывает
директор Центра ядерной экологии и энергетической политики
Социально-экологического союза Лидия Попова.
Лидия Попова: В тех документах
Минатома, которые я видела, говорилось о том, что 20 процентов
от сделок должно направляться на экологические программы.
В технико-экономическом обосновании, которое Минатом представил
на государственную экологическую экспертизу, речь шла о
7 миллиардах долларов на решение экологических проблем.
Для России это, конечно, существенная цифра, но она абсолютно
недостаточная.
Радиоактивное загрязнение России гораздо
более проблематичное, чем в Соединенных Штатах. В Соединенных
Штатах не было таких катастроф, какие были на Южном Урале,
не было взрыва 1957 года, не было разноса радиоактивности
из озера Карачай 1967 года. В России последствия деятельности
ядерного топливного цикла - очень большая проблема. В основном,
конечно, это относится к последствиям развития военных ядерных
программ, они просто катастрофические.
Так вот, Соединенные Штаты свою программу
очистки (обращения с ядерными отходами) оценили в 240 миллиардов
долларов, и уже около 60 миллиардов долларов они на это
истратили. И надо сказать, что специалисты Департамента
энергетики говорят, что такая очистка не работает. Она не
работает по физическим причинам. Вы можете взять грязный
грунт, перенести из одного места в другое, но пока радиоактивные
элементы не распадутся, вы все равно "чистым" его не сделаете.
Вы можете пытаться как-то зафиксировать загрянение. Но заключить
все в стекло или в цемент или в битум - невозможно, это
огромные объемы. Что делают в Соединенных Штатах? Собирают
загрязненный грунт в такие гурты или в траншеи, накрывают
пластиком и засыпают грунтом. Но опять же: а вода? Ее удержать
невозможно, она все равно проникает и разносит радиоактивность.
На этом фоне 7 миллиардов долларов в течение
20 лет (по сравнению с 240 миллиардами, которые американцы
в течение 20 лет собираются истратить) - это просто копейки.
Мне кажется, что в России за эти деньги невозможно добиться
каких-то ощутимых результатов.
Марина Катыс: При этом уже
сейчас комбинат "Маяк" мог бы существенно снизить сбросы
жидких радиоактивных отходов, как этого и требует Госатомнадзор.
Продолжает Лидия Попова.
Лидия Попова: На "Маяке" ведь
просто берут воду из одного водоема, пропускают ее через
технологический цикл, и потом сбрасывают, но уже - в другой
водоем, в озеро Карачай или в Теченский каскад. Даже речи
не идет о том, чтобы использовать какие-то технологии, которые
уже существуют, чтобы очистить хотя бы низкоактивные отходы.
Уже сегодня можно было бы снизить сбросы на 10 процентов,
уменьшить сброс отходов в природные среды. Это был бы первый
этап. Госатомнадзор ведь не говорит: "Немедленно, прямо
сейчас прекратите сбросы.
Они говорят: "Представьте комплексный план
мероприятий. Сейчас вы на 10 процентов снизите, потом -
на 20 процентов". Но для этого нужны некоторые усилия.
Конечно, "Маяк" - банкрот: он и работает
не на полную мощность, и контрактов у него зарубежных нет,
только из ближнего зарубежья. Стоимости этих контрактов
неадекватны тем затратам, которые нужны на переработку и
на природоохранные мероприятия. А проблема загрязнения окружающей
среды на "Маяке" - проблема общенациональная, это федеральная
проблема.
Марина Катыс: Сейчас, действительно,
существует реальная возможность объявить предприятие "Маяк"
банкротом. Это возможно сделать, сознательно увеличивая
его долги вследствие простоя и невыплат заработной платы.
Результатом этого может стать разделение предприятия, а
именно: наиболее выгодные производства перейдут, в результате
акционирования, в частные руки, а нерентабельные останутся
на балансе государства. Прокомментировать это я попросила
координатора Энергетического департамента "Гринпис - Россия"
Владимира Чупрова.
Владимир Чупров: Минатом давно
готовит такие планы. И я думаю, что, скорее всего, они осуществятся.
Это дело ближайших 2-3-4 лет, когда, действительно, будет
акционирована доходная часть ядерного производства. Для
ядерного топливного цикла таких предприятий, как "Маяк",
как Красноярск-26, Томский химический комбинат, доходной
частью является производство изотопов. В ядерной энергетике
на атомных станциях будут акционированы генерирующие мощности,
в данном случае - турбины.
Ту часть производства, которая относится
к могильникам, к производству топлива, к добыче урановой
руды, предполагается оставить у государства. А это будет
означать, что государство, владея или имея в собственности
эти все могильники, все это грязное производство, связанное
с ядерным топливным циклом, фактически будет дотировать
доходную часть ядерного цикла, которая будет принадлежать
группе чиновников. Минатом окажется в позиции, при которой,
действительно, энергия, вырабатываемая Атомными станциями,
будет дешевле, но - за счет государственных дотаций и субсидий.
Марина Катыс: По мнению депутата
Сергея Митрохина, решение вопроса о том, получит ли Минатом
лицензию на переработку отработавшего ядерного топлива,
во многом зависит от того, насколько сильное давление будет
оказано атомщиками на этот контролирующий орган.
Сергей Митрохин: Конечно же,
лоббистское давление будет чудовищным. Сейчас уже подключили
депутатов соответствующих регионов. Я думаю, что сейчас
надо мобилизоваться и общественности, и тем политическим
партиям, депутатам и фракциям в Государственной Думе, которые
считают необходимым прекратить это бесконечное безобразие
и навести в отрасли элементарный порядок.
У нас Госатомнадзор находится в приниженном,
забитом состоянии, он постоянно подвергается атакам со стороны
Минатома. Голубая мечта Минатома заключается в том, чтобы
вообще отнять у Госатомнадзора право лицензирования и присвоить
это право себе, что вообще - абсолютный нонсенс в мировой
практике, и когда говоришь об этом с экспертами МАГАТЭ -
у них глаза лезут на лоб.
|