[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Владимир Соловьев
Сергей Иваненко в программе Владимира Соловьева "Смотрите, кто пришел"
ТВС, "Смотрите, кто пришел", 4 февраля 2003 года

Владимир Соловьев: Здравствуйте. Я Владимир Соловьев. В эфире программа "Смотрите, кто пришел". Сегодня российская политическая элита обсуждает новость о резком падении рейтинга партии "Единая Россия". Опубликованные ныне данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения говорят о том, что если б выборы состоялись, в эти выходные, то о большинстве в Думе Единоросам осталось бы только мечтать. Что это? Начало предвыборной кампании, при том другими партии? Не знаю. Сегодня ситуацию нашей программе комментирует Сергей Иваненко заместитель председателя партии "Яблоко". Здравствуйте, Сергей Викторович.

Сергей Иваненко: Добрый вечер.

Владимир Соловьев: Как вот тут в сюжете прозвучало: "Индейцы начали играться". И так, начинаем наше пау-вау, то есть сборище. Почему вообще эти рейтинги всех так волнуют? Что, им можно верить?

Сергей Иваненко: Рейтинги имеют значение главным образов не для политиков не для партии, а для избирателей, которые еще не определились. Существует такой психологический фактор

Владимир Соловьев: Хочется быть сильным

Сергей Иваненко: Голосования за тех, кто находится в рейтинге. Поэтому с таким пристальным вниманием политики, и мы не исключение, относимся к этим рейтингам.

Владимир Соловьев: Вас удивили опубликованные рейтинги?

Сергей Иваненко: Нет, не удивили. Во-первых, там технический был пересчет, потому что методика чуть-чуть изменилась, хотя тенденция та же.

Владимир Соловьев: Ближе к истине? Дальше?

Сергей Иваненко: Там цифры должны быть чуть больше. Ну и у коммунистов должны быть чуть больше. То есть для сопоставить с предыдущим месяцем, у коммунистов было бы 30 в январе, у "Единая Россия" - 18, у нас было бы 10 с небольшим, ну и так далее. Поэтому все равно становится понятно…

Владимир Соловьев: А получилось?

Сергей Иваненко: А получилось там 20…

Владимир Соловьев: У КПРФ - 24, у вас 14, "Яблоко" - 8, у ЛДПР - 6, Союз - 5.

Сергей Иваненко: Нет у нас пока… Пока к сожалению 14 - это у "Единства", у нас было бы 8.

Владимир Соловьев: Да извините, "Единство" - 14, да, 8. Извините, подыграл.

Сергей Иваненко: Ну вот. И если говорить по существу дела то я думаю, что здесь нет ничего удивительного, потому что у нас был уже опыт. Опыт выборов партии власти. Сначала это был выбор России Гайдара в 93-ем году, который набрал примерно там 12 процентов, затем был Виктор Степанович с "Нашим домом" - 14 процентов. Чуть-чуть выскочило вперед "Единство", вот этот новый блок, не намного за счет фактора Путина, за счет его исключительной популярности перед выборами 99-ого года. А сейчас все приходит примерно на тот уровень, который и означает поддержку населением России. Вот типично такой стандартной партии власти, партии бюрократии, партии у которой есть деньги, административный ресурс, телевидение, которая может выдавать зарплату на …

Владимир Соловьев: И контролировать

Сергей Иваненко: предприятиях при условии, что там пойдут на выборы, или там запишутся в партию. Вот такой ресурс примерно 15 процентов

Владимир Соловьев: Это, если я правильно понимаю, вы так думаете, или у вас есть сведения о том…

Сергей Иваненко: Нет, конечно у нас есть сведения. Есть сведения о том, что загоняют в "Единство", есть сведения о тех методах агитации, которые и раньше были и сейчас есть. Ну, посмотрите хотя бы на плакат: "Мы объединились" - этот плакат, я не знаю, сколько это стоит, но он находится на самых главных дорогах не только Москвы и Санкт-Петербурга, но практически всей России. Можно себе представить, каким образом будет вестись кампания непосредственно перед выборами. Вот управляемая компания, кампания такая жесткая, массированная, агрессивная со стороны партии власти тоже нами проходилось. Самый яркий ее пример - это выборы Ельцина. Вспомните, не президента же выбирали, а выбирали Ельцина в 96-ом году. И точно так же велись все прочие кампании. Поэтому этот ресурс существует, он реальный. И с ним нельзя не считаться и я думаю, что он находится в этих пределах.

Владимир Соловьев: Но если я правильно понимаю, то ведь эти данные в высшей степени настораживающие, потому что не совпадают с официальными данными поддержки президента?

Сергей Иваненко: Да, вот собственно говоря беспокойство высших эшелонах власти и партийный и не партийной началось именно из-за этого. Из-за того, что если президент Путин пойдет на выборы с поддержкой вот только партии "Единство", которая с моей точки зрения имеет вот объективно тот показатель, который она и должна иметь.

Владимир Соловьев: То есть это процент людей искренне любящих любую власть не важно как она называется?

Сергей Иваненко: Процент людей, который голосует за власть. Этот процент людей есть во всех странах мира.

Владимир Соловьев: Конечно.

Сергей Иваненко: Он везде разный. Поэтому тут нет ничего необычного, и постыдного, кстати говоря.

Владимир Соловьев: Это данность.

Сергей Иваненко: Да, это данность. И я думаю, что тут проблема другая. Потому что если президент пойдет на выборы вот исключительно с партией "Единство", то тогда действительно возникает проблема, потому что на выборах президента, с 15-ю процентами которой дается за партию, конечно там, у Путина , совсем другое к нему отношение, чем к Единству, но все равно это достаточно не приятная вещь.

Владимир Соловьев: Но что противоречит основному лозунгу Единства, что "Мы партия президента".

Сергей Иваненко: И партия большинства, они говорят.

Владимир Соловьев: Да, и партия большинства. То есть здесь это никак не складывается.

Сергей Иваненко: У них неплохой результат, и на их месте мы бы не стали переживать, но им нужна совсем другая, другая история. Им нужно действительно доказать, что они способны контролировать Думу, что они способны иметь контрольный пакет в парламенте.

Владимир Соловьев: Что будет дальше Сергей Викторович? Обозначает ли это, что будет идти дальнейшее ужесточение всех возможных информационных потоков с целью получения желаемого результата?

Сергей Иваненко: Я этого не исключаю. Если говорить о нас, то мы будем с этим бороться. Мы считаем, что ничего не угрожает политической стабильности в России и вовсе необязательно, чтобы "Единство" почему то вдруг, по чьему-то желанию набирало там не знаю сколько 30, 40, 50 процентов. Это воля избирателей. Вот если избиратели считают, что вот такой политический спектр должен быть представлен в парламенте, значит президент, который будет избран, он должен, во-первых, это учитывать, и, во-вторых, корректировать свою политику, и в этом состоит суть демократии. Наш парламент в России в большинстве случаев не имеет право принимать окончательное решение. Даже законы мы только принимаем первыми, а потом идет Совет Федерации и президент.

Владимир Соловьев: То есть формально Дума должна иметь возможность высказать власти, что она хочет народ.

Сергей Иваненко: Да, это во-первых. И, во-вторых, Дума, если она будет создана в таком составе, который отражает все слои населения, все политические настроения…

Владимир Соловьев: То это будет корректно, по крайней мере.

Сергей Иваненко: То это будет и с точки зрения и политики президента, более обосновано, более стабильно, и более надежно с точки зрения я развития страны.

Владимир Соловьев: Сергей Викторович, вот простая математика. КПРФ - 24, ЛДПР - 6, дальше вот бесконечные партии, но в общей сложности если просуммировать партии откровенно настроенные, скажем так, на протестное голосование, то мы получаем, чуть ли не 40 процентов. Обозначает ли это, что степень доверия страны президенту существенно меньше, чем нас пытаются убедить?

Сергей Иваненко: Я думаю да. Действительно, рейтинг президента вовсе не 85 процентов, в чем нас пытаются уверить. Он очень значительный, но он процентов 50 - это и так очень много учитывая то состояние в котором находится большинство населения. Ведь у нас страна по существу очень бедная, очень бедная страна. Даже те люди, которые находятся выше вот этого прожиточного уровня, их назвать людьми среднего класса ни у кого язык не повернется. Потому что у них хватает денег только на самые элементарные потребности. И в этой…

Владимир Соловьев: То есть средний - это питающийся по средам.

Сергей Иваненко: Да, наверное. И вот это состояние в стране, конечно ,не может не отразиться на том что люди голосуют протестно. Люди либо не ходят на выборы, либо голосуют против всех, что кстати говоря в последние вот несколько месяцев стало просто массовым явлением. Люди приходят на выборы и голосуют против всех.

Владимир Соловьев: Ну и здесь, 20 процентов затруднились ответить, а шесть процентов проголосовали против всех. Вот, исходя из этой тенденции, то что не многие верят в возможность честных выборов. То есть мы знаем точно человека, который верит в такую возможность - это господин Вешняков, все остальные сомневаются. Идет раскол и на правом фланге. Вы не боитесь, что из-за технологических особенностей выборов так как и вы и СПС находитесь не так далеко от страшной отметки в 5 процентов, вы можете оказаться в Думе, лишь от одномандатных округов, а не по партийным спискам.

Сергей Иваненко: Вы знаете, верить или не верить в честность выбора - это вопрос не к нам. Мы боремся за то, чтобы выборы были честными. Мы сейчас готовим специальную программу по выборам, одним из элементов которой является контроль за голосованием. Это наблюдатель на участках, это наши представители во всех участковых комиссиях. И на самом деле, точка зрения, что выборы фальсифицируются, она несколько преувеличена. Действительно, существует какой-то процент голосов. По моей оценке процентов 10-15 в среднем по стране, которым власть в разных регионах может манипулировать тем или иным способам. И не всегда вот только незаконно, есть еще манипуляция…

Владимир Соловьев: Это один из способов, о котором вы говорили, можно сказать " Зарплату получите, если все проголосуете".

Сергей Иваненко: Да, примерно. Но в целом, все-таки, если люди действительно вот просто люди, избиратели. Если они идут на выборы, если они голосуют. И если они же следят, за тем, как подсчитываются их голоса, то здесь фальсифицировать трудно. Особенно трудно, Помните, как в 12-и стульях, когда Балаганов жаловался, вот не достались университетские центры, тут сыном лейтенанта Шмита не поработаешь. Вот в таких крупных мегаполисах, где есть люди довольно много людей и самых разных…

Владимир Соловьев: высокий уровень ответственности.

Сергей Иваненко: Да, есть уровень гражданской ответственности более высокий, чем в среднем по стране, здесь возможность контроля за выборами есть. Поэтому за это надо бороться. Нельзя ждать, что кто-то придет, и вам все правильно посчитает. Это вопрос и партий и вопрос, вообще говоря, большинства граждан.

Владимир Соловьев: Последнее время возникает ощущение, что "Яблоко" существенно ближе подошло к позиции президента, чем было там несколько месяцев назад, до событий на Дубровке. Действительно ли есть такое изменение, потепление в отношениях между Кремлем и "Яблоком", или это всего лишь временная приостановка боевых действий.

Сергей Иваненко: Вы знаете, "Яблоко" никогда не подходило и не отходило от власти. Ситуация прямо противоположная. "Яблоко" Выдерживает линию вот уже 12 лет, вот одну линию, как мы ее заявили в 90-ом году, так и продолжаем. А власть, в зависимости от того, в каком она состоянии, какие у не приоритеты, она то подходит к "Яблоку", то отходит. В этом смысле то, что происходит сейчас, это называется словом "диалог". Президент Путин, и мы отдаем ему должное, потому что это действительно первый такой случай, когда высшая власть в России так с нами имеет такие отношения. Он ведет с нами диалог. Он прямо говорит по тем вопросам, по которым он с нами не согласен, например по Чечне. Мы свою позицию не меняли. Мы открыто говорим ее президенту, он же нам открыто говорит, что с этой позицией не согласен. А по другим вопросам, например, вопросу реформы электроэнергетики, вот пресловутый пакет РАО "ЕЭС", значит, к нашему мнению прислушивались. И так же по некоторым другим вопросам…

Владимир Соловьев: Хотя Чубайса не снимает.

Сергей Иваненко: Ну вот, вот вы видите, вы сами отвечаете на этот вопрос.

Владимир Соловьев: То есть слушает, но не снимает.

Сергей Иваненко: Поэтому у нас с президентом Диалог, и мы удовлетворены этим диалогом, потому что кое-что нам удается сделать.

Владимир Соловьев: В том плане, что барин хоть слушает? Но Чубайса так и не снимает.

Сергей Иваненко: Нет, нет но кое-что, кое-что удается, удается, в кое-чем удается убедить президента и самый яркий пример, это внешняя политика России, которая сейчас это уже стало общим местом. Она существенно изменилась после 11 сентября 2001 года. Думаю, не надо объяснять, что "Яблоко" имело эту позицию задолго до этой даты.

Владимир Соловьев: Сергей Викторович, вот сейчас начинается время, когда многим бизнесменам звонят и говорят, "Хотите место в Государственной думе - дайте пожалуйста денег." Партии очень нужны деньги. Вы местами торгуете?

Сергей Иваненко: Нет. Нет. Местами мы не торгуем, никогда не торговали и никогда не будем.

Владимир Соловьев: А откуда деньги у партии?

Сергей Иваненко: Деньги, нам конечно в этих условиях не так просто, сложнее, но деньги нам дают в основном предприниматели, разные, крупные, средние и мелкие предприниматели. И главным условием вот принятия нами денег, их два на самом деле условия, главным является то, что мы заранее предупреждаем, что мы вопросами лоббирования не занимаемся.

Владимир Соловьев: То есть дайте денег и отойдите?

Сергей Иваненко: Дайте денег на общеполитическое финансирование. Если вы считаете, что в России нужна такая партия, которая отстаивает права человека, которая не берет взяток, которая говорит то, что думает кому угодно, тогда мы готовы принять.

Владимир Соловьев: Тогда дайте денег.

Сергей Иваненко: И второе условие, мы следим за тем, чтобы деньги были от людей с относительно неплохой репутацией, потому что от бандитов не возьмем.

Владимир Соловьев: Мне нравится эта формулировка насчет относительно неплохой. На какой рейтинг рассчитываете?

Сергей Иваненко: Ну, мы боремся за то, чтобы получить 10-15процентов голосов избирателей, хотя конечно им решать, и здесь, это опять вопрос не к нам сколько вы положите.

Владимир Соловьев: Мы хотим 10, дайте 6.

Сергей Иваненко: Мы боремся, мы боремся за каждый голос, мы ценим каждого избирателя.

Владимир Соловьев: Спасибо Сергей Викторович. В ближайший год россиянам придется так же часто слышать слово "рейтинг", как и нам людям работающим на телевидении. Для нас рейтинг - оценка работы, для политика - оценка его будущей работы, некий кредит доверия. Главное, чтобы участники политической гонки не забыли потом кредит-то вернуть, и желательно с процентами. Увидимся завтра.

ТВС, "Смотрите, кто пришел", 4 февраля 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сергей Иваненко



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]