Депутат Государственной Думы Валерий Останин отвечает
на самые актуальные вопросы настоящего времени.
О реформах электроэнергетики и ЖКХ
- В последние месяцы особое внимание общества было приковано
к рассмотрению Госдумой законопроектов о реформировании
электроэнергетики и ЖКХ. Вы проголосовали против предложенных
вариантов реформирования. Почему?
- За идеей создания конкурентной рыночной среды в энергоснабжении
в представленных законопроектах кроются опасные предложения,
которые самым серьезным образом отразятся на массовом потребителе
электроэнергии. В законопроектах полностью; отсутствуют
гарантии от безудержного роста энерготарифов. Из процесса
регулирования цен на электроэнергию Исключаются субъекты
федерации, а правительство добровольно отказывается от эффективного
государственного контроля за деятельностью создаваемых структур
- Федеральной сетевой компании и Системного оператора. Все
искусственно раздуваемые издержки, завышенные зарплаты руководства
энергетических компаний {только зарплата Анатолия Чубайса,,
по данным журнала "Компания", составляет 1 миллион
600 тысяч долларов в год) будет оплачивать потребитель,
а государство не сможет воздействовать на частных монополистов.
Кроме того, рост стоимости электроэнергетики неизбежно скажется
на себестоимости любых товаров и услуг, что приведет к очередному
падению жизненного уровня населения.
Сегодня нам предлагают отдать наиболее доходные энергетические
предприятия в руки Чубайса и компании (тем более в качестве"
залога на предполагаемых аукционах планируется использовать
акции РАО БЭС). Новые частные монополисты неизбежно будут
использовать полученные ресурсы в политических целях и смогут
поставить на колени целые регионы России.
- Однако, реформы электроэнергетики все же необходимы
- нужно провести технологическое перевооружение, обновить
основные фонды, создать более благоприятные условия для
потребителя. Как решить эти задачи?
- Фракция "Яблоко" считает необходимым создать
надежный правовой фундамент реформы электроэнергетики, с
особенной четкостью и прозрачностью гарантировать права
потребителей и обеспечить защиту населения от необоснованного
повышения тарифов. Необходимо установить эффективный контроль
над монопольным сектором, определить пределы повышения цен
с целью предотвращения искусственного раздувания издержек,
создать систему адресных субсидий гражданам на оплату стоимости
электроэнергии. Также "Яблоко" считает необходимым
объединить Федеральную Сетевую Компанию и Системного Оператора
и закрепить долю государства в их капитале на уровне 75-100
процентов, закрепить в федеральных законах специальные антимонопольные
меры и эффективный контроль государства, в том числе субъектов
Федерации, над энергетической отраслью. Без принятия предложенных
мер реформирование электроэнергетики станет очередным проявлением
политического авантюризма.
- Чем вас не устроил правительственный вариант реформы
ЖКХ?
- Проект правительства по реформе ЖКХ поместился всего
на трех страницах. Его общая суть в том, что правительство
мечтает отправить коммунальщиков в свободное плавание, надеясь,
что рынок все уладит. Но сейчас речь о рыночных отношениях
не может идти. Рынка нет, и как о нем можно говорить, если
квартиросъемщик не имеет выбора: одна труба, одна ТЭЦ в
городе, одна отельная в поселке. Где тут может быть создана
конкурентная среда?
Правительственная концепция реформирования ЖКХ предусматривает
последовательный, путем повышения тарифов переход в 2008
году к 100-процентной оплате коммунальных услуг и упразднение
льгот. Подобная реформа носит исключительно фискальный характер.
Нельзя считать реформой то, что не предусматривает серьезных,
принципиальных структурных преобразований. А-переход к 100-процентной
оплате в условиях, когда 40 процентов населения живет за
чертой бедности, минимальный размер оплаты труда (1.0 долларов)
не соответствует прожиточному минимуму - кощунство.
- Какие могут быть альтернативы правительственному варианту
реформирования ЖКХ?
- Во-первых, необходимо погасить долги бюджетов всех уровней
перед ЖКХ, а это 30 миллиардов рублей. Во-вторых, провести
аудиты (проверить) обоснованности существующих стандартов,
нормативов (норм потребления), тарифов, обеспечить жилые
дома контрольно-измерительными приборами. В-третьих, привести
в нормальное состояние коммуникации, жилые фонды - сегодня
потери тепла на трассах порядка 40 процентов. Обязательно
необходимо сохранить субсидии для инвалидов, ветеранов,
работников народного образования, здравоохранения. Следует
также развивать общества наемщиков, собственников жилья
(домкомы, ТСЖ), освободить их, в том числе МУП жилищно-коммунальной
сферы, от уплаты НДС, земельного налога.
О делах алтайских
- В декабре прошедшего года в краевом центре сложилась
скандальная ситуация, когда сотрудников ряда предприятий,
принадлежащих крупному финансово-промышленного холдингу,
по некоторым данным принуждали писать заявления о вступлении
в Союз правых сил, преследуя определенные цели. Об этом,
в частности, заявляли руководители краевого отделения СПС.
Ваше отношение к этим событиям?
- Нельзя превращать в профанацию идеи партийного строительства.
Если выяснится, что заявления написаны "под кампанию",
то в приеме в партию таким людям должно быть, безусловно,
отказано. В эту ситуацию должно вникнуть также краевое управление
юстиции и сказать свое веское правовое слово.
- В конце ноября краевые законодатели единодушно разрешили
нынешнему губернатору Алтайского края Сурикову баллотироваться
на третий срок, законодательно определив второй срок первым.
Как вы прокомментируете решение своих алтайских коллег?
- Я не понимаю, как можно считать первым то, что является
вторым. Это абсурд, и столь нелогичное законодательное решение
противоречит здравому смыслу .Поэтому к подобному решению
краевого Совета отношусь крайне отрицательно.
Мы в Госдуме часто получаем упреки от краевых законодателей,
что в парламенте нашей страны царит атмосфера угодничества:
"на ура" проходят все законодательные инициативы
администрации президента. Как тогда объяснить тот факт,
что сами краевые депутаты "на ура" принимают столь
одиозные законы, исполнительной краевой исполнительной власти?
Правда, в свое время именно депутаты Государственной Думы
приняли поправки в федеральное законодательство, отдающие
решения "о губернаторских сроках" на откуп регионам,
хотя ранее существовали жесткие ограничения. Фракция "Яблоко"
солидарно голосовала против подобных изменений: сменяемость
власти мы считаем неотъемлемым элементом гражданского, демократического
общества.
О реформировании МВД
- В последнее время оживился разговор о реформе МВД:
идет активное обсуждение предполагаемого разделения МВД
на федеральную полицию, муниципальную милицию и гвардию.
Каково ваше мнение но данному поводу?
- Главное, чтобы реформирование МВД не закончилось, как
у нас водится, только сменой вывесок. Есть опасения, что
милицию поменяют на полицию, а качественно работа ведомства
не изменится. По моему мнению, необходимо в первую очередь
выделить приоритеты в работе МВД. Первым из них должно стать
низовое звено - районные отделы внутренних дел, участковые,
оперуполномоченные, следователи. Необходимо все силы и ресурсы
бросить на его укрепление, обеспечить рядовому и сержантскому
составу достойное финансирование и материально-техническое
обеспечение их деятельности (а то сейчас в большинстве РОВД
по-прежнему не хватает даже бензина для милицейских машин).
Но и спрос чинить строже.
Приоритетом в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений
должны стать преступления против жизни и здоровья людей:
убийства, посягательства на жизнь, террористические акты,
разбойные нападения, грабежи. Раскрытие тяжких преступлений
должно являться главным критерием 'Эффективности работы
РОВД.
Приоритетным также должен стать принцип неотвратимости
наказания - особенно за умышленные убийства и другие тяжкие
преступления. Безнаказанность, нераскрытие преступлений
порождает рецидив. Много говорят о необходимости введения
смертной казни. Проблема на самом деле совершенно в другом:
сейчас в федеральном розыске находятся семь тысяч убийц.
То есть семь тысяч убийц не понесли за свое преступление
никакого наказания: они - на свободе и ходят среди нас.
Главное - их разыскать, задержать и предать суду, который
должен вынести строгое наказание.
- Кстати, по статистическим данным, картина преступности
в Алтайском крае вырисовывается просто жуткая...
- Статистика, она, говорят, знает все. Но и манипуляций
с ней достаточно. Так, в августе-сентябре краевая прокуратура
возбудила почти 10 тысяч дел из отказных материалов. На
1 августа в крае было 28 тысяч уголовных дел, а на 1 октября
уже 38 тысяч. Естественно, что реальной картины состояния
преступности в Алтайском крае и борьбы с ней от такой статистики
не получить. Чтобы подобного впредь не случалось, следует,
на мой взгляд, ввести ответственность за искажение данных
госстатистики по преступности.
Обратный пример: согласно статистическим данным, в крае
наблюдается тенденция снижения общеуголовной преступности.
Однако это не показатель хорошей работы милиции. Она может
быть признана эффективной только тогда, когда сокращается
и число тяжких преступлений, преступлений против личности.
Сегодня, к сожалению, количество тяжких преступлений в крае
растет. Бийск по числу заказных убийств занимает лидирующее
место, и ни одно из них не раскрыто.
Поэтому и реформа МВД должна быть ориентирована не на смену
вывески, а на выделение четких приоритетов и их достижение,
Вопрос безопасности граждан сегодня - один из самых актуальных,
и он должен быть решен в лучшую сторону: каждый человек
нашей страны должен чувствовать себя защищенным.
|