[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Валерий Останин: "Переход к 100-процентной оплате коммунальных услуг - это кощунство!
Деловой Бийск, 16 января 2003 года


Депутат Государственной Думы Валерий Останин отвечает на самые актуальные вопросы настоящего времени.

О реформах электроэнергетики и ЖКХ

- В последние месяцы особое внимание общества было приковано к рассмотрению Госдумой законопроектов о реформировании электроэнергетики и ЖКХ. Вы проголосовали против предложенных вариантов реформирования. Почему?

- За идеей создания конкурентной рыночной среды в энергоснабжении в представленных законопроектах кроются опасные предложения, которые самым серьезным образом отразятся на массовом потребителе электроэнергии. В законопроектах полностью; отсутствуют гарантии от безудержного роста энерготарифов. Из процесса регулирования цен на электроэнергию Исключаются субъекты федерации, а правительство добровольно отказывается от эффективного государственного контроля за деятельностью создаваемых структур - Федеральной сетевой компании и Системного оператора. Все искусственно раздуваемые издержки, завышенные зарплаты руководства энергетических компаний {только зарплата Анатолия Чубайса,, по данным журнала "Компания", составляет 1 миллион 600 тысяч долларов в год) будет оплачивать потребитель, а государство не сможет воздействовать на частных монополистов. Кроме того, рост стоимости электроэнергетики неизбежно скажется на себестоимости любых товаров и услуг, что приведет к очередному падению жизненного уровня населения.

Сегодня нам предлагают отдать наиболее доходные энергетические предприятия в руки Чубайса и компании (тем более в качестве" залога на предполагаемых аукционах планируется использовать акции РАО БЭС). Новые частные монополисты неизбежно будут использовать полученные ресурсы в политических целях и смогут поставить на колени целые регионы России.

- Однако, реформы электроэнергетики все же необходимы - нужно провести технологическое перевооружение, обновить основные фонды, создать более благоприятные условия для потребителя. Как решить эти задачи?

- Фракция "Яблоко" считает необходимым создать надежный правовой фундамент реформы электроэнергетики, с особенной четкостью и прозрачностью гарантировать права потребителей и обеспечить защиту населения от необоснованного повышения тарифов. Необходимо установить эффективный контроль над монопольным сектором, определить пределы повышения цен с целью предотвращения искусственного раздувания издержек, создать систему адресных субсидий гражданам на оплату стоимости электроэнергии. Также "Яблоко" считает необходимым объединить Федеральную Сетевую Компанию и Системного Оператора и закрепить долю государства в их капитале на уровне 75-100 процентов, закрепить в федеральных законах специальные антимонопольные меры и эффективный контроль государства, в том числе субъектов Федерации, над энергетической отраслью. Без принятия предложенных мер реформирование электроэнергетики станет очередным проявлением политического авантюризма.

- Чем вас не устроил правительственный вариант реформы ЖКХ?

- Проект правительства по реформе ЖКХ поместился всего на трех страницах. Его общая суть в том, что правительство мечтает отправить коммунальщиков в свободное плавание, надеясь, что рынок все уладит. Но сейчас речь о рыночных отношениях не может идти. Рынка нет, и как о нем можно говорить, если квартиросъемщик не имеет выбора: одна труба, одна ТЭЦ в городе, одна отельная в поселке. Где тут может быть создана конкурентная среда?
Правительственная концепция реформирования ЖКХ предусматривает последовательный, путем повышения тарифов переход в 2008 году к 100-процентной оплате коммунальных услуг и упразднение льгот. Подобная реформа носит исключительно фискальный характер. Нельзя считать реформой то, что не предусматривает серьезных, принципиальных структурных преобразований. А-переход к 100-процентной оплате в условиях, когда 40 процентов населения живет за чертой бедности, минимальный размер оплаты труда (1.0 долларов) не соответствует прожиточному минимуму - кощунство.

- Какие могут быть альтернативы правительственному варианту реформирования ЖКХ?

- Во-первых, необходимо погасить долги бюджетов всех уровней перед ЖКХ, а это 30 миллиардов рублей. Во-вторых, провести аудиты (проверить) обоснованности существующих стандартов, нормативов (норм потребления), тарифов, обеспечить жилые дома контрольно-измерительными приборами. В-третьих, привести в нормальное состояние коммуникации, жилые фонды - сегодня потери тепла на трассах порядка 40 процентов. Обязательно необходимо сохранить субсидии для инвалидов, ветеранов, работников народного образования, здравоохранения. Следует также развивать общества наемщиков, собственников жилья (домкомы, ТСЖ), освободить их, в том числе МУП жилищно-коммунальной сферы, от уплаты НДС, земельного налога.

О делах алтайских

- В декабре прошедшего года в краевом центре сложилась скандальная ситуация, когда сотрудников ряда предприятий, принадлежащих крупному финансово-промышленного холдингу, по некоторым данным принуждали писать заявления о вступлении в Союз правых сил, преследуя определенные цели. Об этом, в частности, заявляли руководители краевого отделения СПС. Ваше отношение к этим событиям?

- Нельзя превращать в профанацию идеи партийного строительства. Если выяснится, что заявления написаны "под кампанию", то в приеме в партию таким людям должно быть, безусловно, отказано. В эту ситуацию должно вникнуть также краевое управление юстиции и сказать свое веское правовое слово.

- В конце ноября краевые законодатели единодушно разрешили нынешнему губернатору Алтайского края Сурикову баллотироваться на третий срок, законодательно определив второй срок первым. Как вы прокомментируете решение своих алтайских коллег?

- Я не понимаю, как можно считать первым то, что является вторым. Это абсурд, и столь нелогичное законодательное решение противоречит здравому смыслу .Поэтому к подобному решению краевого Совета отношусь крайне отрицательно.
Мы в Госдуме часто получаем упреки от краевых законодателей, что в парламенте нашей страны царит атмосфера угодничества: "на ура" проходят все законодательные инициативы администрации президента. Как тогда объяснить тот факт, что сами краевые депутаты "на ура" принимают столь одиозные законы, исполнительной краевой исполнительной власти?

Правда, в свое время именно депутаты Государственной Думы приняли поправки в федеральное законодательство, отдающие решения "о губернаторских сроках" на откуп регионам, хотя ранее существовали жесткие ограничения. Фракция "Яблоко" солидарно голосовала против подобных изменений: сменяемость власти мы считаем неотъемлемым элементом гражданского, демократического общества.

О реформировании МВД

- В последнее время оживился разговор о реформе МВД: идет активное обсуждение предполагаемого разделения МВД на федеральную полицию, муниципальную милицию и гвардию. Каково ваше мнение но данному поводу?

- Главное, чтобы реформирование МВД не закончилось, как у нас водится, только сменой вывесок. Есть опасения, что милицию поменяют на полицию, а качественно работа ведомства не изменится. По моему мнению, необходимо в первую очередь выделить приоритеты в работе МВД. Первым из них должно стать низовое звено - районные отделы внутренних дел, участковые, оперуполномоченные, следователи. Необходимо все силы и ресурсы бросить на его укрепление, обеспечить рядовому и сержантскому составу достойное финансирование и материально-техническое обеспечение их деятельности (а то сейчас в большинстве РОВД по-прежнему не хватает даже бензина для милицейских машин). Но и спрос чинить строже.

Приоритетом в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений должны стать преступления против жизни и здоровья людей: убийства, посягательства на жизнь, террористические акты, разбойные нападения, грабежи. Раскрытие тяжких преступлений должно являться главным критерием 'Эффективности работы РОВД.

Приоритетным также должен стать принцип неотвратимости наказания - особенно за умышленные убийства и другие тяжкие преступления. Безнаказанность, нераскрытие преступлений порождает рецидив. Много говорят о необходимости введения смертной казни. Проблема на самом деле совершенно в другом: сейчас в федеральном розыске находятся семь тысяч убийц. То есть семь тысяч убийц не понесли за свое преступление никакого наказания: они - на свободе и ходят среди нас. Главное - их разыскать, задержать и предать суду, который должен вынести строгое наказание.

- Кстати, по статистическим данным, картина преступности в Алтайском крае вырисовывается просто жуткая...

- Статистика, она, говорят, знает все. Но и манипуляций с ней достаточно. Так, в августе-сентябре краевая прокуратура возбудила почти 10 тысяч дел из отказных материалов. На 1 августа в крае было 28 тысяч уголовных дел, а на 1 октября уже 38 тысяч. Естественно, что реальной картины состояния преступности в Алтайском крае и борьбы с ней от такой статистики не получить. Чтобы подобного впредь не случалось, следует, на мой взгляд, ввести ответственность за искажение данных госстатистики по преступности.

Обратный пример: согласно статистическим данным, в крае наблюдается тенденция снижения общеуголовной преступности. Однако это не показатель хорошей работы милиции. Она может быть признана эффективной только тогда, когда сокращается и число тяжких преступлений, преступлений против личности. Сегодня, к сожалению, количество тяжких преступлений в крае растет. Бийск по числу заказных убийств занимает лидирующее место, и ни одно из них не раскрыто.

Поэтому и реформа МВД должна быть ориентирована не на смену вывески, а на выделение четких приоритетов и их достижение, Вопрос безопасности граждан сегодня - один из самых актуальных, и он должен быть решен в лучшую сторону: каждый человек нашей страны должен чувствовать себя защищенным.

Деловой Бийск, 16 января 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Валерий Останин

Заявление Российской демократической партии "ЯБЛОКО" О первоочередных мерах по выводу из кризиса жилищно-коммунального хозяйства"и приложение - План первоочередных мер по выводу из кризиса жилищно-коммунального хозяйства. 15 января 2003 г.

В коммунальных катастрофах виновато правительство. Заявление заместителя председателя РДП "ЯБЛОКО" Сергея Митрохина. 9 января 2003 г.

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]