Петр Вайль: Последние программные заявления
лидеров партий "Яблоко" и Союз правых сил на заседаниях
советов этих организаций показали сходство идейных позиций
двух либеральных партий, показав, что нет непреодолимых
препятствий для участия в думской кампании 2003-го года
единой демократической коалицией. Борис Немцов убеждает
российского избирателя в близости СПС "Яблоку", а Григорий
Явлинский отвечает на это словами о принципиальном несходстве
"Яблока" и СПС. Три последних дня с лидерами двух партий
провел наш обозреватель Михаил Соколов.
Михаил Соколов: Дежавю - это ощущение бесконечного
повтора с вариациями не покидало меня после посещения проходивших
в выходные друг за другом партсобраний руководства партий
"Яблоко" и Союз правых сил. В субботу на совете "Яблока"
лидер партии Григорий Явлинский сделал вывод: корпоративно-бюрократическая
система за последние годы укрепилась.
Григорий Явлинский: В нашей избирательной
кампании, я думаю, центральное место будет занимать политика
ликвидации той системы, которая была создана при Ельцине,
в частности, в экономике. Вот этой корпоративно-бюрократической
полукриминальной экономической системы, построенной на современных
олигархах, потому что эта система ведет к глубокой демодернизации
страны.
Михаил Соколов: "Яблоко" предлагает объединительную
платформу для общих действий по созданию в России демократического
правового государства с современной рыночной экономикой
европейского типа и справедливой системой социальной защиты.
Среди 20-ти пунктов хартии новой демократической коалиции
- реформа естественных монополий, обеспечение независимости
суда, свобода слова и прессы защита прав частной собственности,
борьба за равные возможности в экономике, создание профессиональной
армии. Большинство пунктов хартии вряд ли смутят Союз правых
сил, в воскресенье на совете Союза Егор Гайдар будто в унисон
заявил, что реформаторский импульс 2000-го года у правительства
выдохся. "Единая Россия" блокирует создание открытой не
коррумпированной системы государственного управления, без
которой невозможен устойчивый экономический рост и достижение
стандартов жизни постиндустриального общества.
Егор Гайдар: В последнее время я все в большей
степени чувствую влияние обратное, влияние "Единой России"
на политику, которую проводит правительство. И надо сказать,
что это влияние мне крайне не нравится, Потому что в этом
явлении я очень четко вижу классовые интересы российской
бюрократии, которую, собственно, и представляет "Единая
Россия". К сожалению, эти классовые интересы довольно трудно
сочетать с объективными интересами устойчивого развития
России в 21-м веке.
Михаил Соколов: Егор Гайдар предложил новую
программу модернизации: для реформы здравоохранения Егор
Гайдар предлагает разрешить гражданам 7,5% социального налога,
которые ныне идут от работодателя обезличенно в государственные
фонды, направлять индивидуально по своему выбору на оплату
медицинских страховок и услуг. Контрактная армия, по мнению
правых, может быть создана в 2004-2007-м году. Но "Яблоко",
в отличие от СПС, считает, что можно обойтись и без призыва
на 6 месяцев. Сравнивающий идеи "Яблока" и СПС должен признать
- они совпадают процентов на 60 и еще процентов на 30 взаимно
дополняют друг друга. Но с трактовкой движущих сил преобразования,
в неотложность которых верят и правые, и социал-либералы
из "Яблока", есть сложности. Лидер "Яблока" Григорий Явлинский
не теряет надежды на президента Владимира Путина. Явлинский
прямо пишет в новой книге "Демодернизация" о том, что если
народ пассивен, стоит рассчитывать и на доброго царя, который
не будет соблюдать царскую дисциплину.
Григорий Явлинский: Решение, которое действует
на сегодняшний день относительно переноса и существенной
переработки пакета законов по РАО ЕЭС мы оцениваем как важный
шаг со стороны президента в его столкновении, в его борьбе
с одним из крупнейших корпоративных кланов сложившейся в
России полукриминальной экономики.
Михаил Соколов: А вот правые считают приостановку
реформ энергетики ошибкой, которая приведет к кризису отрасли.
Это отмечает Борис Немцов, в доброго царя он не очень верит.
Борис Немцов: Я верю в здравый смысл народа
больше, чем в доброго царя.
Михаил Соколов: А его Гайдар считает возможным
создание критической массы поддержки новых реформ средним
классом и связывает с позицией президента шанс на их быструю
реализацию.
Егор Гайдар: Если мы хотим реализовать реформу
в 2004-2008-м году, да, это предельно важно. То, что они
в целом будут реализованы, у меня нет никаких сомнений,
честно говоря.
Михаил Соколов: Тревогу Григория Явлинского
вызывает курс президента на референдум и выборы в Чечне.
Явлинский считает, что надо сначала прекратить бесчинства
и зачистки и затем вступить в переговоры с сепаратистами.
Григорий Явлинский: Финальным актом этой драмы
может стать только мирная конференция по Чечне, проведенная
под руководством президента России в Москве без участия
военных преступников.
Михаил Соколов: Борис Немцов также за политические
решения.
Борис Немцов: Мы считаем, что разобщенность
демократических сил только вредит России. Вы можете представить
себе ситуацию, когда бы у нас было сто мест в Государственной
Думе, и при этом продолжалась бы бессмысленная бойня в Чечне?
Михаил Соколов: Несмотря на множество близких
позиций, решение проблемы общих действий СПС и "Яблоко"
на парламентских выборах далеко не продвинулось. Своим условием
создания коалиции Григорий Явлинский сделал тезис о том,
что нужно освободить демократическое движение от влияния
тех, кто ответственен за провал реформ 90-х.
Григорий Явлинский: Для нас, скажем, в руководстве
правых сил, абсолютно неприемлем Анатолий Чубайс, Сергей
Кириенко. Для нас вполне приемлемы, и мы можем вполне плодотворно
работать с Ириной Хакамадой, в значительной степени с Борисом
Немцовым.
Михаил Соколов: Первый зам руководителя фракции
СПС Борис Надеждин ответил.
Борис Надеждин: Мы, например, скромнее в своих
желаниях, мы считаем, что из "Яблока" надо удалить одного
человека, чтобы с ним можно было объединиться.
Михаил Соколов: Борис Надеждин пояснил.
Борис Надеждин: Я абсолютно уверен, что если
проанализировать выступления лидеров "Яблока" тоже можно
к чему-то придраться и объявить это неприемлемым для демократии,
но мы же этого не делаем. Так нельзя вести разговор, если
мы действительно хотим объединяться.
Михаил Соколов: Григорий Явлинский обвиняет
Союз Правых Сил в том, что партия ведет публичную кампанию
за объединение, чтобы удушить конкурента, то есть "Яблоко".
Григорий Явлинский: Такой ажиотаж, постоянное
желание задушить в объятиях, выйти замуж за нас, это существует,
это такая манера обиженной жены, брошенной, она, конечно,
создает некоторые проблемы, она связана с тем, что нужно
убрать конкурента. Да, мы это видим, мы это знаем, но мы
думаем, что это временное явление и наши коллеги из Союза
Правых Сил убедятся, что этого сделать не удастся, ничего
из этого не получится.
Михаил Соколов: Григорий Явлинский отметил:
на пропорциональных выборах по спискам он не видит союзников.
Григорий Явлинский: Все выходят, начинаются
выборы. Какие там теперь союзы? Выборы они и есть выборы.
Когда мы окажемся все в Думе, тогда мы вернемся к этому
вопросу, а пока каждый бежит свою дистанцию, хочет прибежать
первым.
Михаил Соколов: "Яблоко" хочет выступить самостоятельным
списком. Но, возможно, говорит Явлинский, как на выборах
в Петербурге, согласование кандидатур в одномандатных округах
от имени правых. Борис Надеждин назвал это лишь минимально
необходимой программой сотрудничества, а Борис Немцов подчеркивает.
Борис Немцов: Мы считает, что коалиция лучше,
чем когда все порознь. С уровнем доверия от 1 до 8-9% никто
считаться не будет. В думе Союз Правых Сил 33 депутата,
в "Яблоке" в два раза меньше, вместе 50 мест. Ни одно важнейшее
решение для страны, переход, например, на контрактную армию,
по мирному урегулированию в Чечне, ни одного решения не
можем провести. И при этом личные амбиции берут верх. Я
считаю, неправильно.
Михаил Соколов: И "Яблоко", и Союз Правых
Сил говорят о том, что вопрос о едином кандидате в президенты
может быть решен лишь после выборов в Государственную Думу
и предлагают различные процедуры. Каждый, кто не страдает
политическим склерозом, может вспомнить - все это уже было,
просто вернитесь в 95-й или в 99-й год.
Петр Вайль: В прямом эфире Радио Свобода Николай
Петров - председатель Научного Совета московского Центра
Карнеги. Господин Петров, как вы считаете, вот эта идея
разобщенности демократических сил и возможного их объединения,
на пользу ли это самой идее демократии?
Николай Петров: Мне кажется, что проблема
в принципе вряд ли разрешимая. И в условиях нынешнего политического
ландшафта страны, и наличия большого количества индивидуально
очень амбициозных политиков на правом фланге, и в условиях
сознательной тактики власти вряд ли можно реально думать
о том, что вполне как бы осуществима коалиция между "Яблоком"
и СПС. Хотя понятно, что идеологически или по программе
есть целый ряд или очень много совпадений.
Петр Вайль: Господин Петров, Григорий Явлинский
заговорил о "добром царе" - это старая русская идея. Как
вы считаете, в этом смысле однопартийность, которая фактически
уже существует и будет, вероятно, существовать в будущей
Думе Государственной, может быть она пойдет на пользу? Может
быть, просвещенный абсолютизм и полезен на этом этапе для
России, как вы думаете?
Николай Петров: Я бы с этим категорически
не согласился. И, мне кажется, единственное сейчас спасение
от постепенного или быстрого сползания к авторитаризму это
институциональное закрепление того, что сейчас страна уже
достигла. А то, что мы наблюдаем, это ослабление всех легитимных
институтов и политических партий, и Федерального Собрания
целом, это крайне негативная тенденция. И странно, мне кажется,
уповать на доброго царя, потому что царь действует в своих
интересах, и это нормально и естественно для него. Ненормально,
что общество само отказывается от рычагов влияния и от тех
рамок, в пределах которых царь может быть добрым, а без
которых он может стать злым.
Петр Вайль: Господин Петров, вы же знаете
этот знаменитый тезис, что Россия еще не готова к полноценной
демократии, как бы вы прокомментировали это?
Николай Петров: Вы знаете, к полноценной демократии
может быть не готова ни одна страна в мире, вопрос в том,
как построены институты, каковы традиции и какова политическая
культура и так далее. То есть важно, чтобы те институты,
которые используются, которые строятся, которые мы перенимаем
у развитых демократий, они бы в большей мере соответствовали
бы нашим традициям, нашей политической культуре и так далее.
То есть нет плохих институтов, есть плохое соответствие
институтов и субстрата институтов и политической культуры.
Но выбора особого нет, то есть мы стоим перед выбором достаточно
простым на самом деле - либо строить демократию и применять
ее и применять, прикладывать те институты, которые за сотни
лет продемонстрировали свою большую или меньшую эффективность
во многих странах мира, прикладывать их к себе, либо отказываться
от них, как мы не раз уже делали, и идти каким-то своим
собственным путем. И, как правило, изобретать велосипед
и терять на этом не только время, но и огромные силы.
Петр Вайль: Я тоже полагаю, что нет смысла
топтаться на уже проторенных путях мировой цивилизации.
Но как быть с тем, например, суды, скажем, всем известно
досконально, что суды в России необъективные и, в конечном
счете, продажные, но надо ли продолжать тогда эту систему
внедрения судов присяжных, например?
Николай Петров: Сейчас отложены те сроки,
когда предполагается введение судов присяжных в регионах
очень существенно по сравнению с теми рамками первоначальными,
которые задавались УПК. И, может быть, это хорошо, в том
смысле, что, безусловно, надо как-то подготовиться для того,
чтобы не дискредитировать саму идею, и чтобы тот институт
новый достаточно для России, который вводится, он начинал
бы эффективно работать. Но я бы позволил себе не согласиться
в том, что система судов продажна и так далее. Я вижу действительно
серьезную проблему в том, что некий существовавший до недавнего
времени баланс сил, квази-разделение властей по вертикали,
когда был центр, и были регионы, и регионы, региональное
руководство оказывали очень существенное влияние на суды,
на судебную систему. Сейчас этого нет, сейчас центр в очень
значительной мере контролирует снова все суды. И мы видим,
как это реально сказывается на выборах, когда в очень значительном
числе случаев судьба выборов решается не с урнами для голосования,
не на избирательных участках, а раньше в тиши судейских
кабинетов, когда снимаются кандидаты или когда избиркомы
принимают решение, определяющие судьбу выборов помимо голосования.
|