О проблемах, связанных с реформированием местного самоуправления
в интервью нашему корреспонденту И.Тарасовой рассказал депутатГосударственной
Думы, член фракции «Яблоко», заместитель председателя Комитета
по вопросам местного самоуправления Сергей
Сергеевич Митрохин.
В чем заключаются основные различия между концепцией,
предложенной кабинетом Д. Козака и концепцией, которую предлагает
«Яблоко»?
У нас нет жесткой альтернативы закону Козака по той простой
причине, что все наши основные позиции вошли в концепцию
законопроекта - позиция, с которой мы неоднократно выступали,
и те, с которыми мы работали как законодатели. Например,
одна из базисных идей закона - это доведение местного самоуправления
до каждого гражданина. Сейчас этого у нас нет, и больше
чем в половине субъектов федерации местное самоуправление
осуществляется только на уровне районов и подчас отсутствует
в поселениях на территории районов, которые иногда насчитывают
до 15 – 20 тыс. жителей. Мы неоднократно выходили с такими
инициативами в Государственную Думу, но они блокировались,
что, тем не менее, не помешало тому, чтобы эту идею приняла
комиссия Козака.
Другая базисная идея состоит в том, что местное самоуправление
должно быть обеспечено налоговым минимумом, на который никто
не может посягнуть, как это происходит сейчас – ни Дума,
ни Правительство, ни субъект федерации, ни кто-либо другой.
Т. е. должен быть устойчивый неотчуждаемый финансовый базис.
Эта идея также легла в основу концепции, хотя она пока и
не реализована, потому что закон вносится вне пакета изменения
налогового и бюджетного законодательства. Это одна из проблем
закона, которая нас волнует в данном случае, ведь нет никаких
гарантий, что закон будет подкреплен соответствующими изменениями
в Налоговом кодексе, направленными на создание хорошей доходной
базы местного самоуправления. Правительство обещало это
сделать, хотя мы уже много обещаний слышали на эту тему
для того, чтобы верить.
Какие налоги лягут в основу финансирование местного
самоуправления?
Наши предложения в свое время уже были приняты. Все началось
с того, что мы в конце 2000 г. встречались с президентом
и разговаривали на тему местного самоуправления. Тогда у
президента была идея вертикали, но нам удалось убедить его
в том, что она противоречит европейской хартии самоуправления,
и вслед за этим мы взялись разработать целый пакет изменений,
в первую очередь, в налоговое законодательство. Тогда мы
и выступили с идеей о том, что на места должны быть переданы
все имущественные налоги, т. е. те, которые непосредственно
привязаны к муниципальным образованиям, включая имущество
физических и юридических лиц и земельный налог. Отчисления
от этих налогов должны идти в местные бюджеты, и администрирование
ими должно осуществляться местными властями. То же самое
надо сказать и о налоге на малый бизнес, на вмененный доход.
Привлечение малого бизнеса и политика по отношению к его
развитию - это ресурс для развития территорий. Конечно,
невозможно обойтись без закрепления частей подоходного налога.
Мы передали тогда свой пакет предложений президенту, этот
документ пошел по инстанциям и до сих пор не внесен в Государственную
Думу. Однако основные его идеи были приняты, в частности,
«Программа развития бюджетного федерализма до 2005 г.».
Новый закон, который разрабатывал Козак, тесно связан с
этой идеей, хотя в самом проекте решения проблемы нет. Решение
может содержаться только в налоговом законодательстве. Связь
осуществляется в том, что новый законопроект вносит изменения
в организацию местного самоуправления. Сегодня случилась
коллизия: по закону все муниципальные образования равны.
Это значит, что те, которые находятся на территории района
и объявляют себя муниципальным образованием, по правам становятся
абсолютно равными с районом, на территории которого находятся
и, теоретически, могут претендовать на полноту прав на доходы
и собственность, находящуюся на его территории и отвергнуть
все претензии района на эту собственность. Эта коллизия
практически не решается законодательно. Если же мы твердо
закрепим дополнительный объем ресурсов за местным бюджетом,
то получится, что эти небольшие поселения и сельсоветы смогут
предъявить свои претензии, и мы попадем в тупиковую ситуацию.
Эта одна из новаций законов, которая, кстати, тоже является
предложением «Яблока».
Ситуация, когда поселок в тысячу человек и город миллионник
обладают одинаковым статусом, невозможна - это нелепо. Вот
нами и было предложено деление на три типа: поселок численностью
свыше 1000 человек, муниципальный район, в состав которого
входят поселения, и городской округ, который совмещает функции
поселения и муниципального района. Эта система позволяет
решить проблему закрепления существенных ресурсов за местным
самоуправлением, т. е. сразу же разводятся те доходы и то
имущество, которое закрепляется за поселением и то, которое
закрепляется за районом. Другими словами, исключается возможность
конфликта, о котором мы говорили в масштабах всей страны.
Какие проблемы, связанные с этим законом, существуют
сейчас?
Во-первых, необходимо дать определение, что такое городской
округ. Сейчас в законопроекте существует норма, согласно
которой к округам причисляются города с населением свыше
200 тыс. человек, а все остальные оставляются на рассмотрение
субъектов федерации. Эта норма неприемлема. Мы уже заявили,
что в таком виде мы не можем поддерживать закон, потому
что для множества городов, население которых меньше 200
тыс., она означает насильственную экспроприацию полномочий,
и соответственно, имущества и собственности. В данном случае
речь идет не просто об эффективности, но и об обыкновенной
защите прав граждан и органов местного самоуправления. Мы
исходим из того, что те права, которые сейчас есть у граждан,
избирающих органы местного самоуправления, или у местных
сообществ, которые владеют теми или иными ресурсами, отнимать
нельзя. Все должно быть только добровольно, то есть в регионе
должен быть проведен референдум по этому вопросу. Сейчас
произошли некоторые сдвиги в этом направлении. Я имел несколько
бесед с Д.Козаком по этому поводу. Уже обозначили свою позицию
города и Конгресс муниципальных образований, которые так
же предлагают изменить эту норму, чтобы она не была такой
дискриминирующей по отношению к городам. Предлагается ввести
критерий 50 тыс., хотя, на мой взгляд, и это плохо. По крайней
мере, 50 тыс. для тех, которые сейчас будут образовываться,
можно ввести, но что касается тех, которые уже существуют
и функционируют, то им нужно гарантировать, что они приобретут
статус городского округа. При этом субъект федерации может
провести референдум о возможности вхождения их в состав
района.
Также по нашей инициативе в законопроекте был закреплен
институт финансового выравнивания. Критерием выравнивания
должен быть показатель бюджетной обеспеченности, т. е. устанавливается
среднее значение, по которому выравниваются и перераспределяются
средства от доноров к реципиенту на строго объективной основе.
Тогда у донора будет определенная уверенность в том, что
у него не отнимут все те средства, которые у него есть,
а у получателя возникнут стимулы для разработки доходной
базы.
Есть проблемы, связанные с понятием отрицательного трансферта,
т. е. изъятия части собственных налогов - если обеспеченность
выше, чем в два раза у донора и чем в среднем по стране.
У нас есть определенные возражения против этого, поскольку
это может привести к дестимулированию донора и, в конечном
счете, к засилию перераспределительных процессов, поэтому
по коэффициентам мы будем выдвигать свои предложения.
Другая проблема, которая сейчас существует - это возможность
изъятия у муниципалитетов ряда полномочий без судебной процедуры.
Есть какие-то форс-мажорные основания, прописанные в законе,
которые позволяют это делать фактически вне судебного режима.
Здесь тоже будет достаточно жесткое требование, чтобы все
было только на основании суда. Кстати, точно такая же процедура
предусматривается в другом законе по отношению к субъектам
со стороны федерации. В этом вопросе мы будем традиционно
отстаивать права муниципальных образований, чтобы оградить
их от неправомерных вмешательств и произвола. То же касается
института временной финансовой администрации: она может
вводиться только по суду и решением суда.
В чем заключается политическое значение данного закона?
Политическое значение закона заключается в том, что он
ставит крест на всех разговорах о вертикали власти. Если
закон читать внимательно, то можно обнаружить, что у нас
остается нормальная система самоуправления, создается федеративная
система, где никто никого не назначает, как многие мечтали
и продолжают мечтать. Принятие данного закона станет, своего
рода, поворотной точкой, в вопросе вернется ли Россия к
централизованно-бюрократической системе или все-таки будет
развиваться по цивилизованному пути, в частности и по вопросу
децентрализации власти.
Существует точка зрения, что предложенная модель устройства
местного самоуправления противоречит самому принципу самоуправления,
поскольку прописанные в законопроекте системы не предусматривают
всего многообразия традиций и потребностей, которые существуют
на местах. Так ли это?
На самом деле это не очень обоснованная критика, потому
что в законопроекте нет принципа унификации всей страны.
Там предлагается выбор моделей организации на том же районном
уровне. С моей точки зрения, чем четче прописаны все возможные
альтернативы, тем больше реальных прав у населения, потому
что если прописано общим образом, то появляется поле для
произвола чиновников. Предлагаемый набор вариантов на сегодняшний
день исчерпывает все возможности, принятые в мировой практике.
Мне даже сложно представить, что такое экстравагантное можно
изобрести в соответствии с какой-то местной спецификой.
Там, где у нас появляется экстравагантность, там у нас либо
возникает ханство, либо какой-то местный вождь и т. д.
Каковы шансы того, что Ваши предложения будут приняты?
Я думаю, у нас есть все шансы, что наши предложения будут
внимательно рассмотрены. Кстати, сейчас начинаются политические
дебаты в комитетах, и в наш комитет «нагоняют» членов фракции
«Единство» для создания армии послушных «голосователей».
Тем не менее, у нас особая позиция, поддержка «ЯБЛОКА» в
комитете важна для Администрации президента, и конечно,
у нас будет возможность отстаивать свою позицию.
|