Сегодня можно уже вполне уверенно
утверждать, что главные структурные реформы, декларированные
путинской командой в момент прихода к власти и провозглашенные
в программе Грефа, отнесены на следующий президентский срок.
Четыре монополии - МПС, "Газпром", РАО ЕЭС и
ЖКХ, составляющие колоссальный нерыночный сектор российской
экономики, - не будут реформированы до новых президентских
выборов. При этом перспективы реформ выглядят сегодня даже
более призрачными, нежели три года назад. Во всяком случае,
тогда казалось, что в новой команде есть относительный консенсус
насчет их необходимости и главного вектора.
Причина этого, в сущности, ясна. Если весной 2000 г. концепции
реформ разрабатывали экономические теоретики, то после победы
Путина на президентских выборах программа Грефа превратилась
в правительственную (именно так тогда выражался премьер
Касьянов). А это значило, что разработка реформ в большой
мере перешла под эгиду самих реформируемых ведомств.
Две реформы - ЖКХ и РАО ЕЭС - сквозь пот и морок бесконечных
дискуссий доковыляли до парламента. Однако в обоих случаях
исполнительная власть, представляя свои компромиссные наработки
депутатам, де-факто не имеет уже в отношении их консолидированной
позиции. В результате обе подвергаются критике справа и
слева. Слева - за то, что предполагают либерализацию потребительских
цен. Справа - за то, что не дают гарантий создания конкурентной
среды после этой либерализации.
Легко заметить, что эти дискуссии практически в точности
повторяют главный спор начала 90-х: сначала либерализация,
потом приватизация или наоборот. Не случайно, одним из главных
идеологов сопротивления обеим реформам выступает Григорий
Явлинский. С одной стороны, либерализация в условиях
монополизации рынка ведет к тому, что менеджмент собирает
монопольную ренту и, сконцентрировав капитал, перераспределяет
собственность в свою пользу. С другой - как провести приватизацию
в условиях фиксированных цен и отсутствия рентабельности
(не той рентабельности, которая возникает в результате внутреннего
перераспределения и обогащает менеджмент, а той, которая
привлекает инвестора) , тоже непонятно.
Что касается истории реформаторских идей в отношении двух
других монополий, то она выглядит еще более назидательно.
После того как управление в результате сложных политических
и силовых операций было перехвачено представителями путинской
команды, и МПС, и "Газпром" оказались практически
выведенными из орбиты правительственной дискуссии. Либерал-реформистская
риторика была востребована, пока метила в прежнее руководство
и служила политическим обоснованием его замены. А теперь
чего по своим-то бить? Более того, если до смены менеджмента
в обеих сверхкорпорациях постоянно подчеркивалось их богатство,
то новое руководство монополий, напротив, усиленно популяризуют
тему внутреннего кризиса и крайнего финансового неблагополучия.
Что должно стать аргументом одновременно в пользу повышения
тарифов и откладывания реструктуризации.
Иными словами, по мере того как реальные политические
позиции команды Путина неуклонно укреплялись, политическая
поддержка реформ внутри самой команды снижалась. Сегодня
в ее политической риторике вопросы структурных реформ очевидно
непопулярны. Неугасшую реформаторскую жилку олицетворяют
для публики вместо реформ Грефа теперь реформы Козака. Тоже
много интересных задумок.
|