[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
"Капитальная история"
"Невский курьер", 6 ноября 2002 года

В 2003 году на капитальный ремонт жилого фонда планируется выделить 628,3 миллиона рублей. Для сравнения: на содержание городской администрации предполагается выделить 2,3 миллиарда рублей - почти в четыре раза больше. Вывод напрашивается сам собой: сократив на треть число чиновников, можно с легкостью решить «капитальную» проблему. Но в Смольном вряд ли пойдут на столь радикальные шаги. Ведь ввести новые платежи с жителей Петербурга - не в пример проще…

Суть проблемы хорошо известна. Жилой фонд города ветшает год от года, а дома, находящиеся в аварийном состоянии, годами «стоят в очереди» на расселение и ремонт. Иногда - не достаивают… И если мы не хотим потерять «непарадную» часть старого Петербурга, где сосредоточена большая часть «проблемных» зданий, надо увеличивать объемы средств, вкладываемых в капитальный ремонт: с этим вряд ли кто-то будет спорить. Вопрос лишь в том, где взять необходимые средства для этого.

Вообще-то, если внимательно прочесть Гражданский Кодекс - выяснится, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. В данном случае собственник - город, который и является хозяином жилого фонда. Выходит, оплачивать капремонт надо из городского бюджета? Так-то оно так, но очень хочется разделить это «бремя» с совладельцами и пользователями, то есть с гражданами. И эта идея давно носится в воздухе.

Постановление российского правительства в принципе разрешает региональным властям вводить плату с граждан за капитальный ремонт: в этом смысле, администрация Санкт-Петербурга, предусмотревшая ее в проекте городского бюджета на 2003 год, действует в пределах правового поля. Однако, есть одно немаловажное «но».

Для того, чтобы установить плату за капремонт, одного лишь указания в доходной части бюджета на соответствующие поступления «платежей от граждан за капремонт», явно недостаточно. Ведь указанная плата - вовсе не добровольный взнос граждан, желающих, чтобы их дом капитально отремонтировали, а строго обязательный платеж, от внесения которого гражданин не может отказаться. Более того, использование собранных с граждан средств, планируется осуществлять вне «привязки» к соответствующим домам, что фактически превращает плату за капремонт в подобие нового налога. Все это, с точки зрения российского законодательства, неправомерно: возлагать на граждан какие-либо обязанности можно только на основе закона.

Иными словами, для того, чтобы ввести плату за капитальный ремонт, городской администрации необходимо внести (а городским депутатам - принять) закон, где будет прописан порядок исчисления новых платежей и их размеры. Причем сделать это необходимо до вступления закона о бюджете в силу: в противном случае любой гражданин может не платить ни копейки и обращаться в суд, если кто-то потребует с него вносить «капитальные» платежи.

Между тем, закон о бюджете уже принят в третьем чтении и направлен на подпись к губернатору Владимиру Яковлеву. А закона о плате за капитальный ремонт не существует. Он в свое время был внесен, но ЗАКС, рассмотрев этот закон, его отклонил - это произошло еще до летних парламентских каникул. Новую же версию до сих пор никто не рассматривал. На то, чтобы рассмотреть законопроект на заседаниях комиссий, внести в повестку и провести три чтения, требуется, как минимум, месяц. Как раз тот месяц, который остался до выборов городского парламента. Заседания ЗАКСа в последние недели и так, большей частью, заканчиваются «досрочно» из-за отсутствия кворума. И нет никаких оснований предполагать, что в оставшийся предвыборный месяц дисциплинированность депутатов резко возрастет. Напротив, есть все основания предполагать противоположное…

Что же получается? Получается, что «капитальная» проблема рискует серьезно усугубиться.

С одной стороны, отказ граждан (который может стать массовым) платить за капитальный ремонт, естественно, приведет к сокращению объемов капремонта. Со всеми вытекающими последствиями.

С другой стороны, не исключено обжалование в суд самого закона о городском бюджете в «капитальной» части. Это может сделать как городской прокурор, так и любой житель, полагающий, что с него незаконно берут деньги. Шансы на то, что суд встанет на сторону граждан, весьма велики.

Но есть и еще обстоятельство, которое также может стать предметом судебного рассмотрения.

Дело в том, что при введении платежей за капитальный ремонт в домах государственного жилищного фонда предусмотрено получение малообеспеченными гражданами дотаций для своевременного внесения платежей за капремонт.

Вместе с тем, для жителей домов ЖСК и товариществ собственников, производящих платежи за капремонт, аналогичные дотации не предусмотрены. Что, по сути, означает разделение жителей города на две неравноправные категории, причем жильцы домов ЖСК и ТСЖ ставятся в явно дискриминируемое положение. И суд с большой вероятностью признает это незаконным.

Чем закончится «капитальная» история - неизвестно. Ясно лишь одно: все, что касается даже самых неотложных городских нужд, надо делать по закону. Иначе потом, что называется, хлопот не оберешься.

И последнее. За последние три года плата за квартиру (без учета оплаты за телефон и электроэнергию) выросла почти на 300%. Соответствующий график каждый петербуржец может построить на бумаге самостоятельно - достаточно взять квитанции по квартплате, которые каждый из нас бережно хранит на случай недоразумений.

Между тем, официальная инфляция (по данным государственной статистики) за это же время составила лишь 56%. Такое может быть лишь в одном случае: если все происходящее не имеет никакого отношения к законам тех самых рыночных отношений, о необходимости установления которых в жилищно-коммунальной сфере нам говорят правительственные идеологи очередного витка жилищно-коммунальной реформы.

Иными словами, мы имеем дело с обычным выкручиванием рук гражданам со стороны жилищно-коммунальных монополий. А если теперь ко всему этому еще и добавить незаконную плату за капитальный ремонт - картина окажется совсем безрадостной.

Впрочем, для одной категории граждан все происходящее, напротив, вполне оптимистично. Ведь график роста средней зарплаты работников питерского жилищно-коммунального хозяйства за последние три года очень близок к графику роста платы за квартиру…

 

"Невский курьер", 6 ноября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Борис Вишневский



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]