-
В среду, 30 октября, в Государственной Думе в рамках "Правительственного
часа" состоялись слушания на тему "О мерах, принимаемых правительством
по противодействию наркомании и реализации программы по созданию
второго пояса безопасности на южных границах Росси". По оценкам
депутатов, на сегодняшний день в России насчитывается более
трех миллионов наркоманов. За последние 10 лет количество
ежегодно регистрируемых наркопреступлений увеличилось в 15
раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз. Основным
источником пополнения российского наркорынка стала контрабанда
наркотиков, прежде всего героина и опия из Афганистана и других
стран Центральной Азии. В связи с этим, МВД России предложило
укрепить южные рубежи страны для борьбы с контрабандой наркотиков.
На вопросы РТР-Вести.Ru ответил депутат Государственной Думы,
член Комитета по безопасности Валерий
Останин.
- Валерий Сергеевич, о каких поясах безопасности идет речь?
- Из доклада замминистра внутренних дел РФ Владимира Васильева
видно, что первый пояс безопасности – это границы. Они являются
главным заградительным кордоном на пути наркотиков. Как известно,
сегодня главная наркоугроза исходит с территории Афганистана.
По оценкам международных экспертов, в 2002году производство
опия в этой стране может составить от 2 до 2,7 тысяч тонн.
Поэтому в этих условиях необходима работа по созданию и укреплению
так называемых поясов безопасности вокруг Афганистана. Второй
пояс безопасности находится внутри страны. Это те структуры
и организации, которые ведут борьбу с распространителями и
поставщиками наркотиков внутри страны.
- Готовы ли правоохранительные органы противостоять героиновой
агрессии? Ведь не секрет, что прибыль от контрабанды наркотиков
исчисляется тысячами, а социальное положение наших соотечественников
и жителей стран СНГ объективно провоцирует людей на такие
преступления.
- Да, ситуация с наркоманией в России сегодня просто катастрофическая.
Наркопреступность растет высокими темпами, а наркобизнес стал
одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности.
Из 120 тысяч обвиняемых и подсудимых, привлеченных за распространение
и сбыт наркотиков в крупных и особо крупных размерах, к лишению
свободы (несмотря на то, что законом предусмотрены достаточно
суровые и жестокие меры наказания) была привлечена только
треть. 75 тысяч получили условную меру наказания, и суды находят
какие-то исключительные обстоятельства, позволяющие наркобаронам
избежать реального наказания. Это значит, что в этой части
прокурорский надзор за судебными решениями ослаблен до предела.
Хотя прокуратура, если наказание не соответствует степени
тяжести преступления, обязана опротестовать решение суда.
Кроме того, правительственная комиссия во главе с председателем
правительства не принимает ни каких мер для того, чтобы Верховный
суд провел пленум по правоприменительной практике, на основании
чего были бы сделаны соответствующие выводы. Такой либеральный
подход к наркобизнесу свидетельствует об очень серьезной коррупции
в судебной системе. Видимо, суд считает возможным использовать
смягчающие вину обстоятельства для того, чтобы назначать наказание
ниже низшего предела.
Наркомания угрожает нашей национальной безопасности, и в зале
прозвучали слова о том, что это проявления терроризма. Тогда
непонятно, почему суды не учитывают эту политическую составляющую.
Чем вызван такой либеральный подход к наркоторговцам, если
всюду звучат слова о необходимости усиления уголовной ответственности
за подобные преступления. Вплоть до смертной казни и пожизненного
заключения.
Сегодня многие депутаты высказались за привлечение к ответственности
и потребителей наркотиков. Не принимая действенных мер к наркоманам,
мы способствуем тому, что наркобизнес расширяет свои границы.
Надо сказать, что с 1июля этого года в России действует лишь
административная норма наказания за потребление наркотиков.
Хотя это очень серьезная проблема, потому что каждый наркоман
вовлекает еще как минимум 2-3 человек, а некоторые и до 10
человек. Поэтому к этой проблеме надо относиться достаточно
серьезно.
От Минздрава поступили предложения в законодательном порядке
обязать наркоманов проходить принудительное лечение в наркологических
клиниках. Таким образом, мы возвращаемся к старым временам.
Конечно, реальные законодательные меры в этом направлении
должны быть, но необходимо отметить очень важный момент. Инициатор
правительственного часа Вера Лекарева спросила замминистра
Васильева: какие законы Вы хотите? «Мы - люди в погонах, и
мы обязаны выполнять законы», был ответ. Все министерства
обладают у нас правом законодательной инициативы. Депутаты
рассматривают проекты и законы и могут вносить свои законы,
за нами приоритетное законодательное право. Но, чтобы написать
хороший закон, необходимо знать практику его применения. А
кто как не МВД и Минздрав знает эту практику? Именно от них
должны исходить все инициативы. Вы написали плохие законы,
поэтому мы плохо работаем – вот реакция МВД.
- Многие эксперты утверждают, что одними запретительными
мерами с наркотиками не справиться. Какие существуют методы
борьбы с этой проблемой?
Что касается запретительных мер, то надо разобраться в первопричинах
наркомании. Мы должны изучить криминологический аспект - отчего
это происходит. В основном это социальная составляющая: детская
безнадзорность, школы, фильмы, практически пропагандирующие
применение наркотиков и получение от него кайфа, нищета, депрессия
в обществе. Большая часть населения России подвержены депрессии
и выходят из нее зачастую посредством наркотиков. Если есть
потребность, то есть и рынок, предложение. Основные удары
надо наносит по первопричинам этого явления. Именно на это
должны быть направлены все имеющиеся у нас ресурсы, а запреты
и репрессии – это, безусловно, должно идти в ногу. А у нас
как всегда – масса ведомств занимается этой проблематикой
и на уровне всевозможных общественных организаций, религиозных
концессий, а толку мало. Уже известно, что наркомания неизлечима.
Единственный способ лечения - это добровольный отказ от употребления
наркотиков. А это возможно только в условиях изоляции от той
среды. Медицина только снимает первоначальную абстинентную
стадию – стадию ломки. А дальше должны подключаться остальные
социальные аспекты этой проблемы.
- Какое наказание сегодня предусмотрено за продажу и распространение
наркотиков?
- Сейчас средняя мера наказания для сбытчиков 3,7 года. Я
считаю, что необходимо ужесточить меры наказания в отношении
наркодельцов. За сбыт наркотиков нужно давать от 15 лет лишения
свободы до пожизненного заключения. Необходимо также ввести
обязательную конфискацию имущества у всех участников наркосбыта.
Для этой цели необходимо исключить из действующего УК формулировку,
допускающую альтернативную меру (с конфискацией или без таковой).
Такая формулировка дает возможность судам применять конфискацию
только в 11 процентах случаев. Конфискации должны подлежать
все ценности, технические средства, помещения, оборудование,
принадлежащие участникам преступного наркопроцесса.
Необходим комплексный подход к этой проблеме: создание бесплатных
центров лечения, создание в системе исполнения уголовных наказаний
эффективного лечения осужденных наркоманов, обеспечение финансирования
надлежащей охраны наших границ, поскольку в основной своей
массе наркотики поступают контрабандным путем, через бывшие
союзные республики. В Алтайский край героин и другие наркотики
поступают из Казахстана через практически открытый участок
границы протяженностью около тысячи километров. Необходимо
вести пропаганду среди молодежи и подростков о вреде наркотиков.
|
|
Вести.Ру,
30 октября 2002 года
|
|