- Во время переписи президент в полушутку сказал, что
занят оказанием "услуг населению". Как вы относитесь к такому
взгляду на президентское занятие?
- Вы же сами сказали: в шутку. Но в шутке есть доля правды.
Сказал президент правильно. А происходит все на самом деле
совсем не так. Сильная власть - это власть, которая в максимальной
степени служит гражданам. Делает все, что нужно им. Сильная
власть - это власть, над которой стоят граждане. А она реализует
поставленные перед ней задачи. К сожалению, у нас ничего
подобного нет. У нас веками власть была над человеком. Поэтому
он никогда не был гражданином в полном смысле слова. Власть
использовала его как винтик для решения своих задач, среди
которых не последнее место занимало благополучие чиновников.
Такова давняя российская традиция.
- Нельзя ли перезаключить "общественный договор"?
- Государство не может быть субъектом, с которым договаривается
общество. Государство создается людьми для выполнения каких-то
общих задач, которые каждый человек в отдельности выполнить
не может, - обороны, коллективной безопасности, всеобщего
образования, здравоохранения. В каждой стране объем этих
задач определяется по-разному. Но суть государства в любой
процветающей стране одна и та же: люди создают и содержат
государство для решения своих задач, чтобы оно их обслуживало.
В конечном счете государство - это машина. Общественный
договор возможен скорее между разными политическими силами.
А договор между государством и гражданами - штука неравноправная.
- В середине 90-х шла речь о подобном общественном договоре.
- Да, был такой договор об общественном согласии, только
это кончилось глупостью. Его подписывали очень долго, все
на свете, а в итоге все обернулось полной бессмысленностью.
Хотя на самом деле вопрос общественного договора между различными
политическими партиями и избирателями возможен. Между различными
политическими силами. Между группами граждан с разными интересами
по поводу совместных интересов.
- А в России есть приближение к этому?
- Сейчас эта тема вообще не возникает. Зачем, если президент
имеет 60 или 70 процентов поддержки?
- Высокие рейтинги президента разрушают гражданские механизмы?
- Да нет, общественный договор ведь не универсальный механизм.
И существовать он может в самых разных формах. Если президент
имеет высокую общественную поддержку, это тоже своего рода
общественный договор. Договор надежды. Откуда такие высокие
рейтинги? Люди надеются.
- А какой бы нужен был России общественный договор?
- Нет такого вопроса на повестке дня, поскольку нет общественной
дискуссии, которая должна лежать в его основе. Нет свободных
СМИ, которые могли бы обсуждать самые серьезные проблемы.
Идет, например, реформа ЖКХ или РАО "ЕЭС", а публичной дискуссии
нет. И все в конце концов кончится либо саботажем реформы,
либо тем, что люди выйдут на площадь, как в Воронеже. И
только когда что-то начнет происходить в острых формах,
все заговорят об общественном договоре.
- Как продвинуться в сторону идеологии общественного
договора?
- Должна быть политика не охранная, не ставящая своей целью
обеспечение второго, пятого, двадцать пятого выборного срока
для правительства, президента, губернаторов. Должна быть
политическая воля к тому, чтобы обеспечить создание стабильной
гражданской системы. Кстати, именно она делает власть президента
по-настоящему устойчивой. Тогда он не зависит от манипулирования
им узкой группой лиц. Но это вопрос смены власти. Не лиц,
а власти. Без этого гражданское общество не может активно
развиваться.
А власть охранительная не может развивать современную экономику
и строить общество XXI века.
- Гражданская практика западных стран дает нам подсказку.
- В какой-то степени да, но она тоже работает с большими
сбоями. Особенно в том, что касается коррупции, недальновидности
власти, ее качества. Но зато она демонстрирует прозрачность
и подотчетность власти. У нас же все это носит "именительный
характер". Имена все есть и декорации, но очень далеко от
реальной практики.
- Что может предпринять обычный гражданин в противовес
бюрократической машине, забывшей свои функции?
- Если есть независимая судебная система, независимые СМИ,
общественные и гражданские институты, то отдельный человек
с помощью этих механизмов может защитить свои гражданские
права. Если нет, и сто человек ничего не могут сделать.
И тысяча.
Блицопрос
Государство или человек:
кто для кого существует в России?
Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности:
- Как всегда - человек для государства. В этом смысле в
России со сменой властей и правительств ничего не меняется.
Единственный выход - обретение собственного достоинства.
Обратите внимание: ведь у нас человек во власти и человек
без власти находятся на принципиально разных ступенях социальной
и жизненной лестницы. Какими высокомерными и надменными
становятся паспортистки и дворничихи! Пока на перемены,
мне кажется, надежд нет. Нужно меняться внутренне.
Георгий Сатаров, политолог:
- Я думаю, что сейчас государство и человек живут раздельно.
Есть люди, которые хотели бы надеяться на государство и,
наоборот, которые полагаются исключительно на себя. Но и
те, и другие с глубочайшим подозрением относятся к большинству
существующих государственных институтов. Что же касается
государства, то нельзя сказать, чтобы оно существовало для
людей, доверяло им или на них рассчитывало. Конечно, все
это - неправильное положение дел. В нормальной стране между
людьми и властью должно быть хотя бы партнерство, не говоря
уже о доверии.
Людмила Улицкая, писатель, лауреат Букеровской премии-2001:
- Государство давно существует для себя не только в России,
но и во всех остальных странах мира. По-моему, в большинстве
стран установилось некоторое военное положение. По одну
сторону находится человек со всеми его потребностями, желаниями
и запросами. По другую - государство, которое воюет за свои
надобности, существует как инструмент, охраняющий исключительно
сам себя. В каких-то странах государственная машина частично
совпадает с человеческими нуждами, учитывает их. Но даже
если государство частично выполняет свое социальное задание,
оно все равно стремится только к самосохранению.
Сергей Шнуров, солист группы "Ленинград":
- Государство до сих пор доминирует над гражданами. Этому
механизму нужны послушные, социально адаптированные люди,
удобные в управлении. Люди, которые вершат власть, - существа
другой породы. Пока единственный в российском понимании
способ сделать карьеру - всю жизнь пресмыкаться, лизать
задницу собственному начальству, а вечное лизоблюдство не
может не сказываться на личности. Советская система надломлена,
но явно не до конца: до сих пор испытываешь явственный трепет,
когда идешь в какую-нибудь жилконтору. Может, у нас и будет
нормальное государство, но лет через сто, не раньше.
Александр Цекало, продюсер мюзикла "Норд-Ост":
- Человек и государство - это обоюдный роман. Когда мужчина
или женщина утверждает, что кто-то из них в семье главный,
это неминуемо приводит к конфликту. То же самое с человеком
и государством. Государство и граждане должны вступать в
самые разные отношения: государство должно делать человеку
подарки в виде умных законов, а человек государству - в
виде уплаты налогов. Они могут ссориться: если государство
сделает какую-то глупость и забудет извиниться, человек
может, например, уехать из страны или сделать гадость государству,
никуда не уезжая. Если государство перестанет думать о человеках,
тогда они начнут разбиваться на все более мелкие группки
и дойдут до утверждения "государство - это я". Так как у
нас до сих пор государство ассоциируется с кучкой еще не
все укравших депутатов, то и к государству отношение не
самое уважительное. Но все зависит исключительно от нас
самих.
|