Об авторе: Дмитрий Иванович Орлов - заместитель
генерального директора Центра политических технологий.
В стартовавшем бюджетном процессе Министерству финансов
России нужны, как всегда, грамотные и реалистичные оппоненты
без грубо выраженных собственных финансовых притязаний.
Однако второе чтение грозит стать настоящим пиром аграрного,
московского и региональных лобби: 308 депутатских голосов,
поданных за бюджет в первом чтении, - это слишком широкая
коалиция, требующая в дальнейшем немалой подпитки. И тем
не менее среди сонма постоянных и ситуативных коалиций лоббистов,
традиционно "расшивающих" в свою пользу те или
иные статьи бюджетного законопроекта, за последние три года
появилось несколько групп, которые в состоянии сформулировать
содержательные коррективы к правительственным инициативам.
Содержательные в политическом, а не в лоббистском смысле.
Основатель главенствующей ныне в России экономической школы
Евгений Ясин, например, заметил по поводу проекта бюджета-2003:
"Он должен выражать экономическую политику государства,
а не только финансовую". То есть бюджетный законопроект
должен быть вписан в более или менее долгосрочную стратегию
экономического развития. Министр финансов Алексей Кудрин
сделал значимый шаг на этом пути, предложив концепцию "бюджетной
трехлетки". Но бюджет-2003, конечно, решает по преимуществу
ситуативные задачи: пик платежей по внешнему долгу, возрастающих
по сравнению с 2002 годом на 21%, в сочетании с двумя избирательными
кампаниями, которые оборачиваются ростом зарплат бюджетников
почти на треть, не оставляет правительству другого выбора.
Партия "ЯБЛОКО", уже четвертый год подряд выступающая
с собственным проектом бюджета, устами Григория
Явлинского и Игоря Артемьева
постулирует "не только право, но и обязанность каждой
реальной политической силы четко формулировать отличающиеся
от правительственных концептуальные предложения по бюджетной
политике". В фокусе предложений "ЯБЛОКА",
которые в значительной степени принимаются и адаптируются
правительством, оказываются экономические проблемы долгосрочного
характера. По закону Дума работает только с правительственным
вариантом бюджета, поэтому многие наблюдатели традиционно
характеризуют бюджетные инициативы "ЯБЛОКА" как
маниловщину. Но это совсем не так.
Партия предлагала установить единую низкую ставку подоходного
налога - она сегодня введена, хотя и не на уровне 10%, за
который выступали экономисты "ЯБЛОКА". Предлагалось
заменить отчисления во внебюджетные фонды единым социальным
налогом с регрессивной шкалой - правительство пошло и на
это. Ставка налога на прибыль, как известно, уменьшена с
35 до 24% - "ЯБЛОКО" было сторонником такой меры,
хотя и в более радикальном варианте (до 20%). В рамках правительственной
налоговой реформы введены вычеты из налогооблагаемой базы
по подоходному налогу, отменено обложение экспорта и налог
на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы, уменьшена ставка единого налога на малых предпринимателей,
перешедших на упрощенную систему, постепенно увеличивается
обложение земельной собственности, акцизы на алкоголь и
табак. Все это предлагало в своих бюджетных законопроектах
на 2000-2003 годы "ЯБЛОКО". Это не означает, конечно,
что Минфин верстает бюджет "по Явлинскому": политический
вес партии сегодня несопоставим с центристской коалицией,
на которую делает ставку власть. Но роль партии в бюджетном
процессе, безусловно, возрастает.
Сегодня экономисты "ЯБЛОКА" бьют тревогу. Партию
беспокоит торможение экономического роста и замедление военной
реформы. При сохранении нынешних темпов Португалия стремительно
уходит в отрыв от России - в этой оценке "ЯБЛОКО"
близко к советнику президента Андрею Илларионову. Снижение
единого социального налога с нынешних 35,6 до 30% постепенно
отодвигается правительством на 2005 год, а возможно, и далее.
Между тем демократы считают, что без реформы ЕСН с сокращением
эффективной ставки этого налога до 20% рост может стать
незаметным. Макроэкономическому блоку правительства так
и не удалось ввести гибкую систему ресурсных платежей, которая,
по мнению "ЯБЛОКА", позволила бы изымать сверхприбыли
нефтедобывающих компаний - налог на добычу полезных ископаемых
оказывается "размазанным" по всей отрасли. Наконец,
абсолютно непонятны мотивы сохранения в правительственном
бюджетном законопроекте обложения налогом с продаж реализации,
которая оплачивается с помощью пластиковых карт. Даже весьма
далекий от оппозиции Александр Шохин удивился этому решению:
если давно взят курс на легализацию доходов, зачем оставлять
в силе уводящий их в тень, устаревший и к тому же приносящий
гроши налог?
"ЯБЛОКО" нашло 62 млрд. руб. дополнительных по
сравнению с правительственным законопроектом бюджета на
2003 год доходов. Главные киты прироста - акцизы на природный
газ и вывозные таможенные пошлины. Весьма примечательна
жесткая адресность предлагаемых демократами направлений
расходования средств. Это военная реформа, прежде всего
перевод на контрактный метод формирования РВСН, стратегической
авиации, военно-космических сил (тех, кто уже сегодня укомплектован
профессионалами), обустройство границы на Северном Кавказе
и социальные расходы, например оплата дорогостоящего лечения
для детей и модернизация системы скорой помощи. По оценкам
партийных специалистов, это сократит смертность на 10-15%.
Впрочем, бюджет-2003 в самом деле весьма напряжен, и, возможно,
лучше для национальных экономических интересов, если эти
деньги будут получены правительством, но не будут заранее
распределены по расходным статьям.
Анализ бюджетной политики правительства свидетельствует:
времена, когда основной экономический закон страны верстался
без оглядки на мнение наиболее квалифицированных неправительственных
экспертов, прошли. Логика модернизации, логика бюджетной
и налоговой реформы - одна и та же и для макроэкономического
блока правительства, и для экономистов "ЯБЛОКА",
и для реалистичных аналитиков стана центристов. В наиболее
системном и очищенном от ситуативного лоббизма виде эта
логика как раз и воспроизведена в "яблочных" бюджетах.
Несмотря на сохраняющиеся разногласия, она подталкивает
ее сторонников во власти и оппозицию к сближению по принципиальным,
а не лоббистским вопросам.
|