Как в советские времена,
спецслужбы вмешиваются в вероисповедание и внешнюю политику
Вот уже восемь лет, с 1994 года, я работаю депутатом.
И могу с сожалением сказать, что на моих глазах происходила
деградация парламента - с каждым годом чиновники становились
все наглее, все меньше обращая внимание на депутатские запросы
и протесты. Но недавно я столкнулся со случаем, который
побил все прежние рекорды.
Я послал в МИД депутатский запрос - по какой причине было
отказано в визе пяти католическим священникам из Польши,
Италии и Словакии. В конце концов это решение нарушает права
российских граждан - российские граждане-католики лишаются
возможности общения со своими духовными лидерами, а это
нарушает принцип свободы вероисповедания.
В ответ я получил письмо от заместителя министра иностранных
дел А.Потапова. Ответ был такой: принятие решения находится
исключительно в компетенции ФСБ, а в соответствии с международно-правовыми
нормами мы не обязаны объяснять другой стране, по каким
причинам мы не хотим видеть ее граждан у нас.
Мне этот ответ показался откровенно хамским. Во-первых,
я не иностранец, а представитель российского государства.
Как депутат, я могу требовать, чтобы мне объяснили, почему
российских граждан ограничивают в их правах. Во-вторых,
с каких это пор ФСБ стала определять внешнюю политику нашей
страны?
А о том, что дело обстоит именно так, говорят все обстоятельства
этой истории. Отказ в визах для священников вызвал крайне
негативную реакцию в католических странах, особенно в Польше
и Литве. Между тем именно сейчас мы находимся на критическом
этапе переговоров с этими странами по калининградскому вопросу.
Как известно, решения по калининградской проблеме принимают
в трех столицах - Брюсселе, Варшаве и Вильнюсе. Речь идет
об очень важном деле - праве наших граждан свободно передвигаться
по Европе, а нынешний скандал сильно усложняет эти переговоры.
Так что же, получается, что ФСБ, определяя, кого пускать
в страну, а кого нет, рулит и нашей внешней политикой?
Напомню, недавно наш президент обратился к ЕС с предложением
о безвизовом режиме поездок (первой это предложение, кстати,
выдвинула наша партия "Яблоко"). Так почему же
ФСБ и МИД саботируют определенный президентом курс, умышленно
усложняя переговоры очередным визовым скандалом?
Теперь я намерен обратиться с запросом по этому делу к
министру иностранных дел. Потому что урегулирование калининградской
проблемы - слишком важный вопрос, чтобы отдавать его анонимной
бюрократии.
Возможно, кто-то считает, что недопуск в Россию католических
священников поможет сохранить паству Русской православной
церкви. Уверен, что это не так. Наоборот, если эту историю
будут связывать с влиянием РПЦ, это может плохо сказаться
на международной репутации нашей церкви и принести ей большой
вред. Нет никаких заявлений ни патриарха, ни Синода, которые
позволили бы заподозрить их в таком недостойном методе богословского
спора. Получается, что российские спецслужбы дискредитируют
церковь.
В конце концов, создается впечатление, что в стране действует
не одно, а минимум три внешнеполитических ведомства. Помимо
делящего компетенцию с ФСБ МИДа есть еще Минобороны, чей
руководитель то и дело делает громкие внешнеполитические
заявления. По сути дела, внешней политикой занимается и
Минатом. Ввоз в Россию ядерных отходов американского происхождения
может поставить Россию в зависимость от политики США - все
такие перевозки должны получать одобрение в Вашингтоне.
Почему такие действия могущественного ведомства не считаются
угрозой суверенитету страны, а приезд нескольких священников
такой угрозой считается?
Может быть, стоит вспомнить, что, по конституции, нашу
внешнюю политику определяет президент? И что невыполнение
его решений должно заканчиваться увольнением слишком много
на себя берущих чиновников?
Сергей МИТРОХИН, депутат Госдумы (фракция "Яблоко")
|