Дума приступит к рассмотрению, пожалуй, самого интригующего
вопроса нынешней сессии - реформы электроэнергетики. Несмотря
на радужные официальные отчеты об итогах работы трехсторонней
согласительной комиссии (Дума-СФ-правительство), ситуация
оставляет желать лучшего. В начале сентября депутаты получили
текст энергетических законопроектов, в котором так и не
были учтены многие поправки, с которыми во время работы
комиссии соглашался кабинет. Что и дало повод, например,
фракциям "Яблоко" и КПРФ, а также ряду представителей
ОВР и некоторых других фракций сделать по этому поводу официальные
заявления. Депутаты обиделись на наплевательское отношение
к их мнению и потраченные зря летние месяцы, и кабинет потерял
на этом немало союзников. Теперь неизвестно, удастся ли
собрать 226 голосов, необходимых для прохождения первого
чтения.
Но даже если допустить, что кого-то из депутатов "убедят",
и энергетические законы первое чтение пройдут, ко второму
все равно пойдут кардинальные поправки, считает заместитель
председателя комитета Думы по кредитным организациям и финансовым
рынкам Игорь Артемьев,
который принимал участие в работе комиссии. Депутат опасается,
что реформу пытаются проводить так, что может возникнуть
искаженный рынок, который нанесет ущерб всей России. "Сейчас
РАО ЕЭС принадлежат около сотни разных генерирующих компаний,
которые в результате реформы должны стать либо самостоятельными
юридическими лицами, либо объединиться в холдинги, - сказал
нам Артемьев. - В России существует семь замкнутых энергозон
- Сибирская, Уральская, Северо-западная и др. От того, как
будут объединены в компании генерирующие мощности, зависит
будущее всего оптового рынка электроэнергии, а значит и
экономики, и населения. Если, допустим, мощности Северо-Запада
объединятся в одну компанию, появится крупнейшая частная
монополия, которая будет диктовать условия всей промышленности
и бесконтрольно повышать тарифы. А если эту частную компанию
купит какой-нибудь олигарх? У него есть определенный бизнес,
и он станет душить своих конкурентов с помощью электроэнергии,
а потом начнет ставить своих губернаторов. А если 7 олигархов
скупят возникшие монополии в 7 зонах? Здесь уже речь пойдет
не о дезинтеграции РАО ЕЭС, а о дезинтеграции РФ".
Чтобы избежать такой ситуации, по мнению Артемьева, нужно
четко прописать, что ни одна из компаний, объединяющая генерирующие
мощности, не должна иметь более 40% этих мощностей в каждой
замкнутой зоне. "Без этого реформу нельзя начинать",
- заметил депутат. По его словам, кроме проблем энергозон,
есть еще несколько вопросов такого же уровня, не прописанные
в законах. Речь идет о правах миноритарных акционеров, создании
акционерных обществ, системе работы Федеральной сетевой
компании и Системного оператора. Кроме того, фракция "Яблоко"
настаивает на принятии закона о собственности РАО ЕЭС.
|