Юрий Любимов - революционер сцены. К нему и на спектакли
шли, как на сходки. Сейчас даже непонятно, как можно было
попасть на «Таганку». Через знакомых, кто-то кого-то позвал,
а тот не смог и в последнюю минуту прихватили другого знакомого,
у кого-то был знакомый актер, и он переводил всю округу...
Спросить в театральной кассе билет на Таганку было такой
же нелепостью, как купить в книжном магазине Булгакова или
посмотреть в кинотеатре «Зеркало».
Все, кто пробирался в совсем маленький зал старого здания
Таганки, были посвящены в некую тайну, приобщались к разгадыванию
знаков, без понимания которых твоя жизнь была куцей и обделенной.
Если ты не накалывал билет на штык стоящего у входа в театр
революционного матросика на «Десять дней, которые потрясли
мир», не притопывал в такт частушкам лихого Золотухина «Мы
на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!», если не спотыкался
об ногу убитой старухи-процентщицы, входя в зал «Преступления...»,
не видел «Галилея» и «Мастера», если не рябило в глазах
от многочисленных Пушкиных в спектакле «Товарище, верь!»
значит, ты не знаешь, что такое был театр в те самые годы.
Это сегодня кажется, что культурная жизнь - это ночные
клубы, презентации и юбилейные концерты. Тогда это во многом
была Таганка. От прогонов до чтения стенограммы обсуждения
комиссией Министерства культуры спектакля «Борис Годунов»,
после которого стало ясно, что Любимов не уступит, и они
не позволят.
Мастера лишили гражданства, и театр раскололся, казалось,
навсегда. Хуже того, стало казаться, что и время ушло. Умер
Высоцкий. Губенко, будучи министром культуры, настаивал
на возвращении учителя в страну, а потом увел часть труппы,
поссорились из-за здания. Ушли Демидова, Смехов, Филатов...
И главное, все как-то устали.
А потом Любимов вернулся. Набрал молодых, встряхнулись
Золотухин, Шаповалов, Хмельницкий. И все началось снова.
Любимов перекраивает тексты, выбрасывая все, что замедляет,
с его точки зрения, действие. Он торопится показать своего
Шекспира, Пушкина, Достоевского, Пастернака, Гете, укладывая
действие в полтора часа и схематичную игру.
Он ставит Солженицына, и тот отмечает на Таганке свое 80-летие,
указывая тем самым, кто ему близок в современном искусстве
и жизни вообще.
Любимов всегда ставил классику так, будто он первый, будто
до него никто не только не ставил «Гамлета», но даже и не
читал. И для всех, кто видел спектакль, «Быть или не быть»
будет звучать голосом Высоцкого. Для тех, кто не видел,
- тоже. Запись с его чтением расходилась так же, как его
песни. Когда еще слушали Шекспира с магнитофона! Так же
слушали Есенина, Гудзенко, Вознесенского...
Все таганские актеры удивительно читают стихи, по-любимовски:
Демидова, Смехов, Золотухин, Славина, Филатов, Хмельницкий...
Это не манерное актерское чтение. У Любимова читают по-другому,
авторски, так много смысла было в выговаривании звуков,
в умении передать ритм.
А как было сладить с этими актерами, которые все сплошь
как на подбор - личности! А если сойдутся характер на характер.
И ведь сходились! Но никогда угрозы не реализовывались.
Владимир Высоцкий, для которого трудно представить себе
лучшее место, чем Таганка, стал опознавательным знаком театра,
а уж поводов для оргвыводов хватало.
Иногда кажется, что звездный час Таганки в прошлом. И дело
не в том, что актер пошел не тот, и зритель - тоже, и хочет
он другого. Революционный театр Любимова, как и Брехта,
и Мейерхольда, чьи портреты, как всегда, висят в фойе, вроде
бы не увлекает. Но сила Любимова - та же, он по-прежнему
школит актеров и показывает нам свой театр.
|