Комиссия Дмитрия Козака продолжает работать над реформой
российской государственности. Проект закона с длинным названием
"Об общих принципах организации представительных и
исполнительных органов государственной власти субъектов
РФ", подготовленный ею, по сведениям "Консерватора",
практически готов. Впрочем, судя по всему, его ожидает нелегкая
судьба: по информации наших источников в администрации президента
и Думе, новый вариант закона о деятельности органов госвласти
в регионах встречает, по меньшей мере, неоднозначную реакцию.
Связано это с предпринятой в нем попыткой расписать по пунктам
полномочия региональной власти. Само наличие такого "поименного"
списка вызывает резкие возражения с разных сторон - и в
Думе, и в самой администрации. Так что проекту Козака, похоже,
придется пройти длинный путь согласований и борьбы.
В целом законопроект расписывает порядок создания законодательных
и исполнительных органов власти субъектов Федерации, принципы
их функционирования и полномочия. Кроме того, в нем прописаны
порядок прекращения их деятельности и ответственность как
законодательного собрания, так и высшего должностного лица,
т.е. губернатора. Все это не новость: разработчики позаимствовали
большинство этих положений из уже действующего закона. Новшеством
нынешнего варианта стало включение основных норм и положений
другого закона - "О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами госвласти
РФ и органами госвласти субъектов РФ". Комиссия г-на
Козака сделала попытку объединить два закона в один, исходя,
вероятно, из мысли о том, что оба они регулируют общую сферу
- деятельность властных органов в регионах и предметы их
ведения. Однако действующий сейчас закон о разграничении
предметов ведения между центром и регионами не прописывает
конкретных полномочий, остающихся за федеральным центром,
за регионами и подлежащих совместному ведению, а лишь определяет
общие принципы такого разграничения. Комиссия Козака попыталась
расписать их исчерпывающе: глава 4 целиком посвящена полномочиям
властных органов субъектов Федерации, а ст. 26-3 расписывает
их по пунктам. Таких пунктов насчитывается в нынешнем варианте
тридцать девять, причем в законопроекте делается оговорка,
что этот перечень может быть расширен только через принятие
федерального закона.
Перечень собственных полномочий региональной власти, собственно,
и стал сейчас главным камнем преткновения. Возражения вызывают
как само наличие такого списка, так и его, как считается,
излишняя детализация. В этом перечне - организация и материальное
обеспечение выборов на данной территории, управление имуществом,
находящимся в собственности конкретного субъекта, поддержка
сельскохозяйственного производства, организация внутреннего
авиационного сообщения, денежное содержание учителей, начальное
и среднее профессиональное образование (из списка почему-то
выпало обычное среднее образование), социальная поддержка
малоимущих и т.д., вплоть до поддержки народных художественных
промыслов.
По мнению тех, кто возражает против предлагаемого г-ном
Козаком законопроекта, составление конкретного списка собственных
полномочий для региональной власти в определенной мере связывает
руки власти федеральной. Собеседники газеты "Консерватор"
во властных структурах высказываются в том духе, что жизнь
всегда оказывается шире любого списка, все предусмотреть
все равно невозможно, к тому же необходимо иметь свободу
маневра. Лучше создать механизм перераспределения полномочий,
который можно использовать по мере надобности, чем создавать
их полный перечень, изменить который будет уже затруднительно.
Как считает член думского комитета по самоуправлению Сергей
Митрохин, "здесь возникает очень серьезная проблема,
поскольку не соблюдается общий смысл Конституции в части
регулирования вопросов совместного ведения: если будет дан
исчерпывающий перечень полномочий, то субъекты не смогут
выполнять другие полномочия, не перечисленные в нем, без
разрешения федерального закона". Дело в том, что 71-я
статья российской Конституции дает список вопросов, находящихся
в ведении Федерации, статья 72-я - предметы совместного
ведения Федерации и субъектов, а статья 73-я говорит о том,
что все прочее автоматически относится к ведению субъектов
Федерации. Таким образом, исчерпывающий список Козака теоретически
ограничивает права субъектов. "Это нарушение духа и
смысла соответствующего раздела Конституции", - заявил
депутат Митрохин корреспонденту газеты "Консерватор".
Во всяком случае, борьба за полномочия - ключевой вопрос
распределения властных функций и соответствующих ресурсов
- стартовала.
|