[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Митрохин
Бесправные управы
"Время МН", 25 сентября 2002 года

Мосгордума начала рассмотрение поправок к уставу города, благодаря которым бюрократии в Москве станет больше, а самоуправления меньше.

10 сентября правительство Москвы приняло постановление, направленное на изменение системы местного самоуправления в столице. Цели заявлены благие — наведение порядка в управлении, усиление контроля над расходованием средств, повышение качества работы с населением. Однако если взглянуть на постановление внимательно, становится ясно: речь идет о попытке городской бюрократии ликвидировать в Москве те чахлые ростки самоуправления, которые появились в последние годы.

Нынешние районные управы предполагается заменить "управами районов". За перестановкой слов кроются коренные изменения. Глава "управы района" станет городским чиновником и будет назначаться сверху (сегодня его кандидатура согласовывается с районными советниками, а по федеральному закону должна избираться). Таким образом, управа становится третьим звеном бюрократии, после мэрии и префектуры. За ней закрепляются почти все мало-мальски значимые права нынешних районных управ. А что же останется им? Снижение брачного возраста для юных пар, охрана мемориальных досок и организация праздников. Их бюджет нельзя будет разглядеть даже под микроскопом.

Законность постановления вызывает большие сомнения. Федеральный закон позволяет Москве и Петербургу отнимать у муниципалитетов только те полномочия, которые необходимы для обеспечения единства городского хозяйства. Никто не спорит: организация общественного транспорта и регулирование коммунальных монополий — дело государственной власти. Но постановлением предусмотрена передача новым структурам таких вопросов местного значения, которые этого единства совсем не нарушают. Это ремонт и содержание жилого фонда, благоустройство дворов и улиц, уборка мусора, организация стоянок и мелкорозничной торговли, содержание школ, социальное обслуживание и целый ряд других.

Всеми этими вопросами будет заниматься назначенный сверху бюрократ. Авторитет для него — вышестоящий начальник, а вовсе не жители. Общение с бюрократом оборачивается для последних простаиванием в очередях и нервотрепкой. Решение самого мелкого вопроса — от вворачивания лампочки в подъезде до замены нерадивого дворника — стоит огромных усилий. До чиновников, принявших то или иное решение, не устраивающее жителей, не достучишься. А достучишься — превратишься в футбольный мяч, скачущий по инстанциям.

Другое дело — выборная местная власть, которой отвертеться от Бюрократии в Москве станет больше, а самоуправления меньше.

назойливых граждан намного сложнее. Тем более что она находится под контролем депутатов, тоже избранных. В Москве это районные советники. Теперь получается, что контролировать они будут исполнительные органы самоуправления с их ничтожными полномочиями и финансами, а не всемогущие управы районов! Скорее эти последние будут контролировать первых, а заодно малый бизнес, некоммерческие организации и вообще все живое. Решение правительства Москвы дает старт резкому приросту столичной бюрократии. Вдобавок к аппарату существующих районных управ, объявляемых органами местного самоуправления, появляются гораздо более массивные аппараты управ районов. При этом штаты вышестоящих префектур сохраняются в полном объеме. Ожидается, что штат чиновников возрастет как минимум на десять тысяч человек. Может быть, немалые деньги, которые будут потрачены на их содержание, лучше направить на капитальный ремонт или то же самое благоустройство? Институт местного самоуправления существует именно для того, чтобы граждане влияли на решение о том, куда идут деньги. Хотя бы по ограниченному кругу вопросов. Руководители Москвы и Петербурга считают, что федеральный закон позволяет им трактовать этот круг как изображение нуля.

Об этом же мечтают многие губернаторы, создавшие при Госсовете рабочую группу с целью подготовки концепции реформы самоуправления, альтернативной той, которую готовит по поручению президента комиссия во главе с Дмитрием Козаком. Похоже, что суть разработок Госсовета состоит в переносе на всю страну опыта Москвы и Петербурга. Если это так, то данные разработки окажутся альтернативой не столько концепции комиссии, сколько самоуправлению как таковому. Остается надеяться, что исход этой борьбы альтернативных проектов предопределен позицией президента, который, судя по его посланию, ясно отдает себе отчет в том, что альтернативой местному самоуправлению может быть только тотальное засилье бюрократии.

Автор — заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления, член фракции "Яблоко"

"Время МН", 25 сентября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин

Раздел "Самоуправление и федерализм"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]