На прошлой неделе вся Дума
объединилась против коммунистов, чтобы запретить им проведение
предвыборного референдума. Теперь на Охотном Ряду складывается
коалиция противников правительственного плана реформирования
РАО "ЕЭС России", в которую входят и некоторые центристские
фракции, и "ЯБЛОКО", и те же левые. Впрочем, обсуждать
проблемы энергетики депутаты будут только в октябре. А сегодня
парламентарии займутся бюджетом в первом чтении и подготовкой
его ко второму, когда и определяются основные пропорции финансирования
всех государственных расходов. Прокомментировать будущие думские
события "НГ" попросила первого заместителя руководителя
фракции "ЯБЛОКО" Сергея
Иваненко и лидера фракции ОВР Вячеслава Володина.
Сергей Иваненко: "Предлагаемая реформа РАО "ЕЭС"
- это политическая авантюра"
- Сергей Викторович, какое решение примет "ЯБЛОКО"
при обсуждении пакета законов по реформированию электроэнергетики,
борьба вокруг которого развернется с не меньшим ожесточением?
- Наша позиция состоит в том, что нынешний план реформы,
который предлагает руководство РАО "ЕЭС" через
правительственный законопроект, - это политическая авантюра
и экономически неэффективный способ реформирования монополии.
Мы считаем, что данный план имеет кардинальные недостатки,
один из которых, к примеру, состоит в том, что так называемые
независимые генерирующие компании уже через очень короткое
время объединятся в холдинги по региональному принципу и
страна получит целую сеть местных монополистов. Мы предложили
другой вариант: преобразовать нынешнюю структуру, по сути
дела, в три РАО "ЕЭС", которые бы пронизывали
всю страну и конкурировали друг с другом во всех регионах
на уровне генерирующих компаний. Руководство РАО выступило
категорически против наших предложений. Но мы будем настаивать
на своем плане и жестко выступать против правительственных
законопроектов.
- Однако по этому вопросу нет единства и у центристов,
а из Кремля намекают, что не надо с утверждением этих законов
торопиться...
- Действительно, законопроекты сегодня находятся под угрозой
провала из-за раскола среди центристов. У ОВР и "Народного
депутата" свои - причем несовпадающие - интересы. Но
одновременно они не совпадают и с той концепцией, которой
придерживается "ЯБЛОКО". Так что этот наш "союз"
с ними является, конечно, тактическим и временным. Он примерно
такого же качества, как сам план реформирования РАО "ЕЭС".
И это лишний раз подтверждает нашу мысль, что все это авантюра
и ничто иное. Невозможно так осуществлять преобразования
в главной естественной монополии страны. Есть два главных
вопроса, которые, в общем-то, и объединяют всех без разбора
противников внесенного правительством пакета. Первый - какие
будут тарифы. Второй - какие будут инвестиции и где гарантии
их привлечения. Ни на один из этих вопросов предложенная
концепция внятно не отвечает. Поэтому неудивительно, что
она встречает такое сопротивление в Думе. Думаю, что на
данный момент перспектив принятия этих законопроектов нет.
- В Минфине уверены в том, что составленный проект бюджета
на 2003 год настолько сбалансирован и выверен, что не нуждается
в уточнениях не только в ходе первого, но даже и второго
чтений. Что вы об этом думаете?
- Здесь многое будет зависеть опять же от политической
позиции того большинства, которое сформировалось сегодня
в Думе. Конечно, исход первого чтения уже понятен. Что касается
второго, то и с ним, похоже, будет использована такая же
схема. У правительства сегодня есть очень крупные резервы.
Вот несколько цифр для сравнения: если весь наш бюджет составляет
примерно 75 миллиардов долларов, то у Центробанка золотовалютные
резервы составляют 45 миллиардов, у Минфина - 7 миллиардов,
даже у Пенсионного фонда и то есть резерв в 3 миллиарда
долларов. Я не говорю уже о резервах предприятий и корпораций,
которые средства никуда не вкладывают, и о нашем населении,
которое тоже в основном деньги накапливает, никуда их не
инвестируя. Так что у правительства есть возможности для
того, чтобы решать отдельные проблемы некоторых депутатов,
регионов и депутатских объединений вне рамок бюджета. Это
как раз и может привести к тому, что давления на бюджет
во время второго чтения не будет. Он пройдет в неизмененном
или малоизмененном виде. Позиция же нашей фракции по голосованию
в первом, втором и дальнейших чтениях будет зависеть от
того, какие ответы будет давать правительство на наши конкретные
предложения.
Вячеслав Володин: "Если наши предложения правительство
учтет, мы поддержим реформу"
- Вячеслав Викторович, вокруг поправок к закону о референдуме
в Думе сложилась большая коалиция всех фракций, кроме левых.
Сложится ли, на ваш взгляд, подобный политический союз,
когда будет обсуждаться пакет законов об электроэнергетике?
Сможет ли он не допустить их утверждение в нынешнем виде?
- Большая коалиция вокруг закона о референдуме сложилась
потому, что каждый депутат и каждая фракция прекрасно понимали
разницу между равными и неравными условиями при проведении
избирательной кампании. Что же касается реформы энергетики,
то изначально к ней существовали различные подходы. Даже
в рамках нашей центристской коалиции мы по-разному понимаем
эту проблему. Мы сразу сообщили нашим коллегам, что у нас
есть шесть принципиальных вопросов к законопроектам, которые
вносит правительство. Если эти вопросы им будут сняты и
в законы внесут соответствующие изменения, то мы сможем
их поддержать. Если нет, то поддержки не будет. Ведь когда
наша фракция на прошлой неделе встречалась с Германом Грефом
и Анатолием Чубайсом, им был задан вопрос: что будет, если
сейчас взять и отменить государственное регулирование цен
на услуги электроэнергетики в первую очередь для населения?
И один и другой на это ответили, что в тех странах, где
отменили тарифы, первые два года был скачок цен на электроэнергию
в три-восемь раз. Мы не хотим повторять путь Украины, Казахстана
и других стран и считаем, что такого скачка надо избежать.
Давайте вместе над этим работать. Для диалога мы открыты.
Кстати, из шести наших требований два, можно сказать, уже
нашли свое разрешение. В законопроект уже были внесены две
поправки. Первая - о запрете так называемых веерных отключений,
вторая - о том, что атомные станции должны быть только в
государственной собственности. Есть и еще ряд позиций, по
которым должны приниматься отдельные решения. Например,
по нашему мнению, Центральное диспетчерское управление должно
быть стопроцентно государственной компанией. А вот что касается
федеральной сетевой компании, то мы согласились с правительством.
Там уровень участия государства действительно может составлять
75% плюс одна акция, а не 100%, как мы ранее предлагали.
Однако пока нет механизма увеличения доли государства с
нынешних 52% до предполагаемых 75%. Правительство его пока
только разрабатывает.
Когда мы встречались с Михаилом Касьяновым, он нам сказал,
что правительство не будет продавливать эти законы в Думе.
Мы это заявление приветствуем, потому что слишком высока
цена решений в процессе реформирования РАО "ЕЭС".
Тут ошибка должна быть исключена, потому что это сразу же
отразится на каждом гражданине страны.
- Предварительные подсчеты показывают, что в настоящее
время пакет по электроэнергетике имеет небольшие шансы быть
принятым. Вы согласны с таким прогнозом?
- Он может быть принят в первом чтении при условии, что
правительство внесет те изменения, на которых настаивает
наша фракция и наши союзники по центристской коалиции -
группы "Регионы России" и "Народный депутат".
Однако пока большая часть наших предложений во внесенных
в прошлую пятницу законопроектах отсутствует, поэтому мы
продолжаем диалог с правительством.
- Ваша фракция предложила записать в законе о бюджете,
что тарифы на услуги всех естественных монополий утверждаются
один раз в год - перед принятием очередного бюджета. Это
тоже принципиальная позиция и условие поддержки бюджета?
- Это действительно принципиально, и бюджетный комитет
Думы нас поддержал. И когда такая норма будет принята, рост
тарифов перестанет быть хаотичным и непредсказуемым. Продуманная
тарифная политика позволит эффективно планировать бюджетные
расходы регионам и местным органам власти, а это значит,
что не будут отключаться больницы, школы, коммунальные предприятия.
- Значит, все ваши возражения по бюджету сняты и препятствий
для его поддержки и в первом, и во втором чтениях отсутствуют?
- Я не могу сказать, что снято все. Однако если говорить
о первом чтении, то бюджет на 2003 год надо однозначно принимать.
Основные его параметры достаточно хорошо просчитаны. У нас
больших сомнений не вызывают ни расходная, ни доходная части
бюджета. Но во втором чтении проект надо будет еще раз посмотреть,
потому что по одним статьям средств выделяется недостаточно,
а по другим - излишне. То есть к распределению расходов
можно подойти более рационально.
|