[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Очень избирательное правосудие
Власть заставила народ полюбить господина «Против всех»
"Новая газета", 19 сентября 2002 года



«Если власть от отчаяния не решится на беспредел, одним из лидеров гонки станет самая скандальная фигура нижегородской политической жизни – предприниматель Андрей Климентьев», — прогнозировала в «Новой газете» Юлия Латынина перед выборами мэра Нижнего Новгорода.

Власть решилась.

Возможно, кто-либо из жителей Нижнего Новгорода еще верил, что выборы бывают честными, а суд – справедливым.

Теперь отыскать в городе подобных идеалистов вряд ли удастся.
После того как вечером 14 сентября, за несколько часов до первого тура голосования, нижегородский суд отменил регистрацию Андрея Климентьева, во втором туре, скорее всего, победит тот, кто заранее назначен победителем из Москвы – депутат Госдумы Вадим Булавинов. Если, конечно, суд более высокой инстанции не признает незаконным снятие Климентьева. Но такой вариант следует отнести к категории политической фантастики.

«Федеральная власть свой выбор сделала», — заявил перед выборами лидер фракции ОВР Вячеслав Володин, прибыв в Нижний, чтобы агитировать за Булавинова от имени полутора сотен подписавшихся в его поддержку депутатов проправительственных фракций. Столь же определенной была позиция приволжского полпреда Сергея Кириенко, окружение которого давало понять, что победы Климентьева не допустит.

В этой ситуации спасти Климентьева от снятия мог только низкий рейтинг. В противном случае, по законам жанра «управляемой демократии», просто обязана была появиться жалоба какого-нибудь ну совершенно независимого гражданина с требованием снять Климентьева.

Конечно же, такой гражданин – один из кандидатов в мэры и военный пенсионер

Олег Грязнов — немедленно нашелся.

И у этого гражданина немедленно нашелся представитель в суде, который совершенно случайно оказался еще и официальным представителем Булавинова в нижегородском избиркоме.

И немедленно нашелся суд, который принял решение о снятии Климентьева в последний день перед голосованием, когда его уже физически нельзя было обжаловать.

И немедленно нашелся представитель ЦИК, который заявил, что выборы прошли без нарушений.

В итоге почти треть избирателей, на глазах у которых разворачивался этот фарс, проголосовала против всех кандидатов – зато, как удовлетворенно констатирует солидная газета, известная своей лояльностью к Кремлю, «команда Сергея Кириенко в третий раз предотвращает попытку предпринимателя с криминальным прошлым прорваться во власть»…

Действительно, в третий раз.

Четыре года назад, весной 1998 года, Андрей Климентьев уже был избран мэром Нижнего Новгорода. И те выборы стали беспрецедентными во всех отношениях.
Впервые руководителем такого уровня был избран человек, отбывший в свое время 8-летнее заключение.

Впервые председатель ЦИК сразу после выборов объявил их незаконными.
Впервые выборы такого уровня были отменены из-за нарушений закона.

И впервые победитель был лишен победы, а затем и свободы, оказавшись за решеткой через четыре дня после выборов…

Казалось бы, можно было лишь приветствовать постановку надежных барьеров на пути проникновения криминала во власть и восхититься принципиальностью нижегородского избиркома.

Но все в Нижнем (где мне не раз пришлось побывать) тогда понимали, что имело место не торжество закона, а аннулирование волеизъявления граждан, неугодного власти. Ведь злейшие враги Климентьева – Сергей Кириенко и Борис Немцов – занимали тогда посты и.о. премьера и первого вице-премьера (Кириенко еще не был утвержден Думой)…

Основания для отмены выборов были смехотворны.

Так, Климентьева обвиняли в том, что он обещал установить добавки к пенсиям, – это расценили как подкуп избирателей. Но в таком случае надо было отменить итоги большей части выборов, проходивших в последние годы, в том числе и президентских. И еще, помнится, Климентьеву инкриминировали то, что агитировать за него приезжали два депутата Госдумы. Что особенно пикантно на фоне упомянутого выше заявления г-на Володина…

Отсидев, Климентьев в прошлом году пытался стать губернатором области, но неудачно: его рейтинг удалось «опустить» удачными пропагандистскими приемами. Имевшими при этом малое отношение к избирательным законам, но большое – к полпредству.

Что касается нынешних выборов мэра, то рейтинг «криминального кандидата» упорно отказывался падать! Тут-то и появилась упомянутая выше жалоба, где на сей раз как «подкуп избирателей» расценивались обещания ограничить рост коммунальных тарифов.

В конце концов официальной причиной снятия стало то, что граждане подозрительно одновременно (в один день) вносили деньги в избирательный фонд кандидата. Ничего не скажешь, грубейшее нарушение, которое никак нельзя оставить без сурового наказания. В отличие от случаев, когда переизбирающиеся губернаторы или мэры тратят на свою пропаганду бюджетные средства. Или — когда подчиненные структуры мобилизуются на обеспечение «нужного» результата. Или – когда «руководящие кандидаты» не вылезают из эфира столь долго, что, будь это время оплачено по рекламным расценкам, не хватило бы стократ увеличенного избирательного фонда…

Хотелось бы напомнить, что «избирательное» применение закона, когда под микроскопом ищут нарушения у одних кандидатов и внезапно слепнут при виде нарушений у других (с чем мы сталкиваемся почти на каждых выборах), называется не правосудием, а произволом. А попытка «прорваться к власти», получив голоса избирателей, называется демократическими выборами. Попытка же это «предотвратить» называется совсем иначе.

Независимо от симпатий и антипатий к Андрею Климентьеву с ним поступают незаконно и несправедливо: решать, быть ли ему мэром, должны граждане (прекрасно знающие все подробности его биографии), а не полпред Кириенко. Да, прошлое Климентьева действительно криминально. Но ничуть не в большей степени, чем настоящее многих из тех, кто сегодня занимает высокие посты. И еще неизвестно, чьи проступки граждане считают более тяжкими с точки зрения допустимости пребывания у власти: тиражирование кассет с эротическими фильмами или «опускание» всей страны путем дефолта и девальвации рубля…

Окончательный результат нижегородских выборов уже не очень интересен.

В любом случае это будет выбор власти – но не выбор граждан.

Впрочем, первое в нынешней России все чаще заменяет второе…

P.S. Экс-кандидат Андрей Климентьев заявил, что результаты первого тура выборов были подтасованы, и на самом деле «против всех» проголосовало больше избирателей, чем за обоих «финалистов» — Юрия Лебедева и Вадима Булавинова. Если это так, выборы должны быть признаны несостоявшимися. Официальные результаты выборов — 31,4% — у Лебедева и 30,9% — у Булавинова при 30,4% проголосовавших «против всех» — Климентьев отвергает: городская избирательная комиссия, по его мнению, признала недействительными около 10 тысяч бюллетеней, где голосовали против всех.

Можно, конечно, расценить это заявление как попытку экс-кандидата догнать ушедший поезд. Но превращение бюллетеней в недействительные — известный способ «скорректировать» результаты выборов в «нужную» сторону. Технически это несложно — достаточно при подсчете голосов сделать на бюллетене «лишнюю» пометку. А после того, что сотворил нижегородский суд, не кажется невероятным ничто из того, в чем можно заподозрить нижегородский избирком.

Иначе как объяснить, что избирком отказал Климентьеву в предоставлении спорных бюллетеней для проверки?

"Новая газета", 19 сентября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Борис Вишневский "Bся власть - мне!" Как федеральный Центр занимается перетягиванием бюджетного каната "Независимая газета", 3 сентября 2002 года

Борис ВИШНЕВСКИЙ Империя, слазь! Авторитарная система работает быстрее, чем демократическая. Но и ошибается чаще "Новая газета", 5 сентября 2002 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]