Неожиданное настойчивое желание московского мэра Лужкова
заново установить памятник Дзержинскому на Лубянке станет,
по-видимому, новым эпизодом жестокого насилия над меньшинством
со стороны легально избранного начальства - после монументального
возвращения александровского гимна зимой 2000 года. Теперь
в порядке всеобщего примирения и поиска согласия в обществе
вместо выспренней смены государственной символики предлагается
уничтожить еще одно символическое место свободной постсоветской
России, восстановив памятник кровавому чекисту. Вместо монологов
об уважении к собственному прошлому предлагаются еще более
жалкие ссылки на железные дороги и беспризорников.
Очередные пересмотр ценностных основ и реабилитация мрачных
советских символов вызывают плохо забытые эмоции: брезгливость,
стыд и яростное возмущение. Как и с гимном, налицо полное
отсутствие внятного мотива: зачем московский мэр идет на
такой скандал и методично втаптывает в грязь достижения
антисоветской революции? Российско-грузинские отношения
и война в Ираке уступили место поиску версий и гипотез.
Таковых пока примерно две: 1) Лужков задумался о грядущих
выборах и заигрывает с коммунистами; 2) Лужков хочет угодить
Путину и всем его сотрудникам, вышедшим из КГБ, рассчитывая
с их помощью вернуться в высшую политическую элиту. Арсений
Рогинский предполагает, что Лужков дал волю своим обывательским
представлениям о советском мифе.
В некрасивом жесте Лужкова, как и в известном некрасивом
жесте Путина, можно увидеть и желание проявить силу. И в
возвращении гимна, и в идее снова установить памятник на
Лубянке важно - и это подчеркивается, - что шаг, наполненный
огромным символическим смыслом и чреватый самыми тяжелыми
последствиями, осуществлен личной волей инициатора и более
ничем. Необратимость подобных шагов только усиливает эффект.
Наблюдательный московский мэр Лужков, таким образом, тоже
прибегнул к несложному способу напомнить о себе как о крупной
политической фигуре. Просвещенной же публике, как обычно,
отводится важная миссия не жечь мосты и не раскалывать общество,
а церковному руководству - поддержать свежее градостроительное
решение, которое так органично вписывается в яркий архитектурный
ансамбль Лубянской площади.
Арсений Рогинский, председатель правления общества "Мемориал"
Возможно, Лужков пытается угодить избирателям-коммунистам.
По опросам прошлого года, если я не ошибаюсь, 45% москвичей
высказались за восстановление памятника Держинскому, 35%
- против, остальные не определились. Наверное, Лужков пытается
таким образом угодить начальству. Но мне кажется, что образ
бескорыстного борца с преступностью действительно близок
лужковскому историческому мифу и инициатива Лужкова скорее
является реализацией его искреннего внутреннего побуждения.
Формула этого мифа может быть примерно такой: Дзержинского
представляют злодеем, но не надо забывать, что он занимался
борьбой с уголовной преступностью и казнокрадством. Что,
кстати, правда, как и то, что он поднимал транспорт. Это
своего рода образ выдающегося честного топ-менеджера первого
десятилетия Советской власти. Мне кажется, что таким образом
в Лужкове заговорили его нормальные советские представления.
Сейчас такая причудливая эпоха, когда, с одной стороны,
прошлое вроде уже не воротишь, да никто и не собирается
его возвращать, а с другой стороны, в сознании мощно прорастает
и цветет советский миф. Вспомните историю с гимном.
Дзержинский - очень важный, базовый элемент советского
мифа, потому что он один из немногих просуществовал все
время Советской власти и не был опровергнут внутри той эпохи.
Для комсомольца, юрфаковца 70-х годов такие представления
о патриотизме, Родине, Советской стране очень характерны.
Пусть за ними не стоит никакая реальность, но всегда можно
сказать: "Ведь был же Дзержинский..."
Когда я готовил документы к Конституционному cуду по делу
КПСС в 1992 году, совершенно спокойно рассекречивались самые
громоподобные документы, касающиеся невероятных дел, чудовищной
коррупции и прочего, но потом дошло до документа 40-х годов,
где давался анализ сюжета "Молодой гвардии". Из
него ясно следовало, что и молодогвардейцы, и предатели
- все на самом деле было не так, как у Фадеева. И тогдашний
министр безопасности, ныне покойный Баранников, говорит
мне, что это рассекречивать не надо. Я спрашиваю: "Почему?"
"Этого не надо, неужели Вы не понимаете?", - отвечает
он. То есть можно рассказывать любую правду о злодеяниях,
убийствах, о чем угодно, но если сказать, что что-то не
так в "Молодой гвардии", то это будет уже покушение
на миф. И мне кажется, что такие люди, как Лужков, нуждаются
в мифе о честном, бескорыстном бойце за истину, а то, что
этот человек в действительности параллельно занимался чем-то
еще, для них не так важно.
А что касается собственно планов восстановления памятника,
то мы надеемся, что представитель "Мемориала"
будет допущен на следующее заседание градостроительного
совета и получит там слово. Наша позиция подробно изложена
в сегодняшнем заявлении "Мемориала".
Евгений
Бунимович, депутат Московской городской думы
Кто только не выдвигал вопрос о восстановлении памятника
Дзержинскому, и сам Лужков давал совершенно другие комментарии
по этому поводу. Более того, напомню, что комиссия Мосгордумы
по монументальному искусству уже дважды рассматривала этот
вопрос и сочла установку памятника нецелесообразной, посчитав,
что она может вызвать нежелательную напряженность в обществе.
Я сам могу предположить несколько мотивов, которыми руководствовался
Лужков. Это могут быть договоренности с Кремлем: как известно,
наш президент имеет прямое отношение к тому символу, который
мэр собирается восстанавливать на Лубянке. Это может быть
кивок в сторону левого и левогосударственнического электората,
которого в Москве достаточно. Через год выборы. Но, скорее,
это договоренности с Кремлем. Инициатива эта немного странная,
и мотивы неочевидны. Совершенно ясно, восстановление памятника
- это не вопрос монументально-декоративного искусства, на
которое ссылается мэр. Вопрос чисто идеологический.
Хочу напомнить, что приняты поправки в городской закон
об установке памятников, которые расширяют полномочия комиссии
по монументальному искусству и заставляют мэра больше с
ней считаться. И Юрий Михайлович не возражал против этих
поправок.
|