[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Владимир Федорин
Страсти по ЗК
Ведомости, 12 сентября 2002

Сегодня правительство досрочно отметит первую годовщину принятия Земельного кодекса. Первый замминистра имущественных отношений Дмитрий Арацкий расскажет кабинету о том, как продвигается подготовка нормативных актов, предусмотренных планом земельной реформы. Из-за межведомственных согласований акты готовятся медленно, но практикующие юристы не видят в этом большой беды для предпринимателей.
В распоряжении "Ведомостей" имеется доклад, который сегодня будет зачитан Арацким на заседании правительства. Замминистра попытается убедить высших чиновников в том, что "многолетняя стагнация в области [земельной реформы] преодолена и ведется интенсивное формирование необходимого правового поля".

За последний год кабинет провел через парламент целый свод законов, регулирующих земельные отношения. Теперь чиновники пишут предусмотренные законами нормативные акты.

Основополагающий закон - Земельный кодекс - был принят Госдумой 25 сентября 2001 г. и подписан президентом месяц спустя. Закон "О разграничении государственной собственности на землю" действует с 20 января 2002 г. , закон "О землеустройстве" - с 23 июня 2001 г. Принятый 24 июля 2002 г. закон об обороте земель сельхозназначения вступит в силу 27 января 2003 г.

Минимущество признает, что работа идет тяжело. "Большинство проектов направляются в правительство РФ с разногласиями и, как следствие, возвращаются на доработку", - говорится в докладе Арацкого. Поскольку каждый нормативный акт проходит многочисленные согласования, "соисполнители. .. готовят значительное количество замечаний концептуального характера". С разногласиями внесен в Белый дом проект постановления правительства "О порядке осуществления государственного земельного контроля", из-за разногласий возвращен на доработку проект постановления "О порядке осуществления государственного мониторинга земель". Проект президентского указа, определяющего перечень приграничных территорий, где запрещено продавать землю иностранцам, застрял между ведомствами с июля.

ЗК и закон об обороте сельхозземель легализовали приватизацию земельных участков. Однако это достижение обесценивается, по мнению Арацкого, тем, что разграничение госсобственности на землю "займет довольно длительное время".

Но борьба за землю между федеральными и муниципальными чиновниками не единственный подводный камень земельной реформы. Существуют противоречия и между уже принятыми законами. Например, закон о введении в действие ЗК определяет, что региональные власти должны определять цену выкупа земли с применением поправочного коэффициента (от 0,7 до 1,3) , учитывающего основной вид использования расположенных на участке зданий. В законе о приватизации госимущества тоже говорится о правилах расчета цены земельных участков, но нет ни слова о коэффициентах.

Впрочем, партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Виталий Можаровский не считает, что нестыковка сильно усложняет жизнь предпринимателям: "Просто мы рекомендуем клиентам применять коэффициент 1,3, чтобы потом было не к чему придраться". И вообще, нерасторопность чиновников не мешает заключать абсолютно легальные сделки с землей, констатирует юрист. "Если правительство не успело выпустить постановление, отсылка к которому содержится в законе, отсылочная норма с точки зрения права просто не действует", - говорит Можаровский.

А эксперт партии "Яблоко" Андрей Лазаровский и вовсе не ждет добра от бурной деятельности чиновников на ниве земельной реформы. "Наше законодательство о земле очень далеко от идеалов правового государства, - говорит эксперт. - Например, все содержательные нормы земельного кадастра определяются чиновниками".

Ведомости, 12 сентября 2002

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Раздел "Аграрная политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]