Запланированное в Государственной Думе на июнь обсуждение
правительственного пакета законов о реформе электроэнергетики отложено на
осень. Дискуссия будет жаркой - ведь энергетика является не просто одним из
видов бизнеса, а жизненно важной сферой экономики, где "крутится" около
четверти российского бюджета. Что касается граждан - не надо объяснять,
сколь многое для них зависит от доступности и стоимости электрической и
тепловой энергии.
Но рассматриваемый вопрос не является чисто экономическим: ставка в игре -
возможность контролировать жизнь подавляющего большинства российских
регионов. А значит, и возможность управлять ими по своему усмотрению.
Между тем анализ показывает: первым результатом реформы станет двукратный
рост тарифов на электроэнергию
(с предоставлением энергетикам неограниченной возможности эти тарифы
неограниченно повышать).
Вторым результатом реформы станет монополизация российской электроэнергетики
коммерческой компанией РАО "ЕЭС".
Со всеми вытекающими последствиями - в том числе неограниченным правом
энергетиков "отключать" любого, кто посмеет не заплатить требуемую
монополистом цену.
И третьим результатом станет возможность приватизации высшим менеджментом
РАО "ЕЭС", наиболее прибыльных объектов электроэнергетики. На этом фоне
ваучеры и залоговые аукционы покажутся детскими игрушками.
Беспрецедентно, но факт: "электропакет", написанный под диктовку РАО "ЕЭС",
внесен правительством в Госдуму, несмотря на разгромное заключение
президентской администрации. Главное государственно-правовое управление
президента (ГПУ) считает, что "пакетом" нарушаются восемь статей Конституции
и четыре статьи Гражданского кодекса. Экономическое управление президента
насчитывает еще больше нарушений.
Впрочем, удивляться нечему: в России закон уже не в первый раз заканчивается
там, где начинается Чубайс.
Цели
Сформулировать главную цель реформы электроэнергетики нетрудно: защита
интересов граждан - потребителей электроэнергии. От лоббируемого РАО "ЕЭС"
роста тарифов. От необходимости из своего кармана оплачивать чужие долги
(население честно платит 100%, а главным неплательщиком энергетиков является
государство) и гигантские зарплаты высших менеджеров РАО "ЕЭС". От
"электрошантажа", когда энергетики, вместо того чтобы в судебном порядке
взыскивать деньги с должников, предпочитают решать все проблемы при помощи
рубильника...
Авторы реформы ставят перед собой совсем иные цели. Точнее, одну цель:
"обеспечение максимального привлечения в отрасль инвестиционного капитала".
Инвесторы не хотят вкладывать деньги, не имея гарантий получения прибыли?
Значит, "основным инструментом для создания адекватной мотивации для
потенциальных инвесторов должен стать принцип обеспечения регулирующими
органами гарантий экономически обоснованного уровня доходности капитала,
вложенного в регулируемую деятельность". При этом сам этот уровень должен
быть "сопоставим с уровнем доходности в сферах со сравнимыми показателями
предпринимательских рисков".
Во-первых, под такую лукавую формулировку можно подвести все что угодно. А
во-вторых, это значит, что тарифы должны принудительно повышаться так, чтобы
обеспечить инвесторам гарантированную норму прибыли - как бы ни работали
объекты, куда они "вложились". Иначе у них не будет "адекватной мотивации"
вкладывать деньги. Кстати, в пакете прямо написано: начать реформу надо с
60-процентного роста тарифов. Хочется сказать руководству РАО "ЕЭС": не
можете наладить работу, иначе как оплатив риск инвестора за счет граждан?
Тогда - уйдите. Возможно, новое руководство найдет другие методы. Например,
запустит простаивающие мощности, наладит экспорт электроэнергии, снизит
непроизводительные затраты (около 60 миллиардов рублей в год), перестанет
приобретать телекомпании и решать финансовые проблемы политических партий...
Что касается защиты интересов населения - "пакет" об этом умалчивает: о
людях ни слова.
Средства
Средства "реформаторов" вполне адекватны целям.
Для начала все электрические сети в стране - независимо от того, в чьей
собственности они находятся - объявляются "единой национальной электрической
сетью" и передаются в управление "Федеральной сетевой компании" (ФСК).
Федеральная она, впрочем, только по названию, ибо является 100-процентной
"дочкой" РАО "ЕЭС". И лишь с 31 марта 2004 года должно быть обеспечено
участие государства в уставном капитале ФСК в размере не менее 51%.
Напомним, что РАО "ЕЭС", 52% акций которой принадлежит государству, не
является государственной компанией, которой управляют назначенные
государством специалисты! Это коммерческая организация, цель которой не
обеспечение потребителей электроэнергией, а извлечение прибыли. И в которой
все решает правление во главе с Чубайсом, заявляющим, что он будет
"заставлять правительство и совет директоров принимать нужные нам решения".
Нужные - это решения о приобретении за десятки миллионов долларов
телекомпании REN-TV, о строительстве нового офисного здания за 30 миллионов
долларов, о продаже Вилюйской ГЭС за 110 миллионов долларов при инвестициях
в нее в размере 660 миллионов долларов (данные принадлежат последовательному
противнику чубайсовской реформы энергетики советнику президента Андрею
Илларионову)...
Само по себе создание "электрической вертикали", возможно, оправданно. Но
цивилизованный способ собрать все сети воедино - один: выкупить их у
собственников с их согласия. В "пакете" же предлагается другое: ограничить
права собственников сетей, лишив их права на определение условий договоров
на передачу электроэнергии и права на использование сетей (в том числе на
вывод из эксплуатации). Все это будет возможно только с согласия ФСК. Чтобы
было понятнее, что предлагается, представьте себе, читатель, что свой
грузовик вы можете использовать лишь с согласия некоего лица. Оно же
определяет, какие грузы, по каким расценкам и куда вы должны возить. Когда
же такой "бизнес" вам надоест, продать автомобиль вы сможете лишь с
разрешения этого лица и на тех условиях (включая цену), которые оно
определит. Так кому де-факто принадлежит грузовик - вам или ему?
Указанный метод, согласно заключению ГПУ, грубо противоречит Конституции -
нынешние собственники сетей во внесудебном порядке лишаются своих прав на
распоряжение принадлежащим им имуществом, а коммерческая организация (ФСК)
наделяется властными полномочиями по ограничению прав других лиц. Заметим,
что все это задумано людьми, которые последние 10 лет твердят о священном и
неприкосновенном праве частной собственности.
Кроме этого, создается "системный оператор", также являющийся 100-процентной
"дочкой" РАО "ЕЭС". Он осуществляет "единоличное управление технологическими
режимами работы объектов электроэнергетики", и он же наделяется правом
выдачи команд, обязательных для всех "субъектов оперативно-диспетчерского
управления и субъектов электроэнергетики". Иными словами, организуется
"диспетчер всероссийского масштаба", наделенный правом навязывать свои
монопольные услуги по тем ценам, которые запросит. Не хочешь заключать с ним
договор - живи в темноте. При этом в нарушение Гражданского кодекса
диспетчеры будут обязаны возмещать ущерб, причиненный ими производителям или
поставщикам электроэнергии, лишь в том случае, если суд докажет наличие их
умысла или "грубой неосторожности". Заявят, что не имели умысла на
отключение, и взятки гладки. Вдобавок (также с нарушением ГК) предлагается
освободить их от ответственности за убытки, причиненные их действиями или
бездействием третьим лицам! Если в результате отданной команды взорвался
завод или умер человек в "отключенной" больнице - подавать в суд будет
бесполезно.
Что касается получения государством контрольного пакета акций ФСК и
системного оператора - оно весьма проблематично! Закон не позволяет обязать
коммерческую организацию передать в собственность государству акции дочерних
компаний. Эти акции государство должно будет выкупить у РАО "ЕЭС", приобретя
свое же бывшее имущество: ведь 99% объектов российской энергетики созданы до
1991 года, а вовсе не непосильным трудом топ-менеджеров РАО "ЕЭС". Если
средства на выкуп, исчисляемые миллиардами долларов, не будут предусмотрены
в бюджете, акции так и останутся у РАО, которое будет держать в руках всю
страну, располагая почти неограниченной экономической (а значит, и
политической) властью.
Кроме перечисленного, "электропакет" отменяет обязательность нахождения не
менее 51% акций РАО "ЕЭС" в федеральной собственности, отменяет запрет
иностранцам владеть не более 25% акций РАО "ЕЭС", изымает у регионов
принадлежащие им сейчас 33% голосов по акциям РАО, снимает с 2004 года
ограничения на приватизацию генерирующих мощностей. Открывая тем самым, по
мнению экспертов, дорогу для приватизации наиболее прибыльных объектов
электроэнергетики по "олигархическому" варианту...
Кстати, запрета на отчуждение "государственного" 51% акций ФСК и системного
оператора в "электропакете" нет. Это делает возможным полную потерю
государственного контроля за стратегически важнейшей отраслью, а в
перспективе - приватизацию отрасли, включая переход ее под иностранный
контроль. Как там с обеспечением национальной безопасности?
Наконец, предлагается разрешить "прекращение или ограничение подачи
электроэнергии без согласования с абонентом - юридическим лицом в случае
нарушения им обязательств по оплате электроэнергии". Можно будет "отключать"
всех: воинские части, базы подводных лодок, больницы, школы, детские сады,
"Белый дом", Кремль... Недоплатил копейку - пеняй на себя?
Результаты
Главное, что в "электрореформе" интересует граждан, - как будут меняться
тарифы? Как выясняется, авторы "пакета" еще более развязывают руки
монополистам.
Во-первых, предлагается отменить закон о госрегулировании тарифов на
электро- и теплоэнергию, где прописано, что тарифы устанавливаются
федеральной и региональными энергетическими комиссиями (последние
формируются регионами, часто ограничивая аппетиты местных монополистов). Все
полномочия по регулированию предлагается отдать федеральной исполнительной
власти, которая до сих пор практически во всех спорных случаях закрывала
глаза на любое раздувание издержек энергетиков и "согласовывала" любой рост
тарифов.
В итоге за 1990 - 2000 годы электроэнергетика является "чемпионом" по росту
цен среди естественных монополий: индекс - 23 тысячи раз. Если в 1999 году
прибыль РАО "ЕЭС" составляла 22 млн долларов, то в 2001 году она составила
1,5 млрд долларов. Средняя зарплата в отрасли вдвое выше, чем по стране.
Если же говорить о высшем менеджменте РАО, то хабаровский губернатор Виктор
Ишаев приводил цифры: зарплата руководителя регионального АО-энерго - 300 -
350 тысяч долларов в год. Об уровне зарплаты самого Анатолия Чубайса и
членов правления можно только догадываться. Трудно назвать это иначе, как
возмутительным (заметим, что недавно аналогичная оценка прозвучала из уст
президента Владимира Путина). Между тем начальник департамента РАО "ЕЭС"
Андрей Трапезников заявил: а что тут такого? Мы реализуем продукции на 18
млрд долларов в год, и потому зарплата руководителей должна быть высокой. В
таком случае зарплата на Монетном дворе должна быть вообще
астрономической...
А во-вторых, предлагается отпустить "на свободу" тарифы на электроэнергию,
поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на
территории регионов, и тарифы на услуги по передаче электроэнергии по
региональным сетям. Таким образом, по оценке руководителя группы
экономического анализа "Яблока" Алексея Ульянова, создается сеть локальных
монополий (жестко контролируемых РАО "ЕЭС"), которые имеют "на входе"
относительно дешевую электроэнергию от производителей, а на выходе -
электроэнергию с произвольно установленными высокими розничными ценами. Это
прямой путь к созданию региональных "электрических олигархов", которые будут
обладать сильнейшим, если не определяющим, политическим влиянием. Возможно,
в этом одна из истинных целей реформы?
Недостатки "пакета" можно перечислять долго. При этом - ни слова о
"прозрачности" тарифов, об аудите, об открытости и понятности приватизации
государственных долей в генерирующих компаниях, о запрете на приватизацию
монопольных производителей электроэнергии в отдаленных регионах, о
недопущении искусственного раздувания издержек...
Авторы "пакета" уверяют: его принятие позволит привлечь инвестиции в размере
50 - 70 млрд долларов. Но, по оценке питерских энергетиков академиков Игоря
Глебова (ныне покойного), Юрия Васильева (президента СПбГТУ и президента НТО
энергетиков и электротехников) и Василия Глухих, для привлечения таких сумм
надо продать вдвое больше генерирующих мощностей, чем есть в России. По их
мнению, приведенному в "Известиях РАН", концепция "энергореформы" губительна
для страны, да и составлена людьми, вся прошлая деятельность которых не дает
оснований для оптимизма, ибо они являются "безответственными дилетантами
низкой квалификации".
Возможно, Чубайс и его коллеги являются еще более крупными специалистами в
энергетике. Правда, до сих пор об этом никто не знал...
Это не реформа. Это "электрошок". Это новая приватизация государства людьми,
которые, приезжая на электростанции, заявляют, что "из всех потоков нас
интересуют только финансовые".
"Он упертый, такой большевик... к сожалению, у него плохая кредитная
история. Я имею в виду кредит доверия у населения".
Это - Владимир Путин об Анатолии Чубайсе.
В данном случае трудно не согласиться с президентом.
|