В интервью для "Труда" от 12 июля спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев заявил: "Для Союза правых сил и "Яблока" напряжение в отношениях между Россией и Белоруссией - большой праздник". Зачисление партии "Яблоко" в состав противников российско-белорусского сближения вызывает недоумение. В отличие от СПС наша партия и ее фракция в Государственной Думе всегда уделяли особое внимание интеграции России и Белоруссии и никогда не ставили под сомнение братство народов наших стран. "Яблоко" еще в 1996 году разработало и предложило подписать договор о российско-белорусском экономическом союзе.
Его проект предполагал создание единого рынка товаров и услуг, единую систему транспорта, энергетики, информации, согласованную политику в области предпринимательства, единый рынок ценных бумаг. Конечно же, речь шла о развитии рыночных элементов в белорусской экономике, приближении ее к российской. Решающее слово при обсуждении вопросов, касающихся финансов и банковской системы, оставалось за партнером, обладающим большим экономическим потенциалом. Мы исходили из того, что именно такой союз должен сыграть роль надежного фундамента интеграции двух братских стран.
К сожалению, Борис Ельцин и Александр Лукашенко придерживались иного подхода. Смысл его заключался в том, что строительство общего дома решили начать не с фундамента, а с крыши; реальным шагам в экономической сфере предпочли создание эффектных на слух, но заведомо нежизнеспособных политических структур.
Несмотря на то, что "Яблоко" оспаривало эффективность такого подхода к интеграции, оно тем не менее не выступало против создания единых политических структур и включилось в работу в рамках Парламентской ассамблеи России и Белоруссии. Не отвергая в отличие от СПС саму идею российско-белорусского союзного договора, мы критиковали конкретные положения документа, подписанного в 1999 году. И считали, что многие из них не проработаны должным образом, не отражают реальное соотношение экономических потенциалов двух стран.
Такая позиция, безусловно, раздражала тех (особенно "слева"), кто использовал братские чувства россиян и белорусов для политического "пиара", которым прикрывалось отсутствие реальных мер в области интеграции. Однако мы никогда не ставили знака равенства между ними и идеей интеграции с Белоруссией.
Сегодня ситуация во многом изменилась с российской стороны. Российский проект Конституционного акта Союза двух стран, как видится, разумен и вполне приемлем. Для администрации же Лукашенко попытка разработки такого проекта обернулась саморазоблачением. Вместо союзного государства в нем речь идет о некоем "межгосударственном образовании нового типа". В целом документ аморфен, не содержит внятных формулировок. Лукашенко по-прежнему предпочитает реальным делам саморекламу.
Это, конечно, не означает, что движение к российско-белорусской интеграции не надо продолжать, как бы ни было трудно это делать. Россия, несмотря на все "особенности" нынешнего политического партнера, должна добиваться результатов в интеграции с Белоруссией, это отвечает и братским чувствам народов обеих стран, и стратегически необходимо для России.
Одна из основных задач сегодня, на наш взгляд, - привлечь к осуществлению идеи интеграции белорусскую оппозицию, отказавшись от свойственного российским политикам отождествления этой идеи с одним лишь Лукашенко. А для этого необходимо уделять гораздо больше внимания ситуации с правами человека и гражданскими свободами в Белоруссии. Интеграция с Россией должна ассоциироваться с защитой этих прав и свобод. Российская демократическая партия "Яблоко" не согласна с теми политиками, которые принимают за чистую монету бесконечный "пиар" Лукашенко. Мы предлагаем строить наш общий дом на твердом фундаменте законов и экономических интересов, а не на песке бесконечной политической трескотни.
Сергей Митрохин, заместитель председателя думского Комитета по вопросам местного самоуправления, заместитель председателя Российской демократической партии "Яблоко".
|