В статье Алексея Зудина "Режим Путина: контуры новой политической системы", опубликованной около месяца назад на "Политкоме", допущена неточность. Говоря о новой редакции закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан…", автор приписал ряд принятых поправок "центристским фракциям", хотя они были разработаны и приняты по инициативе фракции "Яблоко". Не центристы, а именно "Яблоко" внесло ко второму чтению закона "Об основных гарантиях…" поправку, вводящую двухтуровую систему выборов глав регионов. Этот случай заставляет задуматься о степени информированности экспертного сообщества о том, что реально происходит в Думе, какие законы вносятся фракциями и как реагируют на них те или иные политические силы.
Поправка имеет давнюю историю. В прошлом году мы провели через Думу аналогичную поправку в закон "Об общих принципах организации органов власти в субъектах РФ", но тогда она была отклонена Президентом. На этот раз удалось добиться ее принятия в избирательном законе. Центристы заговорили об этом после появления поправки "Яблока", а своих собственных не внесли. Кроме того, их идея имела вторую составляющую в виде обязанности устанавливать порог явки на уровне 50%, что привело бы к срыву половины губернаторских выборов.
"Яблоко" традиционно принимает активное участие в работе над политическими законами* . Так, например, в принятый в прошлом году закон "О политических партиях" фракцией были внесены в общей сложности более ста двадцати поправок. Нам удалось исключить из числа надзирающих за партиями органов прокуратуру (эти функции были закреплены только за Минюстом). Сохранена добровольность госфинансирования, что исключило возможность использования финансового контроля в качестве дополнительного средства давления на партии. Мы добились ужесточения правил ликвидации партий (согласно окончательному варианту, оно возможно только по суду). По нашему предложению были смягчены требования, предъявляемые к партиям при регистрации: минимальная численность региональных отделений установлена в 50 человек (было - 100), а сами региональные отделения должны быть созданы не менее, чем в половине субъектов Федерации (в первоначальном варианте - во всех).
Прошедшей весной, при работе с законом "Об основных гарантиях…", фракция внесла в его текст около ста поправок. Главное достижение - смешанная система выборов депутатов региональных парламентов. С этой инициативой выступали также депутаты от СПС и КПРФ, но сама идея изначально была внедрена в ЦИК через представителя "Яблока" Елену Дубровину. В первом чтении эта норма носила рекомендательный характер. Придание ей обязательного характера было требованием, поставленным нами перед председателем ЦИКа в качестве условия поддержки закона
Целый ряд наших поправок был посвящен недопущению отлучения кандидатов от выборов под формальными предлогами. Ликвидирован самый "популярный" механизм расправы с конкурентами - использование декларации о доходах и имуществе. Порядок подачи декларации упрощен, а наличие недостоверных сведений в ней объявлено недостаточным условием для снятия с выборов.
Приняты поправки "Яблока", запрещающие снятие кандидатов с выборов иначе, чем по решению суда, а также любое снятие (в том числе через суд), если оно происходит позже, чем за 5 дней до выборов.
По нашей инициативе значительно сокращены возможности для злоупотреблений в день голосования. Запрещена "упрощенная форма" протокола избирательной комиссии, в которой отсутствовали строки, по которым можно обнаружить фальсификацию.
Принципиальной была поправка, восстанавливающая равенство доступа партий к средствам массовой информации. В первоначальном варианте он ставился в зависимость от числа голосов, полученных на предыдущих выборах.
Еще один политический закон, над которым во время весенней сессии работала фракция - "О противодействии политическому экстремизму". И здесь мы добились принятия важнейших поправок. Существенно конкретизированы формулировки основных терминов. Из понятия "экстремизм" исключен пассаж о "препятствовании законной деятельности федеральных органов государственной власти", который позволял, при желании, объявить экстремистской любую критику правительства. Сокращена сфера применения законом понятия "социальная рознь". Он действует в этой части только в случае применения насилия, или призывов к нему. Эта поправка, набравшая рекордное количество голосов (412) вывела из-под удара огромное количество организаций (профсоюзы, левые партии и т. д) так или иначе защищающих социальные права граждан. Коммунисты вынесли нам за нее особую благодарность, один из них даже пообещал "повесить ее на стену в рамке".
По нашему настоянию исключены слова об "ином", кроме Минюста, органе, призванном отслеживать экстремистские проявления; снят запрет на использование и демонстрацию символики запрещенных экстремистских организаций, - ведь сама по себе она чаще всего носит безобидный характер. Прямой запрет мы предложили использовать только в отношении нацистской символики. Более того, мы предложили ужесточить это норму и запретить любую символику, сходную с нацистской "до степени смешения".
К сожалению, нам не удалось добиться принятия поправки, требующей приостанавливать деятельность общественных объединений только по решению Верховного суда. В свое время мы добились введения этой нормы в законе "О политических партиях". Было бы справедливо распространить ее и на остальные общественные организации. Волей Администрации президента, давшей команду центристам провалить поправку, оставлена прежняя идея: деятельность общественной организации может быть приостановлена волей чиновника.
Для того чтобы наши инициативы по политическим законам не были проигнорированы впредь, сообщаем, что в конце июня "Яблоко" внесло в Думу проект закона о выборах Совета Федерации. Еще одна инициатива на осень - перевод региональных парламентов полностью на профессиональную основу.
Сергей Митрохин -- заместитель председателя партии "Яблоко", депутат Государственной думы РФ
От редакции. Публикуя мнение Сергея Митрохина, мы вынуждены отметить, что значительная часть общественности не замечает, кем реально были внесены или инициированы те или иные законопроекты, не из-за "степени информированности экспертного сообщества", а по другим, вряд ли зависящим от журналистов и экспертного сообщества причинам. Авторство в законодательном процессе - объект политической борьбы, в которой участвует множество игроков. Еще одно тому подтверждение - последний абзац статьи. О возможном переходе к выборности Совета Федерации несколько месяцев назад заявлял председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов. Значит ли это, что он опередил "Яблоко"?
*Политическими мы, в данном случае, условно называем законы, связанные с функционированием политической системы , в отличие от "экономических", "социальных" и т.д.
|