Сегодня Совет Федерации должен решить, как будут инвестироваться те деньги, которые уже постепенно накапливаются на счетах будущих пенсионеров. К сожалению, нельзя сказать, что это решение - в виде закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" - обеспечит нам безбедное будущее. Скорее наоборот: закон противоречит самой идеологии реформ, которые проводятся сейчас во всем мире и которые задумывались у нас.
Суть рыночной реформы пенсионной системы - дополнение традиционной системы "солидарности поколений" двумя более эффективными: основанной на взносах предприятий и на добровольных пенсионных накоплениях - с возможностью инвестировать эти активы в рыночные инструменты. Постепенная "приватизация" пенсионного обеспечения помогает решить пенсионные проблемы и развивает рынок капиталов. Согласно международной статистике снижение государственных пенсионных расходов в сравнении с "частными" пенсионными накоплениями приводит к форсированному росту капитализации фондового рынка.
По закону "Об инвестировании... " все наоборот. О стимулировании добровольных накоплений в нем нет и речи. Государство не только не снижает свою активность, но и направляет пенсионные накопления в государственные же ценные бумаги. По словам председателя Пенсионного фонда Михаила Зурабова, фонд уже вложил значительную часть тех 13,8 млрд руб. , которые привлечены по накопительной схеме в российские еврооблигации, ГКО и ОФЗ.
Но это не единственная проблема. Налоговая нагрузка на граждан и предприятия не снизилась, у них нет стимулов для отказа от серых зарплатных схем. А Пенсионный фонд, жалуясь на недостаток средств для выплаты пенсий, одновременно тратит значительные средства, предназначенные сегодняшним пенсионерам, на собственные нужды - например, на создание инфраструктуры своего будущего бизнеса по сбору взносов на накопительную пенсию и контролю за их инвестированием. По словам члена бюджетного комитета Госдумы Алексея Михайлова, расходы фонда на собственную деятельность достигали в последние годы 8% всех средств, находившихся в его распоряжении. Для сравнения: за рубежом конкурентный уровень издержек по обеспечению деятельности схем коллективных инвестиций не более 1,5%.
Приобретение на средства пенсионных накоплений акций частных предприятий станет возможно только года через два. Но вопреки мировому опыту и здравому смыслу это будет способствовать не развитию рынка, а усилению вмешательства в экономику государства. Покупка первой же акции на эти средства будет началом национализации, поскольку средства пенсионных накоплений согласно закону считаются собственностью государства. Эта и многие другие проблемы поставят в тупик и международную статистику, и наших граждан.
Отдельного упоминания заслуживает система контроля чиновником управляющими компаниями. Система базируется на трех китах: на единственном спецдепозитарии, на контроле за "совокупным инвестиционным портфелем" и на административно-финансовом подчинении чиновнику управляющих компаний. Единственный спецдепозитарий, работающий по договору с ПФР и полностью ему подчиненный, контролирует работу всех управляющих компаний в системе и несет с ними солидарную ответственность. Монополия спецдепозитария породит монопольно высокие тарифы оплаты его услуг. Навязываемое "застрахованным" лицам обязательное страхование от ошибок в деятельности "спецдепа" и управляющих компаний вызовет дополнительные издержки граждан при отсутствии реальных гарантий потери денежных средств. Опыт рынка США, где функционируют крупнейшие в мире пенсионные фонды, показывает, что можно обойтись без спецдепозитария. В тех странах, где такие структуры работают (например, Великобритания), даже специалисты не могут привести позитивных примеров возмещения таким контролером потерь вкладчиков.
Спецдепозитарий должен отслеживать, чтобы доля всех управляющих компаний в суммарных активах, приобретенных на средства пенсионных накоплений (в том самом "совокупном инвестиционном портфеле") в ценных бумагах одного эмитента не превысила 30% от объема ценных бумаг этого эмитента. Задача чрезвычайно сложная, если вообще выполнимая, - она требует контроля фактически над всем фондовым рынком. Декларируемая цель - не допустить, чтобы пенсионные средства оказались в одной компании, банкротство которой нанесет большой ущерб пенсионерам. Но степень такой опасности неизмеримо меньше опасности, которая создается благодаря возможности манипулирования участниками рынка. Становится возможным произвольный запрет со стороны Пенсионного фонда для отдельной управляющей компании приобрести акции эмитента на том основании, что нарушаются требования по "совокупному инвестиционному портфелю". Отслеживание максимальной доли может стать способом произвольного отказа "недружественным структурам" в разрешении приобрести акции.
Основа конкурентного рынка - независимость управляющих компаний. Новый закон делает эту независимость иллюзорной. Все компании, работающие с Пенсионным фондом, зависят от него: он определяет размер оплаты их услуг, решает вопросы расторжения и возобновления договора. Введенное в закон требование к управляющим компаниям не допускать двойной аффилированности ставит их в еще большую зависимость от Пенсионного фонда. Ясно, что компании не в состоянии контролировать аффилированность своих аффилированных лиц. Поэтому они постоянно будут находиться "под колпаком" у фонда из-за страха, что кто-то из враждебных побуждений их "подставит".
Самое поразительное во всей российской пенсионной реформе в том, что она свелась к новому механизму отъема государством денег у граждан без внятных обязательств по выплатам пенсий. Собирая 2 - 6% зарплаты на накопительную часть пенсии, Пенсионный фонд не отягощен никакими определенными обязательствами по выплате пенсий из этих средств.
Со стороны кажется удивительным, что все сказанное вошло в законы, которые прошли через все процедуры обсуждений и голосований, несмотря на обоснованную критику со стороны предпринимателей, аналитиков, политиков, в том числе влиятельных членов Совета Федерации. Единодушное голосование по проекту об инвестировании в думском комитете обеспечивал председатель, который был более чем внимателен к мнению представителей правительства. Как, впрочем, и сама Госдума, утвердившая мнение комитета.
Так Госдума взяла на себя ответственность за всю пенсионную реформу, которая подменила установленное Конституцией Российской Федерации "социальное обеспечение" на "пенсионное страхование". И, похоже, целью всей "реформы" было обеспечить чиновнику возможность управлять средствами накопительной части пенсии.
Автор - эксперт Российской демократической партии "Яблоко"
|