Госдума рассмотрит в третьем
чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах». Одна из самых острых тем предстоящего обсуждения
— акцизный налог на табак.
Сегодня в России действует простая и эффективная система
сбора этого налога. Произвела табачная фабрика 20 сигарет
или папирос, запечатала в пачку, наклеила акцизную марку
и уплатила установленный законом акцизный налог в бюджет
— за 20 штук несколько десятков копеек. Уйти от такого налога
легальным путем нельзя — возможно только с помощью чистой
уголовщины: с закупкой «левых» акцизных марок и производством
неучтенной государством продукции.
Акциз этот был введен в России в 1997 году и с тех пор
доказал свою высокую эффективность. Бюджетные поступления
от табачного акциза накануне введения специфической системы,
в 1996 году, составили 645 млн деноминированных рублей,
в 2001 году они выросли до 10 млрд рублей. Кроме того, из
всех российских налогов табачный акциз — наилучший по собираемости
(100%).
Казалось бы, чего еще желать? Прекрасно работающий налог.
Однако неожиданно правительство в марте этого года предлагает
эту систему отменить, заменив ее другой, т.н. «комбинированной».
Суть ее в том, что налог предлагается уплачивать не только
в фиксированной форме — в рублях, но и в процентах от отпускной
цены. Другими словами, теперь производитель может смело
занижать отпускную цену (этого ему закон не запрещает) и
смело платить акциз с этой пониженной величины, совершенно
легально уклоняясь от уплаты налогов.
Чудная все-таки у нас власть. Президент в бюджетном послании
Федеральному собранию на 2003 год выражает удовлетворение
тем фактом, что с будущего года прекратит свое существование
последний оборотный налог — на пользователей автомобильных
дорог, а правительство тем временем пропихивает через Думу
предложение о новом оборотном налоге — на табачную продукцию.
Министерство по налогам и сборам плачется, что в этом году
мало налогов собрали, а Минфин тем временем просверливает
в казне «комбинированной системой» дырочку, чтобы посмотреть,
сколько денег утечет между пальцев.
Удивительным образом этот настрой Минфина совпадает с чаяниями
известной табачной международной компании — British American
Tobacco (ВАТ). Эта компания довольно давно пропагандирует
в России и на Украине идею «комбинированной» ставки акциза
на табак. Инструменты воздействия разные.
Например, семинары для парламентариев и правительственных
чиновников (в двух странах), где табачный генерал-коммивояжер
из головного офиса ВАТ наукообразно повествует о «европейском
опыте взимания табачного акциза» (кстати, к России никакого
отношения не имеющего). Или тот же рекламный продукт подается
членам бюджетного и налогового комитета Госдумы под видом
исследования возглавляемого Е.Т. Гайдаром Института экономики
переходного периода «Совершенствование акцизного налогообложения
табачной продукции табачной промышленности» (Москва, 2000).
При ближайшем рассмотрении это сочинение представляет собой
в значительной своей части перевод изданного все той же
British American Tobacco — Tobacco Taxation Guide (1997).
Досадно становится за известный российский институт, фабрику
либеральной экономической мысли: что же, самим что-нибудь
придумать вообще уже нет сил?
Я не считаю, что лоббизм сам по себе нечто вредное. Отрицательным
это явление становится тогда, когда интересы отдельных компаний
или отраслей промышленности ставятся выше интересов общества.
|