Программа реформы ЖКХ была
утверждена правительством в ноябре прошлого года. Главной
целью реформы провозглашались ликвидация дотационности ЖКХ
и переход в 2003 году к полной оплате коммунальных услуг населением.
Произошедший в ряде регионов рост уровня оплаты услуг до 80%
не принес ничего, кроме обострения социальной напряженности
и продолжения роста неплатежей. Первый громкий сигнал тревоги
прозвучал в Воронеже.
Через полгода после принятия программы правительство, кажется,
начинает осознавать ошибочность принятых решений. Выступая
в Думе, Герман Греф даже назвал тезис о 100-процентной оплате
услуг населением «вредным». В срочном порядке разработана
«Новая экономическая модель реформирования ЖКХ», центральным
тезисом которой является изменение порядка дотирования ЖКХ:
вместо коммунальных предприятий субсидии будут получать
непосредственно сами граждане. Единая жилищно-коммунальная
субсидия (ЕЖКС) будет направляться только на оплату коммунальных
услуг. Эта мера, по замыслу правительства, способна произвести
в ЖКХ революцию: ликвидировать монополизм коммунальных служб,
заставить граждан создавать кондоминиумы, начать экономию
энергоресурсов и т. д.
По контрасту с прежними подходами эти предложения выглядят
весьма убедительно. Однако по мере ознакомления со всеми
официальными позициями на тему реформы нельзя отделаться
от ощущения, что имеешь дело с некоей PR-кампанией, цель
которой — продолжать делать то же самое, что и планировалось
ранее, только назвав это другими словами.
Во-первых, непонятно, какая же часть населения будет получать
ЕЖКС. Г. Греф говорит только, что ее не дождутся «богатые»
граждане и лица с избыточной жилплощадью. «Новая модель»
гораздо более конкретна: «Число семей, потенциально имеющих
право на получение субсидий, составит 22,5% от их общего
количества». Выходит, что к «богатым» правительство причисляет
все те же примерно 80% населения, которые в строгом соответствии
с прежними решениями правительства через 1,5 года должны
перейти на систему 100-процентной оплаты услуг, названной
министром «вредной». В чем же тогда состоит «новизна» новой
модели?
Во-вторых, цифра 100% продолжает фигурировать в планах
правительства как основа всего задуманного переворота в
системе ЖКХ. Дескать, как только большинство граждан начнет
платить по полной за коммунальные услуги (пусть и с учетом
субсидий), монополисты дрогнут перед их желанием выбрать
подрядчика по меньшей цене. Эти благие намерения обладали
бы смыслом, если бы 100% имели какое-то отношение к реальной
стоимости услуг. Однако приборы учета услуг отсутствуют
не только в квартирах, но и в домах, а тайны формирования
тарифов монополистов — от РАО ЕЭС до локальных теплосетей
— скрыты за семью печатями. 100% — не рыночная, а вмененная
цена услуг, определяемая консенсусом монополистов с чиновниками.
Строить на этом концепцию реформы — значит, изначально отдавать
рынок на откуп коммунальным олигархам.
В-третьих, не подверглась изменениям и базисная установка
реформаторов ЖКХ на устранение государства от всякой ответственности
за его состояние. Создание в ЖКХ конкурентной среды, контроль
над монополиями, образование кондоминиумов и прочие структурные
реформы должны проводиться самими гражданами, повинующимися
системе стимулов, которая якобы возникнет в силу одной только
ликвидации посредничества государства между ними и коммунальными
службами. Неясно, на чем основана уверенность, что после
этого деньги граждан станут получать некие «конкурирующие
подрядчики», а не все те же монополии, которые сегодня субсидируются
из бюджета.
Наконец, четвертое, и самое главное. Объявленные Грефом
новые подходы к реформе не повлекли отмену старых документов
правительства, содержащих «вредный тезис» о переходе к 100-процентной
оплате услуг к концу следующего года. Главная цель этих
документов — переложить бремя финансирования ЖКХ с бюджетов
всех уровней на население. «Новая модель» не является официальным
документом правительства. Значит, мэры имеют вполне законное
право взвинчивать тарифы до воронежского уровня, а представители
Госстроя — с чистой совестью заявлять, что дотации на ЖКХ
не будут учитываться в трансфертах регионам уже в 2004 г.
Межведомственные противоречия вносят дополнительную неразбериху
в ситуацию, и без того запутанную до предела.
Подходы к реформе ЖКХ нуждаются в срочном пересмотре. Главным
принципом при проведении реформы должен стать приоритет
структурных изменений над фискальными выгодами бюджета.
Любые разговоры о 100-процентной оплате коммунальных услуг
нужно прекратить до тех пор, пока в стране не будет создана
система выявления их реальной стоимости. Люди должны знать,
за что они платят. С этой целью регионы и муниципалитеты
должны получить задания по установке счетчиков и переводу
на их показания всех бухгалтерских расчетов в ЖКХ. Ценообразование
в отрасли не станет прозрачным также без установления жесткого
контроля за монополистами. Следует законодательно обязать
муниципальные власти ежегодно проводить независимый аудит
коммунальных предприятий, результаты которого публиковать
в сопоставлении с предварительными планами. Только таким
образом можно избежать разбухания тарифов за счет сверхдоходов
коммунальных начальников и иных непроизводственных затрат.
Перечисление на счета граждан ЕЖКС — мера полезная, но
недостаточная. Оставленное наедине с жилищными монополистами,
население не сможет противостоять их диктату. Процесс демонополизации
должно начать государство, которое вместе с муниципалитетами
является крупнейшим потребителем коммунальных услуг. При
этом оно никогда не задумывалось о снижении затрат путем
конкурсного размещения заказов для бюджетных учреждений.
Нет об этом ни слова и в «новой модели» Грефа. Не говоря
уже о том, что муниципалитеты могли бы определять коммунальные
предприятия, претендующие на получение субсидий, на той
же самой конкурсной основе. Эта мера могла бы довести конкуренцию
в ЖКХ до такого уровня, который бы гарантировал, что население,
выпущенное «один на один» с коммунальными службами, не станет
жертвой монополизма.
|