Вокруг закона об альтернативной гражданской службе (АГС)
начался очередной скандал. В конце прошлой недели проправительственные
фракции Думы накануне второго, самого важного чтения вдруг
решили забыть о компромиссах, которые с трудом были достигнуты
в переговорах между правительством, общественными организациями,
Минобороны и депутатами. Были предложены очередные поправки,
которые должны сделать условия прохождения АГС более жесткими.
Этот кризис не первый. В начале 2002 года Минобороны и его
сторонники в правительстве попытались продвинуть проект,
в котором был отражен только их подход к проблеме. Это было
грубым нарушением протокола, подписанного прошлой осенью
властями и участниками Гражданского форума. Документ предусматривал,
что в работе над законом об АГС будут участвовать все заинтересованные
стороны. Разрядить ситуацию помогли тогда Валентина Матвиенко
и Михаил Касьянов, не оставившие без внимания обращения
общественных организаций (в частности, коалиции "За
демократическую АГС"). Над проектом начала работать
группа, в которой были представители и Генштаба, и общественных
организаций, и Думы, и правительства. Из очень плохого варианта
удалось сделать просто плохой. Его-то и приняла в первом
чтении Дума.
Совместная работа на этом не закончилась. К концу мая определилась
зона компромисса. Удалось согласовать многие поправки. Некоторые
из проблем не могли быть решены внутри правительства - для
этого требовалось вмешательство президента. Без его участия
нельзя, например, определить срок службы. Судя по информации
Александра Починка, курирующего работу над законом, президент
все же соглашается на сокращение срока АГС. Правда, до сих
пор не понятно - до 3 лет или до 3 лет и 4 месяцев. Военные
же продолжают настаивать на четырех годах.
И вот накануне второго чтения в очередной раз выяснилось,
что представители властей все еще полны решимости проталкивать
свои идеи, не обсуждая их и не пытаясь искать приемлемые
для всех решения. И это при том, что гражданские организации
во многом перешагнули через радикализм своих взглядов. Даже
у сторонников АГС к ней очень разное отношение. Кто-то воспринимает
альтернативную службу как временную меру для перехода на
контрактную армию. Кто-то видит в ней способ легального
ухода от призыва. Кто-то, и я в том числе, полагает, что
это новый социальный институт, призванный решить множество
задач. Но если это так, то АГС не может быть легкой и беспредметной.
Поступившие на прошедшей неделе поправки касаются вопросов,
по которым с основным разработчиком закона, правительством,
уже вроде бы было достигнуто взаимопонимание. Предполагалось
ввести норму, позволяющую призывнику проходить АГС по месту
жительства. Правительство легко с этим соглашалось: ведь
в таком случае казне не надо тратиться на оплату проезда
призывника к месту службы, на оплату его жилья и так далее.
Предполагалось также, что призывник получит право выбора
- служить ли в "социальном" секторе или на гражданских
должностях в вооруженных силах. Но оба эти положения проправительственные
фракции решили перечеркнуть. Они вновь настаивают на том,
чтобы отправлять призывников на альтернативную службу в
любой субъект Федерации - по усмотрению властей. И лишают
их права выбора между социальной и гражданско-военной сферами.
При этом остались несогласованными весьма важные вопросы.
Речь, в частности, о принципах направления на АГС. Гражданские
организации настаивают на заявительном порядке - призывнику
достаточно сказать, что он выбирает альтернативную службу.
Но и Минобороны, и правительство настаивают на предоставлении
доказательств, обосновывающих право призывника на АГС. Как
они себе это представляют, если человек не хочет идти в
армию из пацифистских, скажем, убеждений? Что ему - справку
приносить от своих единомышленников? Это как минимум приведет
к процветанию разного рода сект, запрещающих ношение оружия.
Не решена и другая проблема. В первоначальном варианте
закона было, например, записано, что АГС можно проходить
только на государственных объектах. Но у нас местное самоуправление
- не часть государства. А большинство больниц - муниципальные.
То есть по принятому в первом чтении проекту эти "дыры"
с помощью АГС закрыть невозможно. Договорились пока до того,
что служба на муниципальных объектах будет возможна, но
на основании отдельного федерального закона.
Конечно, до вынесения закона на второе чтение ситуация,
как и зимой, может поменяться в течение нескольких часов
- все же накоплен опыт серьезных и тяжелых переговоров.
Однако сюрпризы со стороны власти, с которыми мы сталкиваемся
в последние дни, крайне неприятны, хотя и нельзя сказать,
что абсолютно неожиданны.
Между тем в приличном обществе договоренности принято соблюдать.
|