Причина нынешнего плачевного положения аграрного сектора
российской экономики - в экзотичности наших реформ. Большая
часть земли до сих пор фактически является бесхозной. И
это несмотря на то, что в 1994-1997 годах 114 млн. гектаров
земли было передано 12 млн. граждан в форме "земельных долей".
Это понятие означает право на участок земли бывшего колхоза-совхоза
с последующим его выделением в частное владение. По сути
же, это и не доля в общей собственности на недвижимость,
и не земельный участок. Так что на деле произошло отчуждение
крестьянина от земли.
За все время реформ только 5% земельных долей превратились
в реальную недвижимость. Из всего количества земельных долей
74 % переданы в аренду, причем в основном - тем же бывшим
колхозам-совхозам, а в последнее время - нескольким крупным
агрохолдингам. Крестьянин-арендодатель вроде бы "собственник",
но не имеет предмета собственности. Он работает под началом
своего "арендатора" - руководителя АО (бывшего председателя
колхоза-совхоза). В лучшем случае за аренду доли "собственнику"
выплачивают несколько мешков зерна или картошки, в худшем
- лишают доли обманным путем, вынуждая внести ее в уставной
капитал АО. Таким образом, в российской деревне фактически
идет скрытая концентрация "земельных долей" в руках бывших
руководителей колхозов-совхозов, регионального чиновничества,
которые превращаются в современных латифундистов. И они
пользуются при этом предельно мягким налогообложением, а
зачастую не платят налогов вообще.
В мае Госдума приняла в первом чтении правительственный
проект Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Сегодня стало очевидным, что введенный в 1993 году институт
"земельной доли" был ошибкой исполнительной власти. Но правительственный
проект предлагает исправить только формально-юридическое
недоразумение, позабыв о главной задаче - стимулировании
реальных рыночных преобразований. "Земельная доля" объявляется
долей в праве общей собственности на земельный участок.
При этом крестьяне остаются принудительно включенными в
новый "колхоз" участников "общей собственности" и обязаны
решать вопросы владения и пользования собственным земельным
участком на общем собрании. Вместо процедуры продажи и выделения
доли в натуре - голые декларации. Каждый собственник должен
предварительно информировать всех остальных о своем намерении
продать или выделить "долю". При выделении из "коллективной
собственности" - еще и выплатить компенсацию остальным ее
участникам, "если рыночная стоимость выделяемого участка
в расчете на единицу его площади превышает рыночную стоимость
оставшегося".
С противоречащими Гражданскому кодексу договорами аренды
земельных долей поступили просто: заключенные договора аренды
в проекте объявляются договорами доверительного управления.
При неиспользовании участка собственниками долей предусмотрено
изъятие его "по правилам для принудительного прекращения
прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками".
Трудно себе представить большее неуважение к правам граждан
и Конституции РФ.
На апрельском "земельном" заседании Госсовета бурно обсуждался
вопрос о максимальной площади участков сельскохозяйственных
угодий в собственности одного лица. По правительственному
проекту она должна быть "не менее 35% общей площади сельскохозяйственных
угодий в границах административного района". Обсуждали снижение
"минимального максимума" до 10-20%. Это означает, что "максимум"
не должен быть ниже 5-100 тысяч га (в зависимости от размера
района), выше - пожалуйста. Кому в этом случае достанется
земля, понять несложно. Ее юридическими собственниками станут
бывшие колхозы-совхозы - нынешние АО и агрохолдинги.
Запрет оборота имущества с экономической точки зрения означает
фактическое "обнуление" его стоимости. Он равноценен лишению
собственности без суда и следствия, грубо нарушает нормы
действующей Конституции (о праве на имущество, об исключительном
ведении Российской Федерации в вопросах защиты прав гражданина).
Правительственный вариант нового закона одаривает администрацию
субъектов РФ правом вводить или не вводить на своей территории
приватизацию сельхозземель, а по санкционированным президентом
будущим поправкам - допускать ли в конкретном регионе частную
собственность на землю. Такой "подарок" означает, что вся
государственная земля фактически оказывается в собственности
субъекта Федерации. Более того, даже частные землевладельцы
полноценными собственниками не станут.
Правительственный вариант закона, несмотря на рыночные
декларации, дарует субъектам РФ преимущественное право покупки
любого участка земли сельскохозяйственного назначения. В
своем намерении совершить сделку по определенной цене формальный
собственник обязан письменно известить высший исполнительный
орган государственной власти субъекта РФ, а затем ждать
от этого органа согласия в течение месяца. При нарушении
преимущественного права покупки субъект РФ будет вправе
в течение года требовать перевода на себя прав любого покупателя.
Администрация наделяется правомочиями "сособственника" в
отношении всех существующих в стране частных участков сельскохозяйственного
назначения.
Преимущественное право покупки участка, которое правительственным
проектом предоставляется региональным и муниципальным чиновникам,
авторы альтернативных проектов предлагают предоставить также
нынешнему арендатору участка, собственникам соседних участков,
иным группам лиц. Очевидно, что любое подобное допущение
будет равнозначно "поражению в правах" собственника, который
уже не сможет свободно распорядиться своим имуществом.
Россия в земельном вопросе остается страной феодальной.
Превращению сельхозземель в субъект рыночных отношений препятствуют
большинство региональных руководителей, которые фактически
присвоили право приватизации главной сельскохозяйственной
собственности.
Об авторе: Андрей Алексеевич Лазаревский
- эксперт фракции "ЯБЛОКО" в Госдуме РФ.
|