Школа в России останется 11-летней.
Четыре года дети будут получать начальное образование, пять
лет -- основное общее, и еще два года отводится для полного
среднего. Так решили депутаты Госдумы, утвердив на днях в
первом чтении законопроект «О государственном стандарте общего
образования». Документ стал первым программным законодательным
актом, одобренным парламентом после долгого обсуждения образовательной
реформы в правительстве и на Госсовете. И, кстати, первым
законопроектом, внесенным фракцией «Яблоко», после того как
ее представитель возглавил профильный думский комитет по образованию
и науке. Может быть, именно поэтому закон, одобренный подавляющим
большинством депутатов (368), отражает особую позицию «яблочников»:
в целом поддерживая реформу средней и высшей школы, представители
этой партии выступают против ряда правительственных нововведений.
В частности, в вопросе о сроках обучения они призывают не
форсировать переход на двенадцатилетку. Новый председатель
думского комитета по образованию и науке Александр
Шишлов во время заседания в очередной раз заявил, что
«для этого сегодня нет ни организационных, ни финансовых условий».
Он, впрочем, не исключил, что впоследствии, когда эти условия
в нашей стране появятся, могут быть внесены и соответствующие
изменения в закон.
Пока же в законопроект включено лишь несколько важных пунктов
из одобренной правительством и Госсоветом Стратегии модернизации
образования. Утвержден, например, принципиально важный для
реформаторов вопрос о «подушевом» финансировании образовательных
учреждений: школы будут получать бюджетные деньги соответственно
количеству учеников. Причем, по словам г-на Шишлова, эта
норма может вступить в действие уже в 2004 году и «кардинально
изменить бюджетное положение школы». Заметим, что это нововведение
противников среди депутатов нижней палаты не нашло, зато
законодатели пытались показать себя во время обсуждения
объемов учебной нагрузки на школьников и минимального перечня
предметов, необходимых для получения аттестата о среднем
образовании. Законопроект предполагает, что при пятидневной
и шестидневной учебной неделе, например, первоклассники
не должны проводить в школе больше соответственно 20 и 22
часов, а учащиеся выпускного класса -- больше 33 и 36 часов.
В минимальный перечень учебных предметов включены русский
язык, литература, иностранные языки, математика, информатика,
история, обществознание, география, естествознание, искусство,
технология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Желающих добавить этот список среди депутатов было предостаточно,
однако авторам законопроекта удалось убедить коллег повременить
с поправками и письменно оформить свои предложения до второго
чтения.
Результаты думского заседания едва ли порадовали министра
образования Владимира Филиппова. Выступая недавно перед
парламентариями, он убеждал их проголосовать за 12-летку
и напоминал о необходимости «легализовать» единый госэкзамен,
который пока проводится только в ряде регионов в экспериментальном
порядке. Но и особой трагедии в случившемся модернизаторы
образования не видят. Более того, правительство даже одобрило
законодательную инициативу депутатов. Представитель Белого
дома в Госдуме Андрей Логинов назвал законопроект своевременным,
направленным на обеспечение равных возможностей для получения
всеми бесплатного и качественного образования. При этом,
правда, ни г-н Логинов, ни г-н Филиппов, ни поддерживающие
их правые депутаты Госдумы, входящие в Общественный совет
развития образования, не скрывают, что уже готовят поправки
ко второму чтению закона для придания госстандарту не только
социальной, но и реформаторской направленности.
|