[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Евгений БУНИМОВИЧ, обозреватель «Новой газеты»
Как Горький написал «мертвые души»
Выпускные экзамены в прямом эфире
"Новая газета", 17 июня 2002 года

Вездесущее телевидение внедрилось наконец и в экзаменационный процесс. После того как в прошлом году за неделю до выпускных экзаменов в интернете появились сначала темы экзаменационных сочинений, а затем и варианты по математике, говорить о гарантиях соблюдения абсолютной секретности содержания хранящихся за семью печатями экзаменационных конвертов стало уж совсем смешно. И Министерство образования решилось, наконец, на эксперимент с лототронами, которые вращались на прошлой неделе в прямом эфире местных телеканалов, выплевывая экзаменационные варианты.

Правда, когда мы впервые обсуждали эту идею несколько лет назад, я предложил не просто прозрачный лотерейный барабан, а национальный образовательный телешоумарафон — на весь день, где каждый час первоклассница с накрахмаленным бантом на макушке, вклиниваясь в любые телепрограммы, вытаскивала бы из барабана темы сочинений для очередного из наших бескрайних и бесконечных часовых поясов.

Оказалось — непростительная наивность. Когда не самый дальний аул, а как-никак столица наша вместе с областью стали готовить утреннее экзаменационное шоу на ТВЦ, выяснилось, что в самой Москве около сотни из полутора тысяч школ не принимают городской телеканал, а в области таких школ и вовсе больше половины. Отметим: не потому, что в школах нет телевизоров, а потому, что сигнал не доходит. Хотя, помнится, после останкинского пожара нас уверили, что вещание восстановлено в полном объеме.

Кстати, нынешний экзамен в прямом эфире высветил и еще одну проблему. Как известно, сейчас в десятках регионов идет эксперимент по так называемым ЕГЭ, единым госэкзаменам. Одна из претензий оппонентов — примитивность тестов ЕГЭ, в первой части которых надо отвечать на очень простые вопросы, еще и выбирая один из трех предложенных вариантов ответа. Да и сам я (каюсь) не раз издевался над этим уровнем «ниже плинтуса», предлагая выбрать один из трех ответов на вопрос «Куда впадает Волга?»: а) в маразм, б) в истерику, в) в Каспийское море.

Но вот в прямом эфире ТВЦ вышел такой казус. Кроме студии, где стоял барабан с шарами-вариантами, к эфиру подключили одну из московских школ, где ребята ждали объявления тем сочинений. И здесь на дежурный вопрос ведущей выпускник ответил, что хотел бы написать сочинение по «Мертвым душам»... Горького. Простим парню оговорку, все-таки экзамены, нервы, а тут еще и телекамеры... Однако отметим с грустью, что и очаровательная телеведущая никак не среагировала на неожиданное авторство.

Так что не будем обольщаться, господа, нужны, ой как нужны и самые простые тестовые вопросы. «Кто все-таки написал «Мертвые души» — типа Гегель, типа Гоголь или типа Бабель? Или все-таки чисто Горький?». Причем нужны не только для выпускников школ, но и для поступающих на журфак....

Менее заметно, чем экзамены, но все же прошел наконец в Госдуме первое чтение закон о стандартах образования.

Злополучный этот закон не могли принять аж десять лет, о чем не раз доводилось мне сообщать и читателям «Новой газеты». И вот наконец депутаты отказались от амбициозной идеи утверждать на своем заседании, надо ли изучать понятия анализа и синтеза на примере хлороводорода или же на примере хлорида натрия, нужны ли в базовом курсе высшие оксиды, карсты, монотипии, гиперболы, тангенсы и прочие удельные теплоемкости, оставив это профессионалам, и сосредоточились на том, сколько лет надо учиться в школе, сколько учеников может быть в одном классе, сколько уроков — как максимум — может выдержать за день многострадальный школяр и сколько денег — как минимум — обязаны выделять на это губернаторы, мэры и премьеры.

Ну что вы, я не столь наивен, чтобы полагать: вот теперь уж точно выделят деньги «согласно нормативу». Приятно, однако, что с нового учебного года недофинансирование школ станет не просто хроническим, но еще и незаконным...

Конечно, нужны и базовые тесты, и стандарты, и нормативы.

Желательно грамотные, осмысленные, прошедшие профессиональную экспертизу. Без этого, наверное, действительно нельзя. Одно тревожит: как бы не рухнули под всеми этими нововведениями те штучные, уникальные учителя, нетиповые курсы, авторские школы Тубельского, Казарновского, Татьяны Михайловой, других, которые ни в какие стандарты и нормативы не вписываются по определению.

P.S. Поздравим телеканал ТВЦ не только с успешным внедрением в образовательный процесс, но и с пятилетием. Вам уже пять, коллеги, самое время задуматься об образовании, о школе. И аккурат накануне юбилея прошло на канале столь волнующее шоу с экзаменационным лототроном, имевшее, кстати, рейтинг, сравнимый разве что с футбольным чемпионатом. Это знак..

"Новая газета", 17 июня 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Евгений БУНИМОВИЧ

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]