Вездесущее телевидение внедрилось наконец и в экзаменационный
процесс. После того как в прошлом году за неделю до выпускных
экзаменов в интернете появились сначала темы экзаменационных
сочинений, а затем и варианты по математике, говорить о
гарантиях соблюдения абсолютной секретности содержания хранящихся
за семью печатями экзаменационных конвертов стало уж совсем
смешно. И Министерство образования решилось, наконец, на
эксперимент с лототронами, которые вращались на прошлой
неделе в прямом эфире местных телеканалов, выплевывая экзаменационные
варианты.
Правда, когда мы впервые обсуждали эту идею несколько лет
назад, я предложил не просто прозрачный лотерейный барабан,
а национальный образовательный телешоумарафон — на весь
день, где каждый час первоклассница с накрахмаленным бантом
на макушке, вклиниваясь в любые телепрограммы, вытаскивала
бы из барабана темы сочинений для очередного из наших бескрайних
и бесконечных часовых поясов.
Оказалось — непростительная наивность. Когда не самый дальний
аул, а как-никак столица наша вместе с областью стали готовить
утреннее экзаменационное шоу на ТВЦ, выяснилось, что в самой
Москве около сотни из полутора тысяч школ не принимают городской
телеканал, а в области таких школ и вовсе больше половины.
Отметим: не потому, что в школах нет телевизоров, а потому,
что сигнал не доходит. Хотя, помнится, после останкинского
пожара нас уверили, что вещание восстановлено в полном объеме.
Кстати, нынешний экзамен в прямом эфире высветил и еще
одну проблему. Как известно, сейчас в десятках регионов
идет эксперимент по так называемым ЕГЭ, единым госэкзаменам.
Одна из претензий оппонентов — примитивность тестов ЕГЭ,
в первой части которых надо отвечать на очень простые вопросы,
еще и выбирая один из трех предложенных вариантов ответа.
Да и сам я (каюсь) не раз издевался над этим уровнем «ниже
плинтуса», предлагая выбрать один из трех ответов на вопрос
«Куда впадает Волга?»: а) в маразм, б) в истерику, в) в
Каспийское море.
Но вот в прямом эфире ТВЦ вышел такой казус. Кроме студии,
где стоял барабан с шарами-вариантами, к эфиру подключили
одну из московских школ, где ребята ждали объявления тем
сочинений. И здесь на дежурный вопрос ведущей выпускник
ответил, что хотел бы написать сочинение по «Мертвым душам»...
Горького. Простим парню оговорку, все-таки экзамены, нервы,
а тут еще и телекамеры... Однако отметим с грустью, что
и очаровательная телеведущая никак не среагировала на неожиданное
авторство.
Так что не будем обольщаться, господа, нужны, ой как нужны
и самые простые тестовые вопросы. «Кто все-таки написал
«Мертвые души» — типа Гегель, типа Гоголь или типа Бабель?
Или все-таки чисто Горький?». Причем нужны не только для
выпускников школ, но и для поступающих на журфак....
Менее заметно, чем экзамены, но все же прошел наконец в
Госдуме первое чтение закон о стандартах образования.
Злополучный этот закон не могли принять аж десять лет,
о чем не раз доводилось мне сообщать и читателям «Новой
газеты». И вот наконец депутаты отказались от амбициозной
идеи утверждать на своем заседании, надо ли изучать понятия
анализа и синтеза на примере хлороводорода или же на примере
хлорида натрия, нужны ли в базовом курсе высшие оксиды,
карсты, монотипии, гиперболы, тангенсы и прочие удельные
теплоемкости, оставив это профессионалам, и сосредоточились
на том, сколько лет надо учиться в школе, сколько учеников
может быть в одном классе, сколько уроков — как максимум
— может выдержать за день многострадальный школяр и сколько
денег — как минимум — обязаны выделять на это губернаторы,
мэры и премьеры.
Ну что вы, я не столь наивен, чтобы полагать: вот теперь
уж точно выделят деньги «согласно нормативу». Приятно, однако,
что с нового учебного года недофинансирование школ станет
не просто хроническим, но еще и незаконным...
Конечно, нужны и базовые тесты, и стандарты, и нормативы.
Желательно грамотные, осмысленные, прошедшие профессиональную
экспертизу. Без этого, наверное, действительно нельзя. Одно
тревожит: как бы не рухнули под всеми этими нововведениями
те штучные, уникальные учителя, нетиповые курсы, авторские
школы Тубельского, Казарновского, Татьяны Михайловой, других,
которые ни в какие стандарты и нормативы не вписываются
по определению.
P.S. Поздравим телеканал ТВЦ не только с успешным внедрением
в образовательный процесс, но и с пятилетием. Вам уже пять,
коллеги, самое время задуматься об образовании, о школе.
И аккурат накануне юбилея прошло на канале столь волнующее
шоу с экзаменационным лототроном, имевшее, кстати, рейтинг,
сравнимый разве что с футбольным чемпионатом. Это знак..
|