[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Квентин Пил
Россия определяет свою будущую роль
Financial Times, 27 мая 2002 года

Ничто не приводит политических "гуру" в такой восторг, как старый добрый саммит в Кремле с участием лидеров двух сверхдержав, еще недавно находившихся в состоянии вражды, да еще и с подписанием договора о ядерном оружии.

Именно это происходило в последние дни в Москве. "Бродячий цирк проехался по всему городу". Только на этот раз саммит Джорджа Буша и Владимира Путина наводил на мысль о провале во времени.

Вряд ли сейчас можно кого-либо удивить сокращением количества ядерных боеголовок, даже если речь идет о тысячах единиц. Это лишь признание того факта, что боеголовки не имеют никакого значения. На самом деле последний саммит президентов США и России - это лишь сноска в учебнике истории, запоздалый жест, похороны холодной войны, которая уже давно мертва. Вряд ли можно говорить о каком-либо прорыве в международных отношениях.

Однако на этой неделе проходит еще один саммит, который потенциально имеет куда более важное значение: встреча Путина с лидерами Европейского Союза. Это важно, потому что Россия и остальная часть Европы будут говорить о будущем. В ходе встречи России и Америки обсуждалось по большей части прошлое.

Может быть, это преувеличение. На первый взгляд саммит Россия-ЕС не выглядит таким важным. Вероятно, большая часть времени уйдет на споры о будущем Калининграда, бывшего Кенигсберга, гордой столицы Восточной Прусии.

Москва хочет, чтобы жители жалкого российского военного анклава, зажатого между Польшей и Литвой, получили право путешествовать без виз. Польша и Литва собираются вступать в ЕС, а Калининград может похвастаться лишь самым высоким в Европе уровнем заболеваемости СПИДом. ЕС отказывается делать безвизовый коридор на своей будущей территории.

Но Калининград - это лишь поверхностный шум. На самом деле встреча очень важна не только для России и ЕС, но также для мира и стабильности на всей планете.

Забавно, что на прошлой неделе в Берлине именно об этом говорил Буш. Он сказал, что у Америки и Европы есть общая задача - "способствовать тому, чтобы российский народ нашел свое будущее в Европе и с Америкой". Обратите внимание на предлоги.

"У России появилась самая лучшая с 1917 г. возможность вступить в европейскую семью, - сказал он. - Европа рада принять Россию, которая поддерживает мирные отношения с соседями, уважает законные права меньшинств".

Для российских ушей - слова приятные. Но не факт, что они понравятся западным столицам. Буш судя по всему ни с кем не проконсультировался перед этим заявлением. Он говорил снисходительным тоном. Но он прав - по крайней мере в принципе.

Будущее России - статус регионального европейского лидера. На строительство этого будущего она получает иностранные инвестиции, именно благодаря этой перспективе развиваются ее торговые отношения с другими государствами. Ее культурные связи с Европой намного крепче, чем с другими частями света. Более 60% международных телефонных звонков россияне совершают в Европу.

Россия - естественная часть "общеевропейского дома", если воспользоваться выражением Михаила Горбачева. Пора лидерам континента перестать закрывать глаза на значение этого факта. Идет ли речь о полноправном членстве в ЕС, со всеми вытекающими требованиями по интеграции в единый рынок с общими валютой и оборонной политикой? Или это всего лишь участие в Совете Европы, как гаранте основ хорошего поведения? Или мы говорим о компромиссном варианте - "едином европейском экономическом пространстве"?

Многие в Западной Европе считают, что следующий этап расширения, переговоры о котором идут в настоящий момент - это уже слишком много. Большинство французов выступают против. Эдмунд Стойбер, премьер-министр Баварии, кандидат в президенты Германии от консерваторов, твердо убежден в том, что расширение следует ограничить. Он говорит, что нельзя принимать Турцию, которая является официальным кандидатом.

Следующий этап расширения заставит Европу решать множество неотложных проблем - в первую очередь на восточных границах. Есть опасность возникновения нового Железного Занавеса - или занавеса бедности - на границе с Белоруссией и Украиной. Если Турцию считают подлинным кандидатом, сможет ли ЕС отказать Киеву и Москве?

Григорий Явлинский, лидер российской либеральной партии "Яблоко", благодарит Буша. "Дверь в Европу находится в Вашингтоне, - считает он. - Он должен дать нам санкцию".

В своих прогнозах от выражает одновременно осторожность и оптимизм. "Если мы хотим добиться стабильности, безопасности и жить без угроз, у нас есть только один путь вперед - через 20 лет стать полноправным членом европейского клуба, - говорит он. - Какую форму будет иметь это членство, мы можем обсуждать".

Идея "общего экономического пространства" была провозглашена, но реального содержания она не имела. Необходимо создавать зону свободной торговли и таможенный союз. Зона свободной торговли должна стимулировать движение товаров в обоих направлениях. Таможенный союз поможет России реформировать свою коррумпированную и неэффективную таможенную службу.

Одновременно Россия хочет активнее участвовать в общей европейской иностранной политике и политике в области безопасности. Это может помочь заключение соглашения о более тесной интеграции Росси и НАТО, которое будет обсуждаться завтра в Риме.

Если экономическая интеграция ускорится, возможное членство в ЕС уже не будет казаться для европейцев таким пугающим. Однако тогда оно может встревожить того, кто в настоящее время относится к нему наиболее спокойно - Буша.

Financial Times, 27 мая 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Григорий Явлинский

Григорий ЯВЛИНCКИЙ Дверь в Европу находится в Вашингтоне "Общая газета", 16 мая 2002 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]