Вчера Госдума приняла в первом чтении изменения и дополнения
в часть вторую Налогового кодекса, которые еще крепко аукнутся
российским налогоплательщикам
Вначале власть, движимая стремлением уменьшить совокупное
налоговое бремя, отменила с 1 января будущего года федеральный
оброк на пользователей автомобильных дорог и владельцев
транспортных средств. Совершив этот акт человеколюбия, правительство
стало ломать голову над тем, за счет чего компенсировать
выпадающие региональные бюджетные поступления (а заодно
и пожираемые инфляцией акцизные сборы). И придумало повысить
акцизы.
70-процентную индексацию акцизов на нефтепродукты Дума
решительно отвергла, предложив потолок в 45%. Хотя, согласно
расчетам кабинетных экспертов правительства, данная мера
"не должна привести к существенному росту цен на нефтепродукты".
Тогда как обывателю, пусть даже ни разу не садившемуся за
руль, прекрасно известно, как запрыгают после этого цены
не только на бензин, но и абсолютно на все товары и услуги.
К слову, для думских членов бюджетного комитета решающим
аргументом в пользу усмирения аппетитов правительство стало
не это обстоятельство, а соображение другого порядка: ценовой
бумеранг приведет в конечном счете и к увеличению бюджетных
расходов.
Не прошел и вариант с взвинчиванием транспортного налога
в 10 раз: думцы санкционировали всего лишь 5-кратный рост.
На практике это будет означать, что владелец "Жигулей"
станет ежегодно отчислять в казну до 350 рублей (а если
присовокупить к этому расходу обязательное страхование,
плату за инструментальный контроль и иные поборы, то на
все денег может и не хватить). Зато палата готова согласиться
с тем, что ставки земельного налога в России непростительно
низкие, и это упущение надо срочно исправлять (запланированный
рост — в 1,8 раза с последующим перманентным их увеличением).
По иным подакцизным товарам (пиво, табак) предложено проиндексировать
ставки на 15%.
Справедливости ради, стоит отметить, что правительство
согласилось перераспределить поступления от налога на прибыль
организаций в пользу регионов на 4%. Да еще посулило субвенции
в размере 36 млрд рублей, которые должны распределяться
по регионам сообразно выпавшим доходам. Да подарило им 12,5
млрд рублей недоимок от автохозяйств за 2002 год. Таким
образом, на дорожное хозяйство страны в 2003 году будет
выделена та же сумма, что и в текущем, к тому же проиндексированная
на уровень инфляции.
Законопроект решительно отказались поддержать левые фракции
и "Яблоко". Обоснование в данном случае совпало:
новации за счет необеспеченных слоев населения недопустимы.
Зампред думского бюджетного комитета Михаил
Задорнов резонно обратил внимание на кардинальную ошибку
реформаторов: налоговые реформы, задуманные для облегчения
налогового ярма и расширения налогооблагаемой базы, пока
эффекта не дали. Следовательно, "что-то делается неверно".
Тем не менее центристские фракции, в очередной раз продемонстрировав
верность любым решениям исполнительной власти, своими голосами
обеспечили прохождение законопроекта. Изменения ко второму
чтению могут быть по отдельным цифрам, но это уже нюансы.
|