«Российский сенат перестал
быть полноценным субъектом законодательного процесса». В этом
газету «Время новостей» убеждал депутат Сергей
Митрохин, зампред думского комитета по вопросам местного
самоуправления. Г-н Митрохин уверен, что спасти СФ от окончательной
политической деградации сможет только отказ от нынешнего принципа
формирования палаты.
- Что собой представляет обновленный Совет Федерации?
- Собственно, если говорить об интересах, которые отстаивает
верхняя палата, то на 60% - это структура администрации
президента, 30% представляют всевозможных лоббистов и только
10% новых сенаторов представляют интересы регионов. Таким
образом, новый порядок формирования верхней палаты - по
два назначенца от субъектов федерации - привел к значительному
сужению представительства в СФ именно региональных интересов.
Отмечу, правда, что и для прежнего СФ интересы граждан имели
не первостепенное значение.
-Тем не менее сенат образца 1996-2000 годов считался
более влиятельным политическим образованием.
- На самом деле, когда сегодня говорят, что прежний сенат
был влиятельной палатой, мне непонятно, в чем, собственно,
эта влиятельность заключалась. Мы просто забыли о недостатках
прежнего состава СФ. А ведь тогда сенат был в большей степени
структурой, обслуживающей интересы губернаторов, и тогда
же было очевидно, что присутствие глав региональных администраций
в сенате - серьезный тормоз в развитии страны: нарушался
принцип разделения властей, происходило сосредоточение законодательной
и исполнительной власти в одних руках. Кроме того, неприкосновенность
губернаторов создавала колоссальную почву для всякого рода
злоупотреблений... Губернаторы каждый в отдельности контролировали
регионы, а все, вместе взятые, как корпоративная структура,
контролировали страну в целом - им ведь принадлежало в
СФ право вето. Хотя, насколько я помню, они им воспользовались
только два или три раза. Другое дело, что на фоне нынешних
сенаторов прежний состав СФ выглядит безусловно сильнее.
- И что же нынешние сенаторы...
- Сегодня в верхней палате сидят люди, не имеющие никакого
отношения к законодательству. И виной тому даже не сам порочный
принцип формирования СФ. Огромная вина, как мне кажется,
за нынешний состав СФ лежит на самих регионах. Если бы у
нас в обществе был действительно эффективный федерализм,
как, допустим, в Германии, региональные элиты могли бы воспользоваться
своим шансом и направили бы в СФ законодателей-профессионалов.
Им же фактически дали возможность посадить в сенат профессионального
законодателя, лоббирующего интересы регионов, наделенного
соответствующим аппаратом. Регионы этот шанс упустили: вот
вам показатель политической культуры нынешней региональной
элиты. Она в СФ направила кого угодно, только не законодателей...
- Чем это грозит?
- Тем, что СФ перестает быть нормальным, полноценным субъектом
законодательного процесса. Все вопросы решаются, как правило,
через администрацию президента, а после этого провести закон
через сенат - дело техники. Уже сегодня Думе проще общаться
непосредственно с регионами, тем более что роль регионов
в законодательном процессе существенно возросла. Порой на
какой-нибудь закон по предметам совместного ведения гораздо
важнее получить заключение самих субъектов федерации, чем
заключение сената. Регионы в целом играют в законодательном
процессе гораздо большую роль, чем нынешние сенаторы, которым
в первую очередь дано право законодательной инициативы.
Мы-то знаем, какие инициативы поступают к нам от так называемых
сенаторов. Я не помню ни одного нормального закона, который
был принят за последние два года именно по инициативе СФ.
Раньше тоже не принимались, но там сидели губернаторы, у
которых не было на это времени и, честно говоря, желания.
А сегодня в сенате сидят люди, которые не способны к законодательной
работе органически, хотя объявили себя профессиональными
законодателями. У них другая деятельность - они главным
образом занимаются мелким лоббизмом. Если в Думу приходит
сенатор, то обязательно с какой-то бредовой идеей, которая,
как правило, сразу же отвергается на корню. Приведу один
случай из моей практики: один сенатор выступил с блестящей
идеей наделить мэров правом самостоятельно вносить законодательные
предложения в региональные органы власти. В сущности, нелепая
затея, создающая дополнительные конфликты между мэром и
депутатами. Вот вам пример, какие идеи присутствуют в головах
сенаторов.
- Каким вам видится выход из такой ситуации...
- Выборность. СФ был бы более сильным политическим институтом,
если бы был выборной палатой. Если реализовать некоторые
идеи по реформированию СФ, нужно, конечно, вносить поправки
в Конституцию. Но лучше ее не трогать по принципу «не навреди»,
а то начнется эффект домино - одну поправку внесешь, и
в открывшийся шлюз хлынет море других поправок, которые
полностью изменят государственное устройство. С моей точки
зрения, есть вполне эффективная возможность - перейти к
выборности СФ, не нарушая Конституцию, в которой сказано,
что верхнюю палату парламента формируют исполнительная и
законодательная власть субъектов. Формировать можно не только
путем назначений, но и через выборы. Каждый регион должен
получить право выбрать в СФ двух человек. Эти выборы, конечно,
должны отличаться от думских, на которых возможны кандидаты
от партий или самовыдвиженцы. Право на выдвижение кандидатов
в СФ должно быть только у губернатора и законодательного
собрания региона.
Конечно, сенаторы должны работать на постоянной основе.
В будущем нужны также поправки в Конституцию, по которым
не все законы должны проходить через СФ. Сейчас сенаторы
занимаются абсолютно всеми законами, даже теми, которые
никак не связаны с интересами регионов. По-моему, верхней
палате достаточно заниматься лишь такими существенными проектами,
как федеральный бюджет, конституционные законы и законы,
касающиеся тех сфер, которые Конституцией отнесены к совместному
ведению центра и регионов. Здесь стоит присмотреться к германскому
опыту, где проекты всех законов по предметам совместного
ведения сначала поступают в бундесрат - верхнюю палату.
Думаю, и у нас должно быть так же. Все, касающееся совместного
ведения, должно сначала поступать в Совет Федерации для
того, чтобы сенаторы могли дать проекту свое заключение.
И уже вместе с этим заключением законопроект должен приходить
в Думу, а дальше - по заведенной процедуре: парламентские
слушания, первое чтение, второе и т.д. Но для этого, повторю,
членов СФ надо избирать, чтобы каждый сенатор представлял
интересы жителей региона, а не только интересы его политической
элиты.
|