Алексей Дыховичный – Добрый день! Наш гость - Анатолий Голов
- директор Института социальных исследований.
Анатолий Голов – Здравствуйте!
Алексей Дыховичный – Пока мы вас ждали, я провел опрос среди
слушателей. Вопрос был такой: если платить больше за коммунальные
услуги, приведет ли это к улучшению, изменению качества
этих услуг? 4 человека мне дозвонились, и все как один говорят,
что нет. Прокомментируйте, пожалуйста.
Анатолий Голов – Комментарий очень простой – пока нет механизма
обратной связи, пока мы платим в любом случае за услуги,
которые предоставлены или нет нам, никакое повышение стоимости
ничего не даст. Потому что повысить стоимость, точно так
же не предоставляя саму услугу… Самый простой пример, посмотрите
на состояние наших парадных. Мы же оплачиваем дворника полностью,
а как у нас убирают? Мало кто знает, что по нормам, а они
были еще в советские времена утверждены, ежедневно должны
подметать, раз в неделю мокрая уборка. Убирать снег, конечно.
Поэтому пока не будет механизма обратной связи, повышение
цены ничего не даст. Надо разрабатывать такой механизм.
Алексей Дыховичный – Вот что это за механизм, как он должен работать?
Анатолий Голов – Мы сейчас как раз готовим брошюру, есть целая
серия, "Шпаргалки для потребителя". Первая брошюра
"Инструкция по борьбе с произволом коммунальных служб"
вышла в Санкт-Петербурге, 60 тыс., и разлетелась мигом.
Сейчас для Москвы такую же выпускаем. И смысл простой. Если
вам не оказывают услугу, например, у вас не работает лифт
3 дня…
Алексей Дыховичный – Допустим, у меня вода льется из крана, из
трубы…
Анатолий Голов – Нет, вот когда вода льется из крана, это другой
вопрос.
Алексей Дыховичный – Нет, из трубы, а ЖЭК говорит, что за эти
полметра трубы мы не отвечаем.
Анатолий Голов – Вот этого не должно быть. Это не так.
Алексей Дыховичный – Дерево упало ко мне – ветер сильный подул,
дерево росло, теперь оно растет в кухне, никто его изымать
не желает. Вариантов сотни.
Анатолий Голов – Минуточку, давайте не будем все в одну кучу.
Возьмем самый простой пример – у вас нет чего-то того, что
должно быть. Например, неделю не работает лифт, неделю выключена
горячая вода, холодной воды нет некоторое время. Причем
без горячей воды еще можно, а вот мыть посуду, готовить
еду без холодной вообще нельзя. Тут разные должны быть подходы.
Ну, нет того, что должно быть. Соответственно, наша позиция,
союза потребителей – вы не только не должны платить за это,
но наоборот, вам должны компенсировать материальный и моральный
ущерб. Не работает лифт, а у вас – ребенок-инвалид…Это не
из области фантастики вовсе. На самом деле в утвержденных
правительством правилах оказания жилищно-коммунальных услуг
есть приложения, где даны рекомендательные нормы, потому
что конкретные устанавливаются в каждом регионе, по снижению
оплаты в случае непредоставления услуг в полном объеме.
Но повторяю, там только снижение оплаты. Т.е. это закреплено
и в Гражданском кодексе: если не предоставлена услуга, не
надо платить. Вот, к сожалению, во многих регионах даже
это не действует. Вот в Питере очень хорошо. Там все коммунальные
услуги, выставляется одна квитанция. И нельзя делать никаких
исправлений. Вот у вас не работал неделю лифт, а вы платите
за него полностью. Мы добились того, что в любом отделении
связи или в сберкассе, когда вы платите, вы можете взять
пустой бланк такой же, заполнить сами и заплатить. Но жилищники
что начинают делать? Они вам выставляют долг. И вот это
одна из серьезнейших проблем, которую мы сейчас пытаемся
решить с помощью закона. Подготовлен законопроект о защите
прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, задача которого
возвести в ранг закона это правило. Если мне должны предоставить
услугу и не предоставили ее, то мало того, что я не должен
платить, мне должны выплатить неустойку.
Алексей Дыховичный – Неустойка – это вернуть те деньги, которые
я платил, или что-то…
Анатолий Голов – Нет, это дополнительно. Правило, которое действует
в случае, если, допустим, в химчистке вам должны были в
срок предоставить услугу и не предоставили ее в срок, т.е.
вещи вычистили не в тот день, когда написано в квитанции,
а, допустим, на 10 дней позже. Так вам за каждый день задержки
должны снизить стоимость заказа, причем достаточно сильно,
на 3%. Если на месяц задержали, то вообще вы ничего платить
не будете.
Алексей Дыховичный – Химчистка – разовая услуга, а лифт работать
должен каждый день.
Анатолий Голов – Так вот, на наш взгляд, такое же правило должно
действовать и для тех услуг, которые должны быть ежедневно.
Т.е. жилищно-коммунальные организации, когда берутся нас
обслуживать, они обязуются поставлять ежедневно нам услугу
на дом. И если они этого не делают, они должны наказываться,
наказываться рублем и очень сильно. И это наша позиция,
которую мы сейчас пытаемся закрепить на уровне закона.
Алексей Дыховичный – Вот про воду пару вопросов с пейджера мне
хотелось бы задать. В частности, от Дины: "Объясните,
зачем отключают на майские праздники горячую воду? В чем
именно заключается смысл летней подготовки к зиме?".
Я тоже живу в обычном доме, я тоже не очень понимаю, зачем,
потому что потом осенью и зимой выясняется, что трубы все
равно прорывает, не работают. Вот как с этим?
Анатолий Голов – Горячую воды отключают для того, т.к. горячая
вода несет очень много примесей, и трубы начинают обрастать,
по идее, жилищники наши ежегодно должны делать промывку
этих труб, вычищать этот налет. Просто с советских времен,
у нас же было как, не продавец для покупателя, а покупатель,
заискивающий перед мясником, другим продавцом. Эти же отношения
были и в области ЖКХ. В ГД находится законопроект, внесенный
Комиссаровым, который ведет передачу "Моя семья",
где предлагается запретить это дело. Но на самом деле надо
сделать проще…
Алексей Дыховичный – Если этот законопроект будет принят, исполнить-то
его смогут коммунальщики?
Анатолий Голов –Не смогут. Поэтому наша позиция – надо наказывать
рублем. Если сделать так, что за этот месяц, хотите, хоть
год не оказывайте услугу, но тогда вы нам будете платить,
и довольно много. Т.е. нужны экономические рычаги, которые
бы стимулировали хорошо, нормально работать.
Алексей Дыховичный – Я-то думаю, что платить надо значительно
больше, чем стоит эта услуга, потому что купить билет, сходить
в баню помыться – это же неудобно очень.
Анатолий Голов – Согласен. Во-первых, компенсация просто материального
ущерба, потому что, допустим, у вас есть посудомоечная,
стиральная машины, но из-за того, что нет горячей воды,
вы не можете ни вымыть посуду, ни постирать. Значит, у вас
идет просто материальный ущерб. Но и компенсация морального
ущерба здесь должна быть. И наказывать надо рублем. Тогда
наши жилищники будут внимательнее к нам, будут выполнять
все требования и будут приходить по первому зову. А теперь
про ваш вопрос – вот течет вода.
Алексей Дыховичный – Да, вот мы разобрали ситуацию, когда не
работает лифт, давайте теперь форс-мажорные обстоятельства.
Вопрос от Натальи Борисовны: "Должны ли коммунальные
службы, ЖЭКи и РЭУ проводить ремонт в квартире, которая
была залита из-за протечки труб? И как воздействовать на
РЭУ?"
Анатолий Голов – Очень хороший вопрос, потому что как раз вторая
брошюра из серии "Шпаргалки потребителя" называется
"У вас в квартире потоп". Он ведь может быть из-за
чего? Сосед наверху забыл закрыть кран - вызывайте аварийку,
перекрывайте воду. Вот только что дома у меня была такая
ситуация – перекрыли воду, вызывали аварийку, и в этом случае
должен платить сосед. ЖЭК должен составить акт. Вот здесь
это его обязанность. Потому что ну, мало ли, вы говорите,
что вас залили, а никакого потопа не было. Поэтому сразу
звоните диспетчеру, сообщайте, что у вас потоп, вызывайте
аварийку, перекрывайте воду и предъявляйте претензии. И
ЖЭК обязан в трехдневный срок составить акт о факте протечки.
А дальше вопрос, по чьей вине произошла протечка. Если сосед
сверху залил, то здесь, пожалуйста, предъявляйте ему претензию,
в суд, и ЖЭК – третья сторона, которая просто фиксирует
факт.
Алексей Дыховичный – И виноваты коммунальные службы в протечке
и т.д. – дерево упало в окно, переда электричества, сгорели
приборы и т.д.?
Анатолий Голов – В этом случае действительно ЖЭК обязан заплатить,
что он делает очень неохотно. И буквально вчера я помогал
готовить исковое заявление в суд.
Алексей Дыховичный – Есть прецеденты, что ЖЭК платил?
Анатолий Голов – Есть. Нормальные ЖЭКи приходят, ремонтируют.
Да, они делают так, по-советски ремонт, они евроремонт не
делают. Но есть нормально работающие ЖЭКи. А есть такие,
которые просто игнорируют все жалобы.
Алексей Дыховичный – Т.е. в лучшем случае ты получишь, если у
тебя был хорошо сделанный ремонт, вот такую вот замазочку?
Анатолий Голов – Наш совет такой. Вообще наилучший вариант здесь
– страхование квартиры от этого. Потому что в этом случае
вам страховая компания оплачивает ремонт. Причем не страховая
компания ремонтирует, не ЖЭК, а вы заказываете тому, кому
хотите, смета, и страховая компания оплатит вам это полностью
в рамках вашей страховки. А с ЖЭКом придется судиться.
Алексей Дыховичный – Вы считаете адекватной замену, когда вместо
хорошего ремонта ЖЭК что-то такое намалевал?
Анатолий Голов – Нет конечно. И поэтому, если это вас не устраивает,
наш совет такой – вызывайте строительную компанию, составляйте
смету и предъявляйте эту смету ЖЭКу вместо того, чтобы воспользоваться
его услугами, лучше заказать специализированной организации.
Алексей Дыховичный – Мы продолжим после новостей.
НОВОСТИ.
Алексей Дыховичный – Наш гость - Анатолий Голов - директор Института
социальных исследований. И я думаю, что самое время пообщаться
по телефону 203-19-22. Алло, добрый день!
Слушатель – Здравствуйте, это Надежда. Мы живем в доме,
которому не больше 30 лет, а счетчик, который фиксирует
электроэнергию, выработан, судя по тому, что там написано,
в 1958 году. Хотелось бы узнать, кто меняет счетчики и за
чей счет? Потому что мне кажется, что он морально устарел.
Анатолий Голов – Да, конечно, если 1958 год, насколько я помню,
у этих счетчиков срок службы порядка 30 лет. И счетчики
эти в Москве являются собственностью Мосэнерго. Поэтому
вам надо написать заявление туда, и они должны заменить.
Насколько я помню, около 30 лет срок службы таких счетчиков.
Сейчас уже новое поколение счетчиков, есть и двухтарифные,
дневной и ночной тариф, и для нескольких пользователей.
Так что новые счетчики более надежные и гораздо меньше энергии
едят сами.
Алексей Дыховичный – Вопрос от Натальи: "Когда и как поставить
счетчики на отопление и воду, чтобы каждая семья могла сама
оплачивать то, что она потребляет, не так огульно все оплачивать?"
Анатолий Голов – Вот это очень хороший пример нормального потребительского
подхода. Человек готов отвечать за себя, но не хочет отвечать
еще и за того парня, например, того же рабочего Мосводоканала,
который повредил где-то трубу и вода хлещет. Сколько я потребил,
за столько я и плачу. Проблемы здесь 2. Первая – с горячей
водой и отоплением. К сожалению, система отопления, которая
у нас строилась, вертикальные стояки, такова, что практически
на одну 3-комнатную квартиру, скажем, надо 4-5 счетчиков
на тепло. Нужно сильно переделывать сами сети для горячей
воды и отопления. А вот на холодную воду в большинстве квартир
достаточно одно счетчика, и многие уже начинают ставить.
Проблема здесь в том, что коммунальщики наши отказываются
брать плату по этим счетчикам. И сейчас мы вышли на правительство
Москвы с требованием утвердить тарифы и порядок оплаты для
тех, кто установил уже счетчики на холодную воду. А в новых
домах уже, вот здесь надо отдать должное правительству Москвы,
уже везде устанавливаются повсеместно счетчики на холодную
воду, и это положительно. Но до сих пор порядок оплаты не
утвержден.
Алексей Дыховичный – Т.е. я могу сам в своей квартире установить
этот счетчик и дальше с вашей помощью добиваться, чтобы
с меня взимали?..
Анатолий Голов – Вот сами вы не можете, потому что счетчик должен
быть проверен, сертифицирован, и во-вторых, его установка
должна быть выполнена специалистом. Но есть ряд и государственных,
и негосударственных организаций, расценки очень разные.
Допустим, за установку минимальная цена, которую я знаю,
порядка 300 руб., максимальная – несколько тысяч. И сами
счетчики разные, их довольно много модификаций. Но в принципе,
если вы готовы нормально подходить, то примерно за 2000
руб. можно поставить счетчик, заказав это сертифицированной
организации, имеющей лицензию на выполнение этих работ.
А дальше давайте вместе добиваться от мэрии Москвы, чтобы
был утвержден порядок оплаты по счетчику воды. Потому что
ЖЭКи, ДЭЗы пока отказываются принимать, у них нет нормативных
документов, которые бы определяли порядок оплаты.
Алексей Дыховичный – Алло, добрый день!
Слушатель – Добрый день, это Елена Ивановна. У меня газовой
плите лет 35, а может, и 40. И вот как ее поменять? И должна
ли я полностью платить за смену плиты?
Алексей Дыховичный – Я так понимаю, что человек не может себе
позвонить новую хорошую плиту, а плита, это источник повышенной
опасности.
Анатолий Голов – Здесь ситуация разная в зависимости от того,
это приватизированная квартира или нет. Если вы в начале
90-х приватизировали или несколько лет назад, то в приватизированной
квартире за все внутреннее оборудование отвечаете вы сами.
И это ваш вопрос. Если же не приватизированная и прошли
сроки, на которые рассчитана эта плита, то тогда вам надо
написать заявление в Мосгаз, и они обязаны заменить эту
плиту. Обычно такого типа замены проводятся в домах сразу,
во всем доме одновременно практически. И к нам обычно обращаются
люди, которые по тем или иным причинам просто отсутствовали
в это время, и к ним не попали, не заменили. Но замена плановая
идет, и достаточно аккуратно.
Алексей Дыховичный – Вот союз потребителей России, по нашему
разговору я понял, что вы активно общаетесь с депутатами
Мосгордумы, если вы лоббируете какие-то законы в интересах
потребителей. Конкретной помощи консультационной или же,
может, давления на ЖЭКи, оказываете вы или нет? У меня страниц
5 на пейджер, если распечатать, вот имеет ли мне смысл передать
эти конкретные жалобы, боли жителей?
Анатолий Голов – Более конкретной помощью москвичам занимается
Московское городское общество потребителей. Такие общества
есть примерно в 100 городах России – в Питере, в ряде подмосковных
городов. И по конкретным вопросам надо обращаться в свое
родное городское общество. Что такое союз потребителей России?
Это объединение обществ потребителей по всей стране для
того, чтобы вместе решать более общие проблемы. Когда речь
идет о конкретной плите, счетчике – это на уровне города.
Но есть общие проблемы.
Алексей Дыховичный – Но все-таки вопросы я вам передам, но тогда
какой-то телефон, по которому можно было бы позвонить из
разных городов, сложно?
Анатолий Голов – Я не готов…
Алексей Дыховичный – Тогда давайте вопрос слушателя. Алло, вы
в эфире!
Слушатель – Добрый день! Это Алексей. Я плачу за квартиру
регулярно, и вдруг мне в конце года приходит чек из ЖЭКа
о том, что вы не доплатили столько-то.
Алексей Дыховичный – Т.е. не пересчитали вовремя, я так понял.
Анатолий Голов – К сожалению, действительно наши службы иногда
выкидывают такие номера. Я сам недавно получил квитанцию,
где задолженность, заплатил только то, что было написано
в счете, на следующий месяц у меня задолженность почему-то
пропала. В этом случае наш совет самый простой – напишите
претензию и передайте ее в ваш ДЭЗ – вы платили все вовремя,
и без объяснения, откуда взялась эта задолженность оплачивать
ее отказываетесь.
Алексей Дыховичный – А если объяснение адекватно, соответственно,
а если нет, то извините, да?
Анатолий Голов – И дальше пусть они изыскивают с вас в судебном
порядке. Пусть они доказывают. Понимаете, какая проблема?
ДЭЗам очень удобно сделать вас просителем-искателем. Но
если вы написали такое заявление, что без объяснений, без
принятия с вашей стороны этого счета вы отказываетесь оплачивать,
но они могут взыскать с вас эту сумму дальше только в судебном
порядке. Пусть идут в суд и доказывают, что вы действительно
недоплатили. Если они не хотят вам объяснить, то пусть доказывают
суду.
Алексей Дыховичный – Спасибо большое! Это очень верная позиция
– пусть они доказывают, а не вы. Анатолий Голов - директор
Института социальных исследований.
|