[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Игорь Артемьев
"Правительство живет до тех пор, пока генерирует новые идеи" - заместитель председателя комитета Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Игорь Артемьев о перспективах экономики и судьбе кабинета
Полит.Ру, Проспект-Новости, 20 мая 2002 года

Амбиции амбициям рознь

Относительно темпов экономического роста я склоняюсь к консервативному прогнозу. Я вообще сторонник консервативного подхода к реформированию бюджета. Хорошо, когда мы живем по средствам и у бюджета есть дополнительные доходы. Конечно, всегда приятно перевыполнить план, но исходить надо из худшего. И хотя то, какой прогноз мы заложим в бюджет, к реальной экономике имеет весьма косвенное отношение, завышенные самооценки могут привести к провалу финансовой политики. В результате пострадает экономика. Но и волюнтаристские варианты произвольного уменьшения параметров ВВП или инфляции в угоду каким-то конъюнктурным интересам тоже не допустимы.

Греф правильно сказал: претензии президента по поводу недостаточной амбициозности правительства следует в первую очередь относить к решительности кабинета в проведении реформ. В том числе налоговой системы, экономических взаимоотношений, поддержки малого бизнеса. Нужны гораздо более резкие и последовательные шаги в этой сфере, нежели те, что мы видим. В этом смысле правительству Касьянова действительно не хватает амбициозности. Правда, Греф был вынужден скорректировать параметры ВВП - он обязан выполнять решения президента, но, судя по тому, насколько микроскопическим оказались эти поправки, правительство защитило свою позицию.

Нужны не прорывы, а последовательные реформы

Сейчас, когда мы действительно уходим от девальвационного стимулирующего механизма, который был задействован после кризиса 1998 года, именно структурные изменения должны дать экономический рост. Это означает, что ожидать какого-то кардинального изменения в течение одного года нельзя. Структурные изменения дадут устойчивый экономический рост в более отдаленной перспективе - минимум трехлетней, а может даже и пятилетней.

И правительству есть над чем работать. Фактически остановилась дебюрократизация экономики. Программа поддержки малого предпринимательства, при всем нашем несомненно положительном к ней отношении, стимулирует не малый, а микроскопический бизнес - самый незначительный сегмент этого бизнеса. Банковская реформа так и не стартовала. ЖКХ и естественные монополии, если не считать внесенного сейчас пакета законов по электроэнергетике, о котором нужно говорить отдельно, реально не реформируются. Антимонопольное законодательство должным образом не применяется - у нас фактически монополизированы целые сферы экономики. Спасибо хоть судебная реформа началась, но и здесь плоды мы увидим лишь через несколько лет. Налоговый кодекс окончательно не принят, несмотря на то, что уже середина года, и работу над ним нужно завершать как можно быстрее. Все это структурные задачи, которые нужно решать.

При этом я готов согласиться с Касьяновым - сейчас трудно ожидать прорывов. Нужна кропотливая, последовательная, и я бы еще добавил - амбициозная и решительная работа правительства по реформированию экономики. Вместо этого мы видим отдельные успехи в области бюджетного планирования, в налоговой сфере, но инфраструктуру российской (во многом еще "советской") экономики они не затрагивают. Сказывается влияние естественных монополий и не задействованный должным образом механизм использования природных ресурсов.

Запас прочности кабинета Касьянова равен нулю

Однако политическое противостояние в нашей стране часто возникает не в результате верных или ошибочных шагов правительства, а в силу определенных требований времени. И если страна устала от долго находящегося у власти правительства, и президент тоже устал - этот фактор имеет первостепенное значение, что бы ни происходило в экономике. Беда в том, что правительство у нас похоже на "тяни-толкая": там есть несомненно либеральная группа, которая проводит либеральные реформы, есть консервативная группа, которая действует по советским образцам, а сам аппарат правительства пытается двигаться в двух совершенно противоположных направлениях и в результате топчется на месте. Отсюда и разговоры о стагнации. Хотя, с моей точки зрения, большинство из того, что делают Греф и его команда, двигает экономику к либеральному рыночному образцу, и я всей душой их поддерживаю.

Что касается механизма согласования, мне кажется, здесь ситуация следующая. Если раньше некий кредит доверия, позволял правительству и премьеру рассчитывать на большой запас прочности, то сейчас этот запас прочности равен нулю. Мы реально видим застойные явления и в экономике, и в политической сфере. И либо сейчас правительство решится на какие-то новые реформаторские шаги (очевидно либеральные, потому что только они ведут к подлинному реформированию, и другого пути у страны просто нет), либо президент отправит его в отставку, потому что оно начинает наносить ущерб его репутации. Мне бы хотелось, чтобы правительство все-таки сделало бы над собой усилие, тем более что Касьянов вполне на это способен. Если же перестановки в кабинете все-таки начнутся, то по первым конкретным назначениям сразу можно будет сказать, в каком направлении идет движение.

На мой взгляд, внешнеполитические изменения, которые произошли после 11 сентября, должны повлечь за собой соответствующие внутриполитические изменения, в том числе и в экономической политике. Если президент лично взял штурвал и принял целый ряд решений, переориентировав российскую внешнюю политику, сделав ее гораздо более европейской, гораздо менее ориентированной на сотрудничество со странами-изгоями вроде Ирака, и основанной не на коммунистической или корпоративной, а на рыночной и либеральной идеологии, то теперь аналогичный шаги должны быть предприняты и экономической политике. Мне кажется, правительство это пока не осознало. Хотя там, несомненно, есть такие люди, как Греф, Кудрин, которые, в общем, делают позитивную работу.

Есть только одна альтернатива. Либо люди, которые сегодня готовы проводить либеральные реформы, продолжат их с необходимым для нашей страны социальным оттенком и укрепят свои позиции в правительстве - и тогда нас все-таки через два-три года ждут положительные изменения и увеличение темпов роста, либо мы получим очередной безликий кабинет, который ничего не сделает в этой сфере, и мы выйдем на отрицательный экономический рост. Вот и все. Других вариантов нет.

Точка перелома

Я считаю, что в ближайшие два-три года восьми процентов роста, наверное, не будет. Наша "советская" экономика недореформирована. И те ошибки, которые были сделаны, в том числе в политике банкротств, приведшие к тому, что мы получили массу неэффективных собственников, страшная налоговая система, которая начала меняться только в последние два года, утечка капитала и многое другое, - все это просто не даст возможности этих темпов роста достигнуть. Но правительство могло бы выйти на подлинно европейский уровень уважения к инвестициям, частной собственности, защите прав собственности, к реформам государственных институтов и дерегулированию экономики. И если бы при этом у нас не было инициированных государственной властью прецедентов передела собственности, давления на СМИ, на суды, и система формировалась бы, как и полагается, по европейскому образцу, то в течение нескольких лет мы могли бы завоевать реальное доверие инвесторов. В том числе и российских, которые предпочитали бы вкладывать капиталы в России, а не вывозить их за рубеж.

В первую очередь, нужно серьезно готовить и попытаться провести за этот год реформу естественных монополий и начать реформу банковского сектора и ЖКХ. Но именно структурную реформу, а не фискальную. Это три кита - там вращается огромные денеги. Кроме того, нужно завершить налоговую реформу резким снижением единого социального налога и легализацией зарплаты, и принятием действительно льготных поправок по малому бизнесу. И конечно продолжить дерегулирование бизнеса, прекратить его удушение со стороны административных структур.

Правительство живет до тех пор, пока генерирует новые идеи. А какие новые идеи у нынешнего кабинета? Ну, завершим мы сейчас Налоговый кодекс. Допустим, будет принят правительственный вариант поддержки микроскопического бизнеса (что для экономики никакого существенного значения иметь не будет). Какие дальше предлагаются рецепты? Ожидать, пока изменится конъюнктура цен на нефть и зависеть от трубы невозможно. Я уж не говорю о таких вещах, как создание гражданских институтов, о большой политике - только об экономике. Пересадить чиновников в РАО ЕЭС и "Газпроме" с места на места или заменить их и все? Поднять тарифы в ЖКХ и все? Времени у правительства остается все меньше и меньше. Либо оно четко сформулирует свою позицию по базисным экономическим направлениям ( к которым я отношу демонополизацию, малый бизнес, макроэкономическое дерегулирование), возьмет на себя ответственность и будут решительно двигаться вперед, и тогда, я думаю, президент поддержит его курс, и срок жизни кабинета увеличится. Либо, оно окажется неспособным генерировать ничего нового и останется в роли поплавка - тогда оно обречено. Сейчас мы находимся в точке перелома.

Полит.Ру, Проспект-Новости, 20 мая 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Игорь Артемьев

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]