Административная реформа — иными словами, РЕФОРМА ВЛАСТИ
— была первой из объявленных Владимиром Путиным.
Начало ей было положено два года назад: 13 мая 2000-го,
вскоре после инаугурации, был подписан указ № 859 о создании
семи федеральных округов.
Если последующие реформы — налоговая, пенсионная, жилищно-коммунальная
или военная — в общественном сознании, как правило, связываются
с правительством, то административная реформа связывается
исключительно с президентом, не устающим говорить об "укреплении
государства" как о главной стратегической задаче.
Возможно, поэтому мало кто отваживается усомниться в том,
что для решения этой задачи выбраны верные методы. А редкие
критические голоса тонут в дружном хоре пропагандистов,
радующихся "вертикали" и "сильному государству".
Государство, впрочем, получается не сильное, а наглое.
И весьма напоминающее то, которое уже было…
Прокураторы на марше
"Институт полпредов удался", — удовлетворенно заметил Владимир
Путин, встречаясь со своей семеркой "прокураторов". А в
апреле 2002 года в президентском послании прозвучало, что
"федеральная власть реально стала ближе к регионам" и "настало
время перенести на окружной уровень исполнение некоторых
федеральных функций". Заметим, что за минувшие два года
на "окружном уровне" успели создать свои структуры едва
ли не все федеральные ведомства — от ФСБ, МВД, МНС и прокуратуры
до Минюста и Минздрава, и активно лоббируются предложения
отдать в распоряжение полпредов бюджетные трансферты и субсидии,
направляемые в регионы.
Следующий шаг — превращение полпредств в неконституционные
"правительства округов", лишенные при этом какого-либо противовеса
в виде избранных гражданами представительных органов…
Между тем институт полпредов принципиально не мог удаться
— потому что он вообще не нужен. Ведь все возложенные на
прокураторов задачи либо не имеют никакого отношения к реальным
потребностям граждан, либо должны выполняться существующими
в государстве структурами.
Так, разрекламированное "приведение регионального законодательства
в соответствие с федеральным" — рутинная функция прокуратуры.
Именно она должна следить за "несоответствиями", исправление
которых является перманентной процедурой, поскольку федеральные
законы постоянно меняются. И если эта задача не решается,
надо не вводить пост полпреда, а увольнять прокурора. А
еще более существенно то, что граждан мало волнует расхождение
региональных законов с федеральными. Источником нарушений
их прав является совсем другое: например, "урезание" федеральной
властью доходов регионов и перекладывание "вниз" ответственности
за повышение зарплат "бюджетникам" и финансирование ветеранских
льгот. Но что-то не слышно, чтобы полпреды были озабочены
этими проблемами.
Как, впрочем, и другими, реально волнующими граждан.
Зато, как показывает практика, полпредов очень даже волнует,
как они выглядят с точки зрения положенных номенклатурных
благ (помните ельцинское "Не так сели!"). И вот ради одного
полпреда выселяют Дворец бракосочетания, ради другого (к
чести его, впоследствии отказавшегося от "подарка") — Дворец
пионеров.
Передвижения полпредов по городам и весям — не иначе, как
кортежем, с охраной, сиренами и мигалками. А для пущей таинственности
телефоны приемных полпредов в "столицах округов" засекречены
настолько, что в отличие от телефонов администрации президента
и, страшно сказать, самого президента отсутствуют даже в
справочнике правительственной ВЧ-связи…
Что касается других заявленных функций прокураторов, то
бороться с коррупцией может и должно МВД. Докладывать президенту,
как идут дела в федеральном округе, могут референты, изучив
местную прессу. "Координировать работу федеральных структур"
на территории регионов, входящих в федеральный округ, нет
никакой необходимости. В какой "координации" нуждается работа
налоговой инспекции Петербурга и Калининграда? Или таможни
на Таймыре и в Туве? Или антимонопольных ведомств Чукотки
и Приамурья?
Так что гражданам от полпредов — ни тепло ни холодно. И
обходиться без них можно и нужно — но было бы странно, если
бы чиновники, имеющие статус вице-премьеров, членство в
Совете безопасности, госохрану и прямой выход на президента,
ограничились парадно-декоративными функциями.
Они и не ограничиваются: каждый из семерки прокураторов
уверен, что ежели президент — полновластный хозяин страны,
то полпред — такой же хозяин федерального округа. И вправе
распоряжаться в нем, как в дарованной "на кормление" вотчине.
То есть всем руководить и ни за что не отвечать.
И вот уже вокруг каждого из прокураторов создан свой "центр
притяжения" со всеми необходимыми атрибутами власти — "силовиками",
приближенными коммерческими структурами, подконтрольными
СМИ и так далее. И конечно, с избирательными штабами, ибо
главное, чем занимаются полпредства (если не считать участия
в переделе собственности), — вмешательство в региональные
выборы. Где-то это принимает запредельную форму, как в Ингушетии,
где-то оборачивается фарсом, как в Приморском крае, где-то
приводит к перемещению чиновников полпредств в губернаторские
кресла, как в Тюмени или Воронеже. Но почему-то везде воспринимается
как должное!
Так, в ведомстве приволжского прокуратора Сергея Кириенко
открыто заявляли: "мы могли снять Климентьева" (на выборах
в Нижнем Новгороде), "мы решили не снимать Илюхина" (на
выборах в Пензе), давая понять, что решение вопроса зависело
исключительно от них. С какой стати? Разве закон, запрещающий
госслужащим заниматься агитацией, полпредам не писан? Или
де-факто считается, что полпред, как тень президента, выше
закона и может судить, казнить и миловать?
Принцип Калигулы
Другое направление административной реформы — изменение
принципа формирования Совета Федерации — так же, как и создание
полпредств, ничуть не улучшило соблюдение интересов граждан.
Скорее наоборот.
Недавнее (правда, в итоге так и несостоявшееся) назначение
членом СФ от Ленин-градской области Альфреда Коха стало
последней каплей в доказательстве сомнительного характера
нынешнего принципа делегирования сенаторов.
Прежний сенат, состоявший из губернаторов и спикеров Законодательных
собраний, был хотя бы уважаем. Сенат же нынешний стал жалок
и заставляет вспомнить императора Калигулу, который объявил
сенатором своего коня. В этом СФ присутствует множество
персонажей, имеющих отдаленное отношение не только к законодательному
процессу, но и к регионам, делегировавшим их в верхнюю палату.
И которые они не всегда могут показать на карте, поскольку
большей частью являются постоянными жителями Москвы, о чем
не раз писала "Новая газета"…
Но суть дела не только в отсутствии у сенаторов географических
познаний. Суть дела в том, что СФ, многие члены которого
обязаны своим сенаторством исключительно воле Кремля, перестал
быть органом, которым он обязан быть, — защищающим интересы
жителей регионов. Приведем наиболее показательный пример.
В декабре прошлого года "реформированный" СФ дружно одобрил
федеральный бюджет-2002, где доля доходов регионов в консолидированном
бюджете России была снижена до 29% вместо 50%, гарантированных
Бюджетным кодексом. Потери регионов составили 450 миллиардов
рублей — в среднем по 3 тысячи рублей в год на каждого жителя.
Неминуемым последствием будут рост тарифов на общественный
транспорт и платы за квартиру, нехватка средств на школы
и поликлиники, детские сады и лекарства для льготников.
И что-то не слышно было, чтобы московские "представители
регионов" молвили хоть слово в их защиту.
Ну а членом СФ от Ленобласти вместо Коха стал Валерий Голубев
— председатель комитета по туризму питерской администрации.
Не надо спрашивать, какое отношение он имеет к представляемому
региону. Вполне достаточно того, что прежде он служил в
ПГУ КГБ СССР, уволившись в запас в 1991 году в звании подполковника.
И был у него сослуживец — тоже подполковник и тоже ставший
впоследствии чиновником. У товарища, правда, карьера пошла
быстрее…
Назад, в будущее?
Заклинания о необходимости "сильного государства" давно
стали общим местом. Но под их прикрытием в последние два
года "усилилось" лишь одно — власть подчиненных президенту
чиновников. Как раз то, в чьем укреплении не было никакой
необходимости: хилость бюрократии никогда не была российским
недостатком. То же, что надо было укреплять, еще более ослабло.
В каком "сильном государстве" нуждается гражданин? Ответ
прост: в том государстве, которое эффективно выполняет свои
обязанности. Обеспечивает гражданам безопасность, доступное
и качественное образование, здравоохранение и социальное
обеспечение, благоприятную окружающую среду, достойную плату
за труд, нормальную работу общественного транспорта, тепло
и свет в домах…
Все это невозможно без ответственности власти перед гражданами.
Что, в свою очередь, невозможно без сильного парламента,
независимого суда и свободных СМИ. Но насколько силен наш
парламент и как он защищает граждан, легко судить по принимаемым
законам. Насколько независим наш суд, легко судить по процессам,
где выигрывает не правый, а сильный. Ну а насколько свободны
наши СМИ, легко судить, просто включив телевизор.
В итоге двух лет ударного строительства "вертикали" все
ветви власти превратились в ретрансляторы команд. При этом
низший должен беспрекословно повиноваться высшему, а несогласного
бьют дубиной один раз, но по голове. И выбор граждан заменен
выбором власти, поскольку выбрать на любых значимых выборах
можно лишь того, кто заранее назначен победителем. А тот,
кто пытается бороться, не "договорившись", обречен — либо
его снимет с выборов независимый суд, либо его объявит побежденным
независимый избирком. После чего независимый ЦИК не найдет
никаких нарушений…
Ключевой принцип "вертикали" — сочетание ВЛАСТИ и БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Так, в отсутствие закона, определяющего статус "прокураторов",
полпредства являются органами власти, обладающими ПРАВАМИ,
но лишенными ОБЯЗАННОСТЕЙ перед гражданами, поскольку ни
перед кем, кроме своего начальника-президента, ответственности
не несут. То же относится и к президентской администрации,
которая, в отсутствие закона о ней, во все вмешивается и
ни за что не отвечает.
Вообще говоря, "вертикаль" не есть политическое изобретение
Владимира Путина. Она — прямое продолжение указа Бориса
Ельцина об "особом управлении" и самодержавной Конституции
1993 года. Но она также — и прямое продолжение аппаратной
структуры КПСС: именно потому, как говорил еще в 1995 году
покойный Лен Карпинский, "вертикаль" так легко была поддержана
бюрократией ельцинской эпохи. И именно потому она стала
знаменем бюрократии путинской эпохи — когда у власти оказались
те, кто "меч перековывали в щит и затыкали нам орала".
Чем, собственно, нынешняя система отличается от системы
20-летней давности? Тогда тоже была полная "вертикаль":
глава государства, любое желание которого было законом,
парламент, послушно голосующий за все, спущенное из ЦК,
суд, которому диктовали приговор по телефону, СМИ, являвшиеся
коллективным агитатором и пропагандистом, правящая партия,
где состояло все начальство, и выборы без выбора. И критика
властей приравнивалась к борьбе с государством. И "государственные
интересы" были куда важнее, чем права граждан. И само
государство было "сильнее" некуда…
Потом, правда, сотни тысяч людей вышли на улицы и площади,
чтобы разрушить эту систему.
Им не дано было предвидеть будущее, оказавшееся прошлым.
|