Достаточно серьезные изменения
порядка организации буквально всех избирательных кампаний
— от думских до выборов представительных органов местного
самоуправления — ожидают нас с момента принятия и вступления
в силу новой редакции федерального закона об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
РФ. О работе над проектом этого документа нашему корреспонденту
Александру РАБКОВСКОМУ рассказывает заместитель думского Комитета
по государственному строительству петербургский депутат Сергей
ПОПОВ.
— Сергей Алексеевич, новый избирательный закон был принят
в Госдуме за основу достаточно давно. Назывались разные
сроки рассмотрения поступивших к нему поправок: февраль,
март и т. д. Но второе чтение состоялось только в конце
апреля. Почему же работа над этим документом так затянулась?
— Поправок к нему было подано очень много — около трех
тысяч. Основная нагрузка по их рассортировке легла именно
на наш комитет, который по данному законопроекту является
профильным. То есть мы должны были рассмотреть каждую поправку
и вынести свое рекомендательное экспертное решение для пленарного
заседания Думы: целесообразно принять либо отклонить ту
или иную из них. И по большинству поправок с представителями
Центризбиркома, который является автором законопроекта,
официально внесенного в парламент президентом, в комитете
шли достаточно жаркие споры. По-иному, собственно, и быть
не могло: будущий закон впрямую затрагивает интересы и избирательной
комиссии, и депутатов — одним по нему предстоит работать,
другим избираться в органы власти.
— Какие же из поправок стали предметом наиболее бурных
дебатов?
— Например, предложение отменить на всех выборах досрочное
голосование избирателей. Реальная практика многих избирательных
кампаний уже наглядно показала, что именно при досрочном
голосовании возможны самые откровенные манипуляции. Когда
людей сотнями и даже тысячами подвозят накануне выборов
на участки, то любому здравомыслящему наблюдателю сразу
становится ясно: тут что-то не так. А такое было, в том
числе и у нас в Петербурге — на тех же выборах в ЗакС 1998
года. Вот почему наш комитет и высказался за то, чтобы досрочного
голосования не было. ЦИК же настаивал, чтобы в субъектах
Федерации эта процедура оставалась. По крайней мере предлагалось
дать территориям право ее вводить или не вводить по собственному
усмотрению. Более того, в первоначальном проекте была еще
и норма, допускающая возможность голосования по почте. Но
ее большинство членов комитета тоже сочли нецелесообразной:
при таком варианте злоупотреблений возникнет еще больше.
— Но ЦИК, видимо, пытался выступить в защиту прав избирателей:
если человек объективно не может быть в том месте, где идет
голосование, то справедливо ли лишать его возможности участвовать
в выборах?
— Да, примерно так они свою позицию и формулировали. Но
наши контраргументы были, на мой взгляд, более убедительными:
борясь за права явного меньшинства — не так уж и много у
нас бывает командированных в воскресные дни, — мы рискуем,
по сути, нарушить права всех остальных избирателей, которые
придут на участки. Если путем манипуляций будет искажено
истинное волеизъявление этих людей, то о какой вообще демократии
может идти речь?
На думских выборах, кстати, досрочного голосования нет,
и ничего страшного. Нам говорили, что в этих кампаниях,
мол, только заграничная командировка может стать причиной
полного неучастия человека в выборах: находясь в другом
городе России, он проголосует хотя бы за партийный список.
А вот, скажем, петербуржец, отправленный по службе в воскресенье
в Москву или Рязань, за приглянувшегося ему кандидата в
депутаты ЗакСа проголосовать уже никак не сможет при всем
желании. Но таких же, повторяю, меньшинство. А остальные
пускай уж сами решают: ехать им на дачу с пятницы или субботы
либо же единственный раз за четыре(!) года остаться в городе
и утречком в воскресенье зайти на свой избирательный участок.
— Кстати, наши депутаты ЗакСа в своем новом избирательном
законе досрочное голосование уже отменили.
— И правильно сделали.
— Какие же еще, Сергей Алексеевич, позиции вызвали полемику
в вашем комитете при рассмотрении поправок?
— Процедура формирования избирательных комиссий. Думаю,
что о ее важности для проведения действительно честных и
чистых выборов долго говорить не стоит. Ведь крылатое выражение:
«Не важно, как голосуют, а важно, как считают» не потеряло
актуальности до сих пор.
ЦИК выступил здесь за создание единой вертикали, за идею
полного соподчинения этих органов. Предлагалось, в частности,
назначать в вышестоящих комиссиях всех председателей нижестоящих.
Нам же откровенно показалось, что при такой системе ЦИК
превратится в настоящее «министерство по выборам». И мы
предложили вариант разумного компромисса.
Как известно, в России ЦИК является головной комиссией
по федеральным выборам, комиссии субъектов Федерации — головными
по выборам губернаторов и депутатов представительных органов
власти регионов и т. д. Так вот, комитет высказался за то,
чтобы в головных комиссиях, формируемых по предложениям
партий, имеющих фракции в Думе, сохранился принцип выборности
председателей. А вот ниже — в территориальных, окружных,
участковых комиссиях действительно целесообразно назначать
руководителей из числа членов данных структур решением головной
комиссии. Таким образом, тут сохраняются и элементы демократии,
и черты единой вертикали.
— На многих выборах чрезвычайно остро стоял вопрос о
снятии кандидатов с регистрации: вспомним список ЛДПР в
думской кампании, Курск, Якутию, Ростов и т. д. Словом,
ясно, что в действующем законодательстве данная коллизия
как следует не отрегулирована. Будут ли тут внесены соответствующие
изменения?
— Обязательно, и об этом мы тоже спорили на заседаниях
комитета. Предложена достаточно жесткая норма, согласно
которой снимать кандидата с дистанции может только суд,
но не избирком. Последний может только обращаться туда с
соответствующим мотивированным предложением.
Это логично хотя бы потому, что, когда кого-то снимают,
он все равно обращается в суд.
То есть судебного разбирательства в любом случае не избежать.
Но сейчас главный вопрос в том, что если кого-то снял избирком,
а он подал жалобу, то на время до рассмотрения этой жалобы
человек лишается возможности вести свою кампанию. Теперь
же в ситуацию вносится определенность: снял тебя суд — все,
ты не кандидат. Вынесено решение в твою пользу — агитируй
за себя и избирайся. При этом снимать решили не позднее
чем за 5 дней до голосования — чтобы пострадавший имел реальную
возможность отстоять в суде свою позицию. Так что инцидентов,
подобных тому, что случился в Курске с Руцким, когда того
сняли буквально в последние часы до голосования, теперь
уже не будет.
— Последний и, наверное, самый главный вопрос, который
волнует многих потенциальных кандидатов в депутаты и избирателей
тоже: будут ли по этому закону партии допущены на выборы
в региональные законодательные органы посредством составления
своих списков по аналогии с федеральными списками в думских
кампаниях?
— Соответствующая поправка, как известно, совсем недавно
успешно прошла три чтения в Думе, когда принимались изменения
в другой федеральный закон — об общих принципах организации
органов госвласти субъектов Федерации. Подавляющее большинство
депутатских голосов за нее говорит о том, что лед тронулся,
и достаточно серьезно.
Но затем Совет Федерации изменения эти отклонил, предложив
создать согласительную комиссию. В обсуждаемом же сегодня
с вами законопроекте такая поправка тоже есть. Не будем
сейчас рассуждать о политической целесообразности или нецелесообразности
данной нормы. Моя позиция в этом плане давно известна: я
за партийные списки в регионах. Но ведь и сейчас делать
это никто никому не запрещает: совсем недавно прошли выборы
по смешанной системе с одномандатными округами и партийными
списками в Псковской и Свердловской областях. То есть вводить
или не вводить данную поправку — дело самих законодателей
в регионах, каждая областная Дума или ЗакС решают это сами.
А вот делать ли ее императивной, обязательной на федеральном
уровне, и устанавливать при этом жесткие пропорции между
одномандатниками и партийными депутатами — над этим и задумались
сегодня в верхней палате российского парламента. Что же,
как говорится, поживем — увидим...
|