Узок круг ассоциаций, которые в массовом политическом
сознании вызывает понятие «концессия». Наверное, вспоминаются
в первую очередь герои Ильфа и Петрова, именовавшие себя
«концессионерами». Или «друзья советской России» — немногие
избранные западные коммерсанты, которые, не дожидаясь дипломатического
признания большевистского режима, начинали сотрудничать
с ним, на выгодных условиях «осваивая», по сути, просто
перепродавая природные богатства страны. И вот теперь о
концессиях напомнило «Яблоко». Не ограничиваясь ставшей
уже традиционной подготовкой альтернативных «яблочных» бюджетов,
соратники Григория Явлинского разработали проект федерального
закона «О концессионных соглашениях». Более того, подчеркивая
свою конструктивность и нынешнюю готовность сотрудничать
с исполнительной властью, «яблочники» пошли со своим законопроектом
не на думскую трибуну, а другим путем — в правительство
РФ. Подробнее об этой инициативе рассказывает зампредседателя
Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы
Игорь АРТЕМЬЕВ:
- Сейчас Министерство экономического развития, промышленности
и торговли завершило работу над нашим проектом закона "О
концессионных соглашениях". Мы очень благодарны Минэкономразвитию,
которое совместно с нами провело очень большую созидательную
работу. В настоящее время идет межведомственное согласование,
проект закона разослан в Минфин, в Министерство природных
ресурсов, в другие ведомства. И мне по-прежнему хочется
надеяться, что закон будет в итоге принят хотя бы к концу
года…
- Но вы говорите об этом как-то неуверенно, к тому же,
кажется, уже прошли те сроки, когда, по вашим прогнозам,
закон должны были принять…
- Да, основания для беспокойства есть. В последние несколько
недель стало ощущаться ожесточенное сопротивление продвижению
закона. Бюрократия, которая привыкла сама распределять огромные
ресурсы госсобственности, увидев реальную угрозу своим практически
не ограниченным прерогативам, начала оказывать мощнейшее
противодействие. Позиция, вполне понятная для чиновников,
которые, скажем, сидят сегодня в ГУПах и распределяют все
ресурсы, получая при этом колоссальную мзду, бешеные деньги
от масштабной и пока еще совершенно непрозрачной госсобственности.
Чиновники не заинтересованы, чтобы их деятельность регулировалась
законами. Закон же о концессиях по своей значимости сравним,
например, с законом о приватизации. Я имею в виду не то,
как проходила приватизация (с ошибками, злоупотреблениями
и т. п.), а влияние на всю систему имущественных отношений
в стране, измеряемых десятками миллиардов долларов.
- Что же является предметом регулирования закона о концессиях,
который, судя по вашим замечаниям, способен стать одним
из базовых, системообразующих экономических законов в стране?
- Фактически речь идет об основах функционирования сохранившегося
до сих пор госсектора. Это огромный сектор экономики, к
которому можно отнести все недра, земли, сельхозугодья,
леса, реки, все природные богатства, всё государственное
имущество, которое составляет в том числе естественные монополии,
жилищно-коммунальное хозяйство страны и т. п. Сейчас всей
этой собственностью управляют чиновники или их представители
во всевозможных ГУПах. Об эффективности этой деятельности
можно судить, к примеру, по тому, что, согласно закону о
бюджете на 2002 год, все эти структуры, распоряжающиеся
госсобственностью, должны дать примерно 500 млн. руб., реальные
же их обороты составляют порядка 20 млрд. долларов! Иными
словами, в России наряду с официальным бюджетом есть еще
бюджет неофициальный, который служит удовлетворению интересов
самих чиновников. Мы рассчитываем, что в течение ближайших
пяти лет вслед за законом о концессиях появится еще серия
законов, обеспечивающих перевод этого госсектора на работу
на основе современных рыночных механизмов. Конечно, концессии,
наверное, все равно не станут сразу идеальной моделью, тем
не менее, у чиновников раз в 100 сократятся возможности
доходы от госсобственности безболезненно класть в карман…
- Какова же будет технология работы механизма, предусматриваемого
законом о концессиях?
- Суть его состоит в том, что на выгодных и прозрачных
для государства и граждан условиях государственное имущество
будет передаваться в долгосрочную аренду - специально подчеркну,
в аренду, а не в собственность! Чтобы получить собственность,
инвестор должен будет, разумеется, обязательно вкладывать
значительные средства - это, во-первых. И, во-вторых, ему
придется управлять имуществом так, чтобы зарабатывать деньги
и для государства, и для себя. Каждый рубль получаемой прибыли
должен приносить эффект и для экономики страны (за счет
концессионной платы и ряда налогов), и для самого инвестора!
В этой ситуации, естественно, права концессионера должны
надежно защищаться самим государством через заключаемые
концессионные соглашения, которые в случае нарушений могут
быть рассмотрены в любом международном суде. Сейчас же все
это имущество находится, по сути, в бесконтрольной госсобственности,
распоряжающиеся им монополии постоянно требуют повышения
тарифов, ничуть не повышая эффективность собственной деятельности.
И нам, потребителям, приходится оплачивать "издержки" существования
подобных монополий, этих "черных дыр" доставшейся в наследство
от социализма экономики. Причем мы видим, как чиновничьи
структуры и их руководители паразитируют на управлении госсобственностью,
нашим национальным богатством и как они процветают, возводя
небоскребы-офисы, покупая огромные земельные участки, телеканалы
и т. п.
- А чем передача в концессию будет отличаться от доверительного
управления?
- Отчасти это может рассматриваться и так, хотя, скорее,
концессии - вариант обычного проектного финансирования.
Рассчитывается вся экономика проекта, по рыночным ценам
в соответствии с международными методиками оценивается имущество,
составляются прогнозы экономического развития - что можно
сделать с этим имуществом. Инвестор сразу вынужден вложить
определенные средства, государство же, не неся никаких затрат,
обязано обеспечить ему гарантии: да, он будет в течение
50 лет получать прибыль и делиться ею с государством, но
при этом чувствовать себя совершенно спокойно. Таким образом,
концессионные соглашения - это мощный способ привлечения
инвестиций и одновременно управления государственным имуществом
заинтересованного в хозяйственном результате собственника
(разумеется, не обязательно только иностранного!).
- Однако распространено мнение, что государство не должно
выполнять не свойственные ему экономические функции, что
ему следует по максимуму выходить из участия в экономике,
приватизируя остающуюся собственность. Такую позицию провозглашает,
в частности, и председатель питерского КУГИ Валерий Назаров…
- Я не спорю - приватизация и сейчас должна быть одним
из ключевых инструментов государственной экономической политики.
Тем не менее, помимо приватизации имущества, которым чиновники
управляют лишь на свой карман (этот путь наиболее подходит
для промышленных предприятий), возможен вариант концессионирования.
Например, есть ли смысл приватизировать все железные дороги,
леса, недра, включая запасы золота, водопроводные станции,
всю электроэнергетическую инфраструктуру, подстанции и т.
п. Результатом может стать возникновение у кого-то монопольного
положения на рынке, которое еще хуже, чем у структур, распоряжающихся
ныне госсобственностью. И совсем другое дело, если собственность
передается на 50 лет в аренду и инвестор может спокойно
работать, вкладывать деньги в производство, окупать свои
инвестиции и затем иметь возможность продлить договор на
новый срок. При этом подразумевается, что, с одной стороны,
инвестор должен работать по нашим санитарно-эпидемиологическим
правилам, по нашему КЗоТу, осуществляя все социальные выплаты
работникам и никого не "угнетая", выдерживая определенные
стандарты качества. С другой стороны, государство гарантирует
в случае падения рубля относительно доллара разницу при
расчете налогов компенсировать, при изменении законодательства
предоставлять дополнительные преференции, предотвращающие
какое-либо ухудшение условий для бизнеса.
- Концессии - это, в принципе, совершенно новый для
России экономический инструмент. Вы уверены в его эффективности
и, вообще, в перспективности в наших условиях?
- Безусловно. Как это ни удивительно, сегодня на всем пространстве
СНГ и Западной Европы лишь несколько государств не имеют
такого закона. Действующий у нас Закон о соглашениях о разделе
продукции - лишь частный случай концессии. Как инструмент
концессии может функционировать в условиях реального бизнеса?
Так, возьмем некую вертикально-интегрированную структуру
- финансово-промышленную группу. Допустим, есть целлюлозно-бумажный
комбинат, и его владельцы, конечно, будут заинтересованы
иметь привязанную к нему сырьевую базу. Получив лесной массив
на 100 лет с обязательствами соблюдать все правила Лесного
кодекса, обеспечения воспроизводства леса и т. п., они приобретают
уверенность, что впредь, уже не попадая в зависимость от
своеволия губернаторов, распределяющих лесосеки, смогут
развивать производство, нормально планировать работу…
Конечно, концессии - не панацея, но это безусловно один
из важнейших элементов экономической политики. И даже если,
сломав сопротивление бюрократии, нам удастся добиться принятия
закона, эффективность его работы будет зависеть от успеха
других преобразований в стране. Прежде всего - судебно-правовой
реформы, призванной обеспечить надежную защиту прав собственности
- как государства, так и частного инвестора.
|