Чтобы "вернуться в образование", государству не
хватает денег
Что такое образовательный стандарт? Представим его себе в
виде потребительской корзины. Что нужно в нее положить - это
идеологический вопрос. В каком порядке - вопрос практический.
- Без закона о стандартах не может быть сдан ни один экзамен. Школьники и студенты
этого не знают, а то бы они оспаривали в суде каждую полученную
на экзамене двойку, - как-то заметил депутат Московской
городской думы Евгений
Бунимович.
Еще год назад, выступая перед Федеральным собранием, президент
говорил о важности принятия закона о стандартах. Но закона
так и нет. Пока в России действуют ведомственные образовательные
стандарты. Они вводятся инструктивными письмами Министерства
образования, и отвечает за их выполнение министерство. Но,
по Закону об образовании 1992 года, нести ответственность
за выполнение образовательных стандартов должно государство.
10 лет педагогическая общественность спорила, как привлечь
государство к ответу. За это время сменилось 3 министра
образования и один председатель Комитета по науке и образованию
Госдумы (в результате последней думской революции комитет
возглавил "яблочник" Александр
Шишлов).
По законопроекту "Об образовательном стандарте"
(он сохранил многие либеральные положения "яблочного"
предшественника), заполнять свою "корзину" россияне
смогут на образовательном рынке сами. Им дается право выбирать
школу, профиль обучения в старших классах, необходимые учебные
курсы. В приложении к закону четко оговорено, какие образовательные
услуги можно получить бесплатно (за счет государства), а
что придется оплачивать из своего кошелька. Все это облегчит
жизнь школьников и их родителей. Но как быть с учителями?
- Государство должно вернуться в образование, - уверял
журналистов летом 2001 года председатель рабочей группы
при Госсовете РФ Сергей Катанандов. В документах рабочей
группы говорилось об увеличении доли расходов на образование
до 3,5 - 4 процентов ВВП, о ежегодном повышении зарплаты
учителям: на 25 процентов из федерального бюджета и на 10
- из местных. Но через несколько месяцев концепция модернизации
была утверждена правительством уже без этих цифр...
Чтобы вернуть государство в образование, законодатели зашли
с другой стороны. В законопроекте прописано, что государство
должно оплачивать так называемый социальный стандарт образования.
В этот стандарт входит то, что окружает ученика в школе:
отремонтированные классы, лаборатории, компьютеры и - что
еще важнее - учителя, которым заплачено за их труд.
Именно по пункту о "социальных стандартах" и
назревают споры. "Не надо просить у правительства больше,
чем оно может дать", - считают некоторые законодатели.
Ведь в случае принятия государственного социального стандарта
на образование властям - по решению суда - придется выплачивать
зарплату учителям и делать ремонт в школах. А это дело дорогостоящее.
На днях Госдума должна была принимать закон о стандартах
в первом чтении. Рассмотрение отложено (кстати, уже второй
раз): правительство не прислало свое заключение. А без такого
заключения нельзя рассматривать проект закона, требующего
дополнительных финансовых затрат.
ДОСЬЕ МН
В декабре 1998 года в Думу депутатами левых фракций
был внесен ультраконсервативный законопроект, посвященный
стандартам. В нем (на 1400 страницах) жестко регламентировалось,
какие литературные произведения или физические формулы должны
изучаться в школе. По сути, лоббировались определенные учебные
курсы и учебники. В ответ "Яблоко" выдвинуло либеральный
законопроект "О соблюдении конституционного права граждан
России на образование", предложив сокращение учебных
часов, реформу старшей школы, вступительных экзаменов и
школьной экономики. Он не устроил консерваторов в Думе.
Авторы "левого" и "яблочного" проектов
сели за стол переговоров. В результате в 2001 году появился
компромиссный законопроект "О государственном стандарте
общего образования".
|