В марте в Кремле на совместном заседании
президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета по науке
и технологиям при Президенте был презентован документ под
названием "Об основах политики Российской Федерации в области
развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу". В течение нескольких часов Владимир Путин,
чиновники из Минпромнауки и представители Российской академии
наук обсуждали пути реформы российской науки.
Причины кризиса
Тезис о том, что российская наука находится в кризисе,
давно стал трюизмом. Причину такого положения до сих пор
чаще всего видели в недостаточном выделении средств. Действительно,
сейчас объем финансирования фундаментальной науки в России
составляет всего 21,7% от уровня 1992 года (учтем, что 1992
год не был самым успешным в этом отношении). Закон о науке,
по которому на исследования должно выделяться 4% от расходной
части федерального бюджета, не выполняется. Более того,
согласно документу, одобренному на кремлевском заседании,
уровень 4%-ного финансирования будет достигнут только к
2010 году.
Дело, однако, не только и не столько в деньгах. Причины
кризиса лежат и в других сферах. Организация науки не успевает
за социально-экономическими изменениями в России. Общество
за последние 15 лет кардинально изменилось, российская наука
же, ориентированная в советские времена прежде всего на
выполнение оборонного заказа, во многом осталась прежней.
Задача правительства, таким образом, заключается в том,
чтобы привести российскую науку в соответствие с экономическими
реалиями, сделать экономику науки эффективной. Но здесь
сразу же возникает множество вопросов. Каково должно быть
соотношение государственного и частного финансирования?
Нужно ли менять существующую организацию науки, основанную
на трех китах: системе РАН, отраслевых институтах и вузах?
Делать ли упор на фундаментальные или на прикладные исследования?
Инвентаризация
Собственно, этим вопросам и было посвящено выступление
Путина 20 марта. Он призвал к формированию "новой экономики
науки" и сосредоточился на нескольких тезисах, которые,
вероятно, и лягут в основу государственной научной политики.
Изложим их конспективно. Во-первых, Путин заявил о необходимости
адресного финансирования науки, сосредоточения усилий на
ряде наиболее приоритетных направлений ("это первый и очень
ответственный шаг к разумному самоограничению, уходу от
бессмысленного распыления"). Во-вторых, в организации науки
должна быть повышена роль частного сектора, наука и бизнес
должны найти общий язык. Сейчас же "наука в России плохо
адаптирована к рынку и рассчитывает почти исключительно
на бюджет". В этой плоскости лежит и создание благоприятных
условий для коммерциализации научных разработок ("для востребованности
отечественной науки от государства требуется минимум затрат
и максимум усилий для развития инновационного рынка").
В-третьих, необходимо "инвентаризировать" оставшуюся с
советских времен громоздкую научную систему. Тезис о необходимости
"инвентаризации науки" стал основным результатом кремлевской
встречи. Парадокс ситуации заключается в том, что государство
просто не знает системы, которую оно собирается реформировать.
"Сколько организаций действительно работает в науке - этот
вопрос для государства остается открытым", - сказал президент
РАН Юрий Осипов.
Наконец, особое внимание должно быть уделено кадровому
вопросу. По словам Путина, за последние пять лет из науки
ушли 800 тысяч человек - в основном это молодые исследователи.
По данным нового председателя комитета Госдумы по науке
и образованию Александра
Шишлова, "если в 1991 году на 10 тысяч человек экономически
активного населения приходилось около 100 исследователей,
что превышало аналогичное соотношение в США, то теперь по
этому показателю мы спустились на среднеевропейский уровень
и сильно отстаем от США и Японии".
Представленный на кремлевском заседании документ, таким
образом, намечает несколько направлений реформы науки. Пока,
однако, это большей частью благие пожелания. Гораздо важнее
то, каким образом Президент и правительство собираются воплощать
их в жизнь, что конкретно будет предпринято. Без конкретных
мер весь пафос путинского выступления уйдет в песок. В конце
концов власть не в первый раз обращает внимание на проблемы
науки и развитие экономики инноваций. В 1995 году Борис
Ельцин уже собирал похожее совещание в Кремле. А совсем
недавно широко разрекламированная программа "Электронная
Россия", направленная на внедрение в экономику информационных
технологий, столкнулась с неожиданными трудностями: федеральные
министерства никак не могли поделить финансовые потоки,
в результате чего осуществление программы фактически было
приостановлено.
История вопроса
Идеи, высказанные Путиным, нельзя назвать абсолютно новыми
для российской науки. Принципы конкурсности, проектного
финансирования, участия частных фирм не только обсуждаются
уже в течение ряда лет, но и нашли в некоторых случаях свое
конкретное воплощение.
Как рассказал проректор по научной работе Санкт-Петербургского
государственного университета Владимир Троян, еще "в 1990
году возникла идея многоканального финансирования научных
исследований: базовое (единый заказ-наряд), программы, гранты
и хоздоговоры". В 1992 году указом Президента был образован
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), задачей
которого стало проектное финансирование фундаментальной
науки на конкурсной основе. В 1994 году появился Российский
гуманитарный научный фонд (РГНФ), на аналогичных принципах
выделяющий средства на исследования. С 1992-го при Министерстве
науки и технологий действует внебюджетный Российский фонд
технологического развития (РФТР), цель которого - финансирование
инновационных предприятий. С 1994 года работает Фонд содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Более того, в системе кредитования университетской науки
конкурсный принцип уже стал основным. По свидетельству Владимира
Трояна, в СПбГУ базовое финансирование научных исследований
составляет не более 20%. Остальное - это либо гранты РФФИ,
либо специальные конкурсные программы Минпромнауки, либо
хоздоговорная деятельность.
Нельзя забывать и о том, что в 90-е годы существенный вклад
в финансирование российской науки внесли, через систему
грантов, западные фонды. Особенно это заметно в области
гуманитарных знаний, где работают фонды Сороса, Форда, Макартуров.
Академия или университет?
Специфика организации российской науки состоит в ее фактическом
разделении на несколько частей, слабо связанных между собой.
"К сожалению, системность и структурная организованность
российской науки во многом утрачены. Нынешние академические
научные организации оторваны от системы высшей школы, вузовская
и отраслевая наука утратили связи с производством и промышленностью.
В этом, в частности, скрыты источники кадрового кризиса
науки, а также коренится невостребованность многих научных
результатов", - говорит Александр Шишлов.
Интеграция вузовской и академической науки должна стать
одним из направлений предстоящей реформы. Однако остается
неясным, что должно стать основой для этой интеграции -
вуз или академический институт. В то время как представители
вузов ссылаются на западный опыт, где именно университеты
в основном являются научными центрами, ученые из РАН доказывают,
что существующая академическая система, в принципе, хорошо
себя зарекомендовала и реформы нужно проводить именно на
ее основе.
Российская академия наук действительно является жизнеспособным
и устойчивым институтом. Достаточно сказать, что даже революционные
преобразования 1917-1920-х годов практически не коснулись
структуры академии, образованной, напомним, петровским указом
в 1724 году. Несмотря на кадровый кризис 1920-1930-х годов
(связанный с эмиграцией ученых старой школы, репрессиями
во время "культурной революции" конца 20-х - начала 30-х
годов, продвижением "пролетарских выдвиженцев" в науке),
академия сохранила свой высокий статус. Впрочем, в ее структуре
все же произошли некоторые изменения. В начале века центр
научных исследований находился в университетах, а академия
была в большей степени "статусной" организацией. В 1920-1930-е
годы появляются научные институты и формируется АН СССР,
унаследованная впоследствии РАН. Позже, в связи с развитием
оборонных исследований, эта тенденция лишь усиливается.
По словам Владимира Трояна, эта структура не соответствует
ни мировому опыту, ни принципу эффективности. В новой системе
науки именно ведущие университеты должны играть ключевую
роль. По мнению ученого, вне интеграции с вузами должно
остаться лишь небольшое количество институтов, работающих
по наиболее важным, "прорывным" направлениям, которые должно
определить и поддерживать государство (шаг к этому уже сделан,
на кремлевском заседании определены 9 приоритетных направлений
развития науки). Остальные академические институты должны
перейти к тесному взаимодействию с крупнейшими университетами,
которые в этой системе становятся своеобразными "зонтиками"
для научно-образовательных ассоциаций.
Понятно, что представители РАН придерживаются прямо противоположной
точки зрения. Чтобы показать жизнеспособность академической
науки, были проведены специальные исследования, результаты
которых опубликованы в академической газете "Поиск". В результате
статистического анализа получилось, что именно ученые из
академических институтов получают большинство грантов российских
фондов и наиболее активно участвуют в научном сотрудничестве
с западными коллегами. Позиция РАН отлично выражена в словах,
которые произнес 20 марта Юрий Осипов: "Главным центром
фундаментальной науки в России является Академия наук. Именно
она является системообразующим началом научной деятельности
в стране".
Очевидно, что любая реформа, связанная с изменением положения
РАН, столкнется с гигантской инерцией, присущей этой организации.
Не менее очевидно, что изменения необходимы. Например, по
свидетельству директора программы "Социальные исследования
образования в России" Европейского университета в Петербурге
Даниила Александрова, с точки зрения западного опыта, академические
институты в гуманитарных науках являются нонсенсом. Сосредоточение
множества исследователей в одном месте не только экономически
неэффективно, оно приводит к интеллектуальному застою, способствуя
излишней специализации и не давая развиваться различным
научным школам.
Академия, понимая необходимость перемен, проводит и внутренние
реформы. Недавно в РАН создан Координационный совет по инновационной
деятельности, который возглавил вице-президент Валерий Козлов.
Обсуждается и сокращение числа отделений академии путем
слияния (в частности, планируется объединить отделения неорганической
и органической химии и т. д.). В рамках программы "Интеграция"
началось сотрудничество с вузами, а в нескольких академических
институтах открылись учебные подразделения.
Кроме того, эволюция академической системы происходит и
естественным путем. Наиболее успешные институты полностью
или частично становятся коммерческими предприятиями. Но
большинство из-за нехватки средств замораживает деятельность.
Несмотря на это, ни один из опрошенных нами экспертов не
высказался за радикальную ломку системы академических институтов,
сопровождающуюся закрытием части из них и увольнением сотрудников.
Реформа должна осуществляться эволюционным путем. Для успеха
нужно четкое понимание того, в каком направлении должны
изменяться система и основанный на новых принципах менеджмент
- ведь академический кризис во многом является кризисом
управления.
Русские спонсоры
Одна из основных слабостей постсоветской науки - отсутствие
действенной системы внедрения научных разработок. Прикладные
исследования зачастую не доводятся даже до стадии НИОКР,
не говоря уж о внедрении в производство. Очевидно, что в
этом случае средства, затраченные на исследовательскую работу,
уходят в никуда. В другом варианте идеи, появившиеся в России,
реализуются за рубежом, при этом российский бюджет фактически
спонсирует западную промышленность.
Создание эффективной инновационной системы, о которой постоянно
пишет "Эксперт", должно стать первоочередной задачей задуманной
властью реформы. При этом речь идет не только о государственном
участии в финансировании работ по внедрению, важнее создать
условия, при которых поиск и поддержка инноваций заинтересовали
бы частные фирмы и пропасть между наукой и бизнесом, о которой
говорил Путин, была бы преодолена. При этом надо понимать,
что основная причина невысокого интереса со стороны бизнеса
к наукоемкому производству коренится в самой структуре российской
экономики. До тех пор пока упор - даже на уровне психологии
- будет делаться на сырьевой экспорт, вряд ли ситуация изменится.
Западный опыт показывает, что в высокотехнологичных бизнесах
наиболее успешно работают малые фирмы. Большинство из нынешних
грандов хай-тека ( Microsoft,
Cisco Systems,
Apple и т. д.) выросли
из небольших стартапов. Рост высокотехнологичного малого
бизнеса стал возможен благодаря хорошо развитой системе
венчурного финансирования. Создание такой системы актуально
сейчас для России. При этом в роли потенциального венчурного
капиталиста могут выступать как частные инвесторы, так и
государство. В России уже появились первые венчурные фонды,
однако эта практика еще мало распространена.
Пока успешные компании, работающие в сфере высоких технологий,
обязаны успехом своим создателям, а не благоприятной внешней
среде. Менеджерский талант руководителя научного коллектива,
его способность оценить внутренний и мировой рынок для своей
продукции и найти первоначальные источники финансирования
чрезвычайно важны для успеха предприятия. Деньги для инновационной
деятельности в стране в принципе есть - можно обратиться
в уже упоминавшиеся выше государственные фонды - РФТР или
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической
сфере, а можно попытаться привлечь частное финансирование.
В ряде регионов средства на поддержку инновационного бизнеса
выделяют местные администрации (специальные фонды существуют,
например, в Новосибирске и Хабаровске, в Петербурге, к сожалению,
эта практика отсутствует). Работают и консалтинговые центры,
помогающие людям науки ориентироваться в бизнес-среде: в
Петербурге одним из них является образованный еще в 1992
году Региональный фонд научно-технического развития. Действует
ряд инновационно-технологических центров (ИТЦ) - своеобразных
бизнес-инкубаторов для поддержки перспективных проектов.
В Петербурге их три - при Российском фонде научно-технического
развития, при Политехническом университете и при ЛЭТИ (полный
список российских ИТЦ см. на сайте www/unitc.ru).
При этом создание высокотехнологичных компаний на базе
научных институтов - взаимовыгодный процесс. Организовав
свой бизнес, руководители компаний готовы поддерживать науку,
причем не только прикладную, но и фундаментальную. Речь
идет не о благотворительности: научные исследования не только
воплощаются в практические разработки, но и, если речь идет
о фундаментальной науке, поддерживают имидж организации
и способствуют ее выходу на мировой рынок.
Реформа академической системы, внедрение инновационного
менеджмента, решение кадровой проблемы - все это составляющие
масштабного изменения организации науки. Система науки в
России соответствует уровню экономического развития, ее
реформа соответственно должна планироваться и осуществляться
в контексте экономических изменений. Для этого государству
предстоит сформулировать идеологию предстоящих реформ. Если
правительство собирается следовать неолиберальной стратегии,
которая подразумевает сокращение бюджетных расходов, то,
очевидно, будет скромным и государственное финансирование
научной сферы (хотя даже самые смелые реформаторы не выступают
за сведение его к нулю). Наука, исходя из путинского выступления,
должна принять принципы рыночного хозяйствования. Однако
организация этого рынка остается государственным делом.
Иначе неизбежно продолжение нынешнего научного кризиса,
когда государство не способно ни в полной мере финансировать
науку, ни создать новые экономические условия для ее возрождения.
Санкт-Петербург
В подготовке статьи принимали участие Петр Биргер и
Дмитрий Степаненко
Особая благодарность Даниилу Александрову
|