В своем ежегодном послании Президент РФ Владимир
Путин назвал ключевой задачей на этот год работу по разграничению
сфер ведения между федеральным, региональным и местными
уровнями власти. Специально созданная Комиссия по разграничению
полномочий, возглавляемая заместителем главы администрации
Президента Дмитрием Козаком, занималась сбором, обобщением
и анализом предложений органов государственной власти субъектов
Федерации и местного самоуправления. Ее предварительные
итоги подведенны на Конференция в Санкт-Петербурге 23-24
апреля. Оценить работу комиссии и перспектив развития местного
самоуправления мы попросили участника конференции, заместителя
председателя комитета Государственной Думы по вопросам местного
самоуправления, заместителя председателя Российской Демократической
партии "ЯБЛОКО" Сергея
Митрохина.
- Сергей Сергеевич, почему возникла необходимость проводить
конференцию по разграничению полномочий сейчас? Связано
ли это с Посланием Президента?
- Прямой связи нет. Послание Президента и конференция
вытекают из одного источника - это деятельность Комиссии
по разграничению полномочий между различными уровнями власти
под руководством Дмитрия Козака. Она работала давно и должна
была вынести на суд экспертов, специалистов и политиков
какие-то познавательные результаты работы. Эта конференция,
которую проводили Совет Европы, Государственная Дума и Администрация
Президента РФ, призвана стать первым этапом на пути подведения
итогов по проблеме разграничения полномочий.
- О чем шла речь на Конференции? Что запомнилось больше
всего?
- Наиболее интересным показался доклад Олега Сысуева,
в котором он предложил новую концепцию организации местного
самоуправления - двухуровневое самоуправление, на котором
в свое время настаивало "Яблоко". Осуществление местного
самоуправления будет происходить на двух уровнях: в муниципалитетах,
в которых проживают люди, и в так называемых "муниципальных
округах", которые исполняют полномочия, связанные с общими
для ряда муниципалитетов задачами. Можно отметить, что "Яблоку"
удалось предотвратить реализацию так называемой "поселенческой
модели", при которых существовали территориальные органы
государственной власти вместо МСУ.
- Когда можно ждать практических результатов работы
комиссии?
- Комиссия пока не внесла официальных предложений по изменению
законодательства, но она подготовила предварительные проекты,
которые нуждаются в обсуждении. Скорее всего, к концу года
будут внесены конкретные законопроекты по разграничению
полномочий. Самым необходимым я считаю внесение поправок
в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ", далее законопроект, касающийся разграничения собственности
и финансовых ресурсов как между субъектами федерации и муниципалитетами,
так и внутри сложносоставных муниципальных образований.
Наконец, это законопроекты, укрепляющие финансовую базу
местных бюджетов.
- Как выглядит, на ваш взгля, ситуация с местным самоуправлением
в Санкт-Петербурге?
- Санкт-Петербург существенно отстает от остальной России
в деле реализации местного самоуправления, так как здесь
специфические условия, такие же, как и в Москве. Хотя стоит
отметить, что Петербург опережает Москву в развитии самоуправления.
Главная же проблема МСУ в России - это отсутствие финансовой
базы. В Петербурге эта проблема усугубляется тем, что действует
особый порядок регулирования. В городах федерального значения
финансовая база местного самоуправления по закону существенно
ослаблена по сравнению со всей страной. Если учесть, что
и законы выполняются не в полной мере, следует признать
состояние самоуправления в Санкт-Петербурге бедственным.
Еще более серьезным и более кризисным, чем во всей стране.
- Проблема только в деньгах?
- Нет, нужно дать муниципалам более конкретные полномочия,
чем те, которые они выполняют сейчас, а потом строго в соответствии
с полномочиями наделить их финансовыми ресурсами.
- Недавно московское Правительство проводило "круглый
стол" по теме развития МСУ в городах федерального значения.
Ваше отношение к проекту закона, разработанного московским
Правительством?
- Отношение отрицательное. Я выразил его московским властям
на "круглом столе" в начале месяца. Это, скорее, закон не
о том, как развивать местное самоуправление, а о том, как
защищать от него чиновника. Он представляет огромные возможности
по пресечению неугодных властям субъекта федерации форм
местного самоуправления.
- В чем это проявляется?
- Законопроект не дает никаких гарантий самостоятельности
выполнения полномочий и финансового обеспечения. Зато может
в любой момент прекратить деятельность органов местного
самоуправления, если они перестанут соответствовать представлениям
начальства в городе федерального значения.
- Будете ли вы вносить свой законопроект?
- Если московское Правительство внесет этот законопроект
без изменений, "Яблоко" представит свой проект. В этом мы
заручились поддержкой СПС. Наш законопроект гарантирует
минимальные объемы самостоятельности органов самоуправления
в исполнении или определении набора полномочий в рамках
вопросов местного значения и наделение их соответствующей
финансовой базой.
- Ваши рекомендации: что же нужно делать в сфере МСУ?
- В первую очередь нужно создать четкую систему надзора
за местным самоуправлением в области финансов. После этого
- уточнить полномочия, выполняемые органами местного самоуправления.
Затем - инициировать закон о наделении их финансовыми ресурсами
и четко разделить ответственность между регионами и местным
самоуправлением по ряду ключевых вопросов. В первую очередь
- в сфере образования, а также сейчас особенно актуальным
становится разграничение полномочий в сфере регулирования
ЖКХ.
- В Послании Президента также упоминается связка ЖХК
- МСУ. Недавно Г. Греф представил свое видение реформирования
ЖКХ. Что в себе таит его программа?
- У Грефа нет четкой программы, у него есть только отдельные
выступления на тему ЖКХ, в которых он предлагает новые,
оригинальные подходы. Но эти подходы противоречат тем документам
Правительства, которые принимались ранее. Поэтому непонятно,
кому верить: то ли Грефу, то ли Госстрою, который говорит
прямо противоположное.
Ранее принятые решения носят чисто фискальный характер
и направлены на скорейшее изъятие средств у населения. Сейчас
самое главное - отменить те постановления Правительства,
которые требуют форсированного увеличения платы за жилищно-коммунальные
услуги. Задачу повышения оплаты можно ставить только одновременно
с развитием конкуренции, проведением аудита затрат коммунальных
предприятий.
После этого нужно тщательно продумать структуру реформ,
начинать их нужно с формулирования для регионов и муниципалитетов
конкретных заданий по структурному реформированию ЖКХ, подкрепив
их четко разработанным механизмом реализации с последующим
контролем.
Ни в коем случае нельзя сокращать дотации. Но их направленность
должна быть изменена: они должны идти не просто на поддержку
ЖКХ, а на осуществление в ЖКХ структурных реформ.
- По-вашему, почему Конференцию решили провести в Петербурге?
- Козак - выходец из Петербурга, Президент также родом
из Петербурга. Сегодня это модный в России город. Люди из
властной элиты охотно ездят сюда. Можно сказать, что Петербург
стал политической столицей, в то время как Москва - столица
административная.
- Как вы оцениваете работу комиссии?
- Я оцениваю ее позитивно, т.к удалось уйти от радикальных
решений, которые можно было ожидать от ее работы. Комиссия
вышла на оптимальные варианты решений, свободные от крайних,
радикальных решений.
|