[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Повременка — право выбора пока только у депутатов
Общество.Ру, 19.04.2002
19 апреля в ГД должно было состояться рассмотрение во втором чтении проекта закона «О внесении дополнений и изменений в закон РФ «О связи». Но не состоялось. По информации источника из Государственной думы РФ, рассмотрение проекта закона было отложено по настоятельной просьбе правительства. Судя по тому, что до первого чтения проект пролежал в Думе с 1998 года и был принят только в 2001 году, рассмотрение его во втором чтении откладывается на неопределенный срок.

Ключевое слово в данном законопроекте — повременка. Именно этот пункт вызвал недовольство самых разных слоёв населения — инвалидов, пенсионеров и пользователей Интернет.

Основной смысл проекта закона — предоставить абоненту право выбора между повременной оплатой телефонных переговоров и абонентской. В этом случае абоненты, которые много говорят по телефону, будут защищены от повышения тарифов на телефонные переговоры, а те, кто предпочли повременную оплату, смогут существенно сэкономить на телефоне.

Переход на повременную оплату телефонных переговоров начал происходить в России в 1998 году. Так как России нет единого оператора телефонной связи, все станции, ранее составлявшие единую государственную телефонную сеть, поделены и приватизированы местными акционерными обществами, но почти в каждой из них контрольный пакет акций принадлежит полугосударственному АО «Связьинвест», который и лоббирует введение повременной оплаты. В зависимости от расклада сил в местной телефонной компании «Связьинвест» с иногда добивается введения повременки. В 1995 году повременка была введена в Кемеровской области, в начале 1998 года — в Псковской области, а в апреле того же года Госкомсвязи объявил о том, что повременная оплата введена в 21 регионе России.

Результаты введения повременной оплаты были не утешительными для самих телефонных компаний: абоненты просто перестали звонить по телефону и компании понесли существенные убытки. Так в Кемерово, Пскове, Троицке и Дубне после введения повременной оплаты трафик снизился примерно до 30%.

Помимо того, что введение повременки оказалось не очень выгодным для операторов связи, в 1999 — 2001 годах в обществе поднялась волна протестов. Удивительным образом против «Связьинвеста» и Минсвязи выступили совершенно разные слои населения, у которых, казалось бы, не может быть общих интересов. Митинги против введения повременной оплаты организовывали Московское молодежное «Яблоко», Союз коммунистической молодежи, Союзы ветеранов, Конфедерация обществ потребителей, пользователи сети Интернет и ФИДО. В Интернете была сооружена довольно разветвленная антиповременная сеть, на сайтах которой можно было получить исчерпывающую информацию о формах сопротивления, а так же образцы исков, с которыми можно обратиться в суд, обменяться опытом о том, как проходят судебные заседания по таким делам.

В результате такого общественного давления и солидарной позиции депутатов — разработчиков законопроекта, которые сняли свои варианты в пользу варианта, внесенного в Думу омским законодательным собранием, 23 мая 2001 года 280 голосами (при необходимом минимуме в 226 голосов) проект закона был принят в первом чтении.

Подготовку законопроекта ко второму чтению было поручено осуществить профильному комитету по энергетике, транспорту и связи. По мнению депутата Государственной думы Петра Шелища, комитет лоббирует интересы Минсвязи, и намеренно тормозит прохождение закона через ГД, что, в конечном счете, может привести к тому, что повременная оплата телефонных разговоров будет введена повсеместно.

«Прошел уже почти год, ответственный комитет по энергетике, транспорту и связи всячески затягивал подготовку законопроекта ко второму чтению, хотя поправок там было не более двадцати. Три недели назад этот комитет на своем заседании принял решение предложить Думе вернуть этот законопроект в первое чтение и после этого его отклонить» — говорит Шелищ.

По мнению депутата, его коллеги оказались в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, если они за снятие законопроекта с рассмотрения, то есть фактически за повсеместное введение повременки, их шансы выиграть очередные выборы резко снизятся. С другой стороны, не подчиниться рекомендациям правительства означает, что правительство может забаллотировать те программы, которые депутаты поддерживают в данный момент. «Если все-таки закон пройдет второе чтение, то мы поставим вопрос о передаче его в другой комитет, на том основании, что комитет по связи не справился с задачей» — заключает Петр Шелищ.

Вариантов развития ситуации вокруг проекта много. Эмоциональный накал вокруг принятия проекта во втором чтении по мере приближения к выборам будет расти, равно как и возрастет давление на комитет по связи со стороны правительства. Если комитет выставит проект закона на рассмотрение в ГД в следующей сессии, у правительства еще есть шанс на то, что он будет завернут во втором чтении. Но ближе к выборам у парламентариев просто не останется другого выбора кроме как голосовать за популярный закон и тогда Минсвязи придется иметь дело с Советом Федерации, а уж у губернаторов свои счеты с естественными монополиями и торг вокруг повременки будет напряженным.

Общество.Ру, 19.04.2002

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Раздел "Повременная оплата и права абонентов"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]