Столичные власти хотят предложить проект федерального
закона, определяющего особенности местного самоуправления
в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге.
Однако некоторые политики и эксперты (в том числе представители
СПС и "Яблока") воспринимают данную инициативу
как попытку окончательно расправиться с институтом местного
самоуправления.
Мнения по законопроекту настолько расходятся, что авторы
документа вчера организовали его рассмотрение в "узком
кругу" в мэрии, куда не пропустили оппонентов. Последние
в лице депутатов Госдумы и представителей муниципальных
округов Москвы и Питера были вынуждены организовать альтернативное
обсуждение, на котором ребром встал вопрос: нужен ли такой
закон?
Чтобы ответить на этот вопрос, впрочем, нужно понять, в
чем особенности местного самоуправления в двух российских
столицах: в большой численности населения, в том, что эти
города — субъекты Федерации, или в персоне руководителя.
Известно, что в любом регионе исполнительная власть не
заинтересована в развитии местного самоуправления. К тому
же нынешнее законодательство отдает субъекту Федерации окончательное
регулирование налоговых поступлений. И этим пользуются губернаторы,
беря всю полноту власти в свои руки.
Кроме того, сегодня два субъекта, Москва и Санкт-Петербург,
фактически совмещают выполнение муниципальных и государственных
функций. Это нарушение ст.12 Конституции. И, как полагают
депутаты Госдумы Сергей Митрохин
и Вадим Бондарь, в любом случае надо готовить и вносить
альтернативный закон, который может стать базой для дальнейшего
компромисса и позволит внести более осмысленные поправки
в действующий закон об основах местного самоуправления.
Глава управы района "Пресненский" Александр Краснов
напомнил, что в 1993 году местное самоуправление в Москве
ликвидировано. С тех пор московская мэрия предпринимает
всяческие усилия, чтобы оно не было восстановлено. Если
что и происходит, то вопреки воле городских властей. По
его словам, в законопроекте Лужкова предлагается все функции
местного самоуправления возложить на Мосгордуму, которая
в нынешних условиях является фактически назначаемым органом,
а не избираемым, и тем самым полностью удушить самоуправление
законами города Москвы.
|