В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы"
в программе Евгения Кириченко "Забытый полк" Олег
Одноколенко, военный обозреватель журнала "Итоги",
капитан первого ранга в запасе, Петр Борисович Ромашин,
помощник депутата ГД РФ Алексея
Арбатова, эксперт фракции "Яблоко"" по
вопросам обороны и безопасности, полковник в отставке. По
телефону - Владимир Зиновьевич Дворкин, генерал-майор.
Эфир ведут: Евгений Кириченко и Сергей Бунтман
Тема: "Сокращение ядерных вооружений. Переговоры по
ПРО"
Сергей Бунтман: Надеюсь, что программу "Забытый полк"
мы скоро будем не только слушать, но и смотреть - команда
ТВ-6 вернется в телеэфир, но в радиоварианте мы планируем
вернуться к историческим, наиважнейшим страницам программы.
Евгений Кириченко: Я тоже с волнением и, честно сказать, со страхом
жду того момента, когда программа появится в телеэфире,
потому что я уже привык к этому микрофону, к наушникам,
и к тому, что можно приходить без галстука.
Сергей Бунтман: Сегодня у нас очень важная тема, международная.
Мне кажется, что сейчас люди меньше включены в такие проблемы,
как сокращение вооружений. Не до этого
Евгений Кириченко: У нас сегодня в студии Олег Одноколенко, военный
обозреватель журнала "Итоги", капитан первого
ранга в запасе, Петр Борисович, помощник депутата ГД РФ
Алексея Арбатова, эксперт фракции "Яблоко""
по вопросам обороны и безопасности, полковник в отставке.
Петр Борисович публикует в центральной прессе, в "Военном
обозрении" острые и проблематичные статьи – я с удовольствием
читаю их. А Генеральный штаб всегда трясется на следующий
день после публикации. И на телефонной линии - Владимир
Зиновьевич Дворкин, генерал-майор. Это легендарная личность
РВСН, и вообще для стратегических ядерных сил нашей страны
– он много лет возглавлял 4 Центральный НИИ Минобороны,
это институт, который занимается проблемами стратегических
ядерных сил. Тема нашей передачи очень драматична и сложна.
Сокращение ядерных сил. 30 лет у нас идут переговоры с американцами
– две державы претендуют на статус ядерных сверхдержав.
Больше всего ядерных запасов у американцев и у нас. Я кратко
введу в курс того, что сейчас происходит на переговорах.
Если вы знаете, ядерные боезапасы сокращались последовательно
в несколько этапов по договору СНВ-1, СНВ-2, и сейчас предложен
вариант радикального сокращения, его предложил в ноябре
в Америке российский президент, когда встречался с Джорджем
Бушем – до полутора тысяч боезарядов.
Петр Ромашин: Шел процесс сокращения не ядерных боезапасов
и не ядерных боезарядов, а шел процесс сокращения их носителей
– то есть ракет морского, наземного базирования и пусковых
установок этих ракет. Ядерные боезаряды, в соответствии
с договорами ОСВ-1, ОСВ-2, СНВ-1, СНВ-2 - никаким образом
в этих договорах не говорилось о сокращении и уничтожении
именно ядерных боезарядов.
Евгений Кириченко: Я просто не стал уточнять. Я хочу подвести
к тому, что нужно четко разделять – носители и боеголовки.
Потому что американцы настаивают на сокращении носителей,
а мы настаиваем на ликвидации боеголовок. Если американцы
пытаются разгружать носители, то есть снимать с них ядерных
боеголовки и складировать, то российская сторона настаивает
на полном уничтожении. И здесь переговоры у нас зашли в
тупик. Разрешение этих разногласий должно наступить в документе,
который российская и американская стороны должны подготовить
к майской встрече американского и нашего президента в Москве.
Петр Ромашин: Мне кажется, что здесь тоже не совсем так.
Складировать ведь можно не только ядерные боеприпасы, но
и сами носители каким-то образом, и поэтому это вопрос чисто
политический - во время визита С.Иванова, министра обороны
в США было сделано чисто политическое заявление – в основном
речь идет об уничтожении носителей. Именно носителей. Потому
что даже если будет большое количество боезарядов и не будет
носителей, то естественно, все ядерное противостояние значительно
уменьшится. И за последние 30 лет вопрос практические никогда
не вставал об уничтожении ядерных боезарядов. Даже складирование
ядерных боезарядов с уничтожением большого количества носителей
приведет к уменьшению ядерной опасности.
Сергей Бунтман: Что выгодно, а что невыгодно для России в этих
переговорах? Какова экономическая выгода нашей страны?
Владимир Дворкин Я полагаю, что выход из тупика по вопросу складирования
вполне возможен. И России, при грамотной программе развития
своих стратегических ядерных сил есть что складировать.
Здесь может быть компромисс – раз уж американцы так упрямы
и не соглашаются на ликвидацию боезарядов. Потому что процедура,
программа ликвидации, и мониторинг, транспорентность в этом
вопросе – все это относится к области еще не проработанной
и не согласованной системы. И придется еще длительное время
согласовывать такую систему. Но дело даже не в этом. Дело
все в том, что если мы радикально пересмотрим свою программу
стратегических ядерных сил, а для России, по существу сложившийся
сейчас баланс ядерных сил с США – это очень мощный статусный
военно-политический фактор, который способен на длительное
время обеспечить безопасность России, - так вот если мы
пересмотрим радикально свои программы, которые были навязаны
по совершенно субъективистским представлениям, навязаны
они были нынешним начальником Генштаба Квашниным, и не имеют
под собой никаких ни оперативно-стратегических, ни технических,
ни экономических обоснований. Так вот, если мы пересмотрим
эти программы, откажемся от дальнейшего развала нашей наземной
группировки, то мы вполне можем длительное время на пониженном
уровне поддерживать с США баланс стратегических ядерных
сил, и складировать определенную часть даже боезарядов –
может быть не такую большую часть, как американцы, но вполне
достаточную для того, чтобы так же, как и американцы, в
расчете на непредсказуемость развития военно-политиченской
обстановки, иметь возможность снова их вернуть на носители.
Сергей Бунтман: В чем, на ваш взгляд, пагубность программы,
которую, по вашему мнению, необходимо пересмотреть?
Владимир Дворкин Пагубность этой программы, о которой уже много
писалось, заключалась в том, что мы по существу традиционную
основу стратегических ядерных сил России, наземную составляющую,
которая обладает максимальным потенциалом для сохранения
и ядерных средств, обеспечивающих преодоление любой системы
ПРО, - эту составляющую планируется урезать до совершенно
неприемлемого предела. Я думаю, что здесь, в конце-концов,
все встанет на свое место, потому что не могут эти негосударственные
интересы превалировать в конечном виде в сознании высшего
военно-политического руководства. Но отвечать за это, за
эти планы, которые уже нанесли политический ущерб, в том
числе на переговорах с американцами – конечно, надо.
Олег Одноколенко: Сразу возникает вопрос к Владимиру Зиновьевичу,
который, конечно, бесспорный авторитет - а что такое пониженный
уровень, и до какого предела предлагает сократить наши ядерные
силы г-н Квашнин?
Владимир Дворкин Эти планы были объявлены без всяких договоров
и соглашений – ограничиться уровнем полторы тысячи. Эти
планы были ориентированы на сохранение договора по ПРО 1972
г. и вступление в силу договора по СНВ-2. Ни того, ни другого
нет, и надежд на то, что эти договора вступят в силу, или
договор по ПРО останется, практически не было. Так вот в
этом и заключается главный порок тех планов, которые навязаны
Квашниным. Поскольку мы в пределах, в которых договорились
президенты наши – 1700, 2200 – в этом диапазоне при грамотных
программах строительства стратегических ядерных сил практически
без всяких дополнительных затрат способны поддерживать этот
баланс на уровне США, и тем самым сохранять наш мощнейший
военно-политический фактор обеспечения безопасности Росси
при любом развитии военно-политической обстановки, - самом
непредсказуемом
Олег Одноколенко: А почему нам нужно полторы тысячи иметь,
а не 500 или 400, как у остальных членов ядерного клуба?
У Китая, Франции, Англии – им же хватает. Почему 1500? Насколько
я помню, Макнамара говорил, что для того, чтобы нанести
ущерб, вполне достаточно оставить около 500 блоков.
Петр Ромашин: Высокой мощности. А это значит, что это будет
100-1200 средней мощности
Владимир Дворкин Дело даже не в этом. Все дело в том, что, во-первых,
эти уровни так называемого неприемлемого ущерба давно уже
понижены, а потом ведь речь идет об их доставке, об ответном
ударе. То есть теми силами, которые сохраняются после превентивного
удара, контрсилового удара возможного нападающего на нас.
Так вот, в этих условиях речь не идет о том, чтобы доставить
500, 300 - вообще говоря, для сдерживания собственно от
ядерного нападения можно, конечно, поддерживать свои силы
и на уровне тех, что поддерживает Великобритания и Франция.
Но вот для сдерживания от возврата к силовому противостоянию,
к какому-то новому подобию гонки вооружений, конечно целесообразен
баланс с США – как самый надежный гарантированный фактор
стратегической стабильности в целом. И потом это не требует
от России никаких дополнительных резких затрат, неприемлемых
для нашего военного бюджета, и зачем терять этот фактор,
когда его вполне можно сохранять? Зачем его просто так выбрасывать?
Ради каких-то амбициозных целей своих?
Петр Ромашин: Я хочу поддержать Владимира Зиновьевича в отношении
критики тех шагов, которые предпринял начальник нашего Генштаба.
Во-первых, для того, чтобы переориентировать структуру наших
стратегических ядерных сил на ту структуру, которая сейчас
характерна для США, нам потребуется много дополнительных
средств – тут Владимир Дворкин абсолютно прав. Для того,
чтобы основной составляющей нашей был военно-морской флот,
для этого нам потребуется создавать новую подводную лодку
с новой ракетой морского базирования.
Сергей Бунтман: Получается, что дальнейшее сокращение, согласно
этому плану переориентирования потребует еще и больших денег?
Петр Ромашин: Совершенно верно. Вместо того, чтобы сохранять
потенциал ракетных войск
Олег Одноколенко: То есть это гонка вооружений.
Владимир Дворкин Получается парадокс – гонка вооружений при общем
сокращении количества ядерных боезарядов.
Евгений Кириченко: Американцы нам навязывают новые правила игры
- если вы знаете, 14 декабря Д.Буш официально уведомил Россию
о том, что Америка выходит из договора ПРО 1972 г.
Владимир Дворкин Ну и пусть себе выходят.
Евгений Кириченко: Нет, таким образом, они развязали себе руки
в создании национальной ПРО. Здесь есть небольшая такая
тонкость – дело в том, что речь идет об обороне. ПРО – это
же оборона?
Петр Ромашин: Но она меняет качество противостояния.
Владимир Дворкин Вы понимаете, в чем дело – оборона может выступать
стабилизирующим фактором, а может – дестабилизирующим. В
любом случае противоракетная оборона – это дестабилизирующий
фактор, если рассматривать стратегическую стабильность в
мире в целом.
Евгений Кириченко: Вот об этом я и говорю – нас сейчас заставляют
играть по их правилам.
Петр Ромашин: Правильно, из-за наших необдуманных шагов,
которые мы сделали до выхода. Ведь мы практически до того,
как собраться с США и разговаривать о новом договоре СНВ-3,
сами сказали, что мы режем все свои более подготовленные
СЯС (силы ядерного сдерживания) - мы их практически сводим
до мизерного количества, и основную часть у нас будут составлять
морские и авиационные СЯС.
Сергей Бунтман: То есть то, чего у нас нет?
Петр Ромашин: Нет, то, что у нас есть, но развито наиболее
слабо.
Олег Одноколенко: Есть некоторое передерживание вопроса. Мы
ничего особенного там не режем – тяжелые ракеты уходят сами,
вся эта группировка уходит, потому что она стареет.
Владимир Дворкин В настоящее время происходит сокращение дивизии
БЖРК, которая оснащена топливными 10-зарядными ракетами,
и еще срок хранения их не истек – мы пять лет спокойно эту
дивизию могли держать. В то же время она уже сейчас, в настоящее
время сокращается в соответствии с планами Квашнина.
Евгений Кириченко: Это речь идет о том самом "скальпеле",
который абсолютно неуязвим – ни с воздуха, ни как-либо иначе.
Владимир Дворкин Мы не будем говорить слово "абсолютно",
но его живучесть очень высока, и у американцев такого нет.
Сергей Бунтман: Наш слушатель Олег Георгиевич ставит вопрос
ребром: "Что же получается, что Квашнин враг России?
Это похоже на то, как ближе к 41 году Буденный и Ворошилов
отдавали предпочтение коннице". Вредно или полезно
для России - идти дальше в сокращении вооружений по американскому
плану по переориентированию с наземного на морское и авиационное?
Владимир Дворкин Я считаю, что это вредно для нас по нескольким
причинам. Первая причина – Россия никогда не была полновесной
морской державой, такой, как Великобритания и США, даже
в лучшие годы. Тем более, что вы помните, что на выходе
из Кольского залива в 1996 г. наша стратегическая лодка
столкнулась с американской многоцелевой атомной подлодкой,
которая наблюдала за всеми передвижениями наших РПКСН –
ракетных подводных крейсеров стратегического назначения
- из Кольского залива, то есть с основной базы нашего Северного
флота. Таким образом, главное преимущество морской составляющей,
- неопределенность ее местонахождения, даже ввиду нашего
географического положения, и то сказывалось. То есть вот
эта неопределенная для американцев была уже практически
решена.
Сергей Бунтман: Итак, мы пришли к такому парадоксу, что если
идти по предложенному США дальнейшему плану, то это может
оказаться более затратной, и новой гонкой вооружений. И
я задаю вопрос нашим слушателям – выгодно ли России идти
дальше по этому плану в наших переговорах с США о сокращении
ядерных вооружений? Если вы считаете, что выгодно – звоните
по телефону 995-91-21, если вы считаете, что невыгодно –
995-81-22. Итак, что получается сейчас – мы соглашаемся
на все, что предлагают США, плюс Генштаб выдвигает свой
дорогостоящий план – или разумно вести переговоры, учитывая
тот международный контекст, который сложился в реальности.
Олег Одноколенко: Да нет, понимаете, в чем дело – нам ничего
американцы абсолютно не навязывают. Никакой гонки вооружений.
По большому счету они исходят из того, что им надо – они
исходят из совершенно других вещей. Сначала они свои внутренние
проблемы решают так, как хотят – хотят делать НПРО, считают,
что им так выгодно – пожалуйста. Тем более, что договор
уже, в общем-то, повис в воздухе. Дело в другом – мы сами
начинаем думать – на флот переносить все это дело, в самолеты
вгонять – это опять наша дурь. Пусть они занимаются, чем
хотят. А у нас появилась великолепная возможность – те ограничения
по СНВ-2, по которым мы не могли иметь ракеты с разделяющимися
головными частями, мы сейчас можем или выторговать в переговорах
– если бы мы не хватались за договор СНВ как за краеугольный
камень какой-то непонятный, или еще по каким-то другим моментам
- если на "Тополь" ставить 3 или 6 голов, это
будет в три или шесть раз дешевле для поддержания нашей
ядерной группировки. Нам это выгодно. Но надо договариваться,
а не строить непонятные позиции и смотреть на все это дело
страшными глазами. Что из того, что американцы не собираются
утилизировать свои ядерные боеголовки? Ну и пусть они у
них лежат.
Сергей Бунтман: То есть здесь ложное препятствие, и надо идти
по этому пути, только идти разумно, выдвигая свои собственные
требования.
Евгений Кириченко: Когда министр обороны ездил на консультации
в США, он был раздосадован – он сказал, что это виртуальное
сокращение.
Олег Одноколенко: Можно быть раздосадованным сколько угодно.
У США и у нас разные возможности. Они могут группировку
держать и в 11 тысяч боезарядов легко и спокойно.
Евгений Кириченко: То есть ты за американский вариант сокращения?
Олег Одноколенко: Я за разумный наш вариант.
Евгений Кириченко: Владимир Зиновьевич Дворкин был участником
переговоров по СНВ-2. Объясните нам, бестолковым журналистам,
что выгодно американцам и что выгодно для России?
Владимир Дворкин Бестолковым я бы ничего не стал объяснять. Но
вы толковые ребята. Нам, безусловно, выгодно и необходимо
сокращать свои ядерные вооружения вместе с США – и до тех
уровней, о которых договорились наши президенты. Но, сохраняя
при этом баланс, что вполне возможно, и сокращать разумно
– не бездумно резать то, что еще может несколько лет стоять
на вооружении, в том числе и наши тяжелые ракеты, и сохранять
инфраструктуру, которая необходима нам для того, чтобы поддерживать
этот баланс. И в этом случае правильно говорилось о том,
что нам и средства дополнительные не нужно тратить, потому
что избыток средств – это замена разума. А если это все
делать сбалансировано и обоснованно, то и средств не надо,
и баланс можно поддерживать. Нужно просто уйти от субъективных,
бездумных решений.
Петр Ромашин: Я хочу еще дополнить – я думаю, что можно будет
пойти и на то, чтобы отказаться от классической триады –
можно перейти к диаде, и в принципе даже к монаде.
Евгений Кириченко: То есть, вы против моряков и летчиков?
Петр Ромашин: Все это межвидовые игры, все это хорошо и прекрасно.
Но не важно, что будет, важно, чтобы нам это было выгодно,
выгодно и экономически в том числе. Конечно, бежать впереди
паровоза, как это делает Генштаб, насколько можно судить
по заключениям – конечно, не стоит. Никто нас никуда не
торопит, и ничего не надо в этом деле предпринимать сверхъестественного.
А самое главное – надо весь мир спасать от этого идиотского,
в принципе, противостояния, смертоносного. Там говорят -
500 мало, надо иметь 1500 – может быть, мало, может быть
надо иметь 1500 тысячи. Но 500 или 400 блоков доставлять
– может быть двух блоков для США вполне достаточно – кто
считал? Надо договариваться о том, что ни ракетные технологии,
ни ядерные технологии не расползались. А вот с этой стороны
у нас не все в порядке и не все хорошо. Иран, Китай, Индия
– где мы разносим свои технологии. Американцы же моментально
потребуют от нас какой-то сатисфакции. Но мы даже не рассматриваем
эту проблему, потому что у нас этими вопросами заправляет
не государство, а Минатом. Он определяет здесь политику
– нужны средства, и мы в кредит, в долг, за государственный
счет строим там что-то где-то, и, кроме того, еще раздаем
свои технологии. А это все рядом, и до американцев это не
долетит, а вот до нас – запросто. Поэтому единственная площадка
– это не договор о сокращениях, а о нераспространении –
вот на этой площадке сегодня можно играть с американцами.
А так нам, по большому счету, если честно говорить, договариваться
с США не о чем.
Сергей Бунтман: Сегодня нам позвонило небольшое количество людей
– всего 698 человек, но подавляющее большинство говорит,
что России невыгодно идти на дальнейшее сокращение – 72%,
28% считает, что это все равно России выгодно. Спасибо всем
тем, кто позвонил. И несколько замечаний от наших слушателей
– "Почему никем не представлена позиция Генштаба? М
слышим только одну сторону, в таких условиях нельзя голосовать"
– спрашивает Ростислав. Я не думаю, что мы исказили позицию
Генштаба сейчас.
Евгений Кириченко: Позиция Генштаба выразилась в том, что у нас
сокращен РВСН, как вида больше этих войск не существует.
У нас идет сокращение ядерных боеголовок наземного базирования.
То есть наземная составляющая этой триады сокращается. Вот
это позиция Генштаба.
Олег Одноколенко: Не знаю, здесь тоже очень спорный вопрос,
потому что в РВСН там тоже целые армии какие-то непонятные,
это тоже вещь в себе.
Петр Ромашин: О количестве армии здесь можно не говорить
- не в этом дело
Олег Одноколенко: А зачем армейская структура в РВСН? Что
это такое? Кавалерия что ли?
Евгений Кириченко: Если речь идет о каком-то чиновнике, которого
нужно было бы пригласить – это очень сложно добиться того,
чтобы кто-то пришел из Генштаба.
Сергей Бунтман: Сергей Соловьев из Екатеринбурга говорит: "В
вашей студии нет представителей подводного флота, это дает
возможность влиять на радиослушателей в пользу сухопутных
сил обороны".
Олег Одноколенко: Надо отметить, что у нас морская ядерная
составляющая была гораздо сильнее сухопутной, чем РВСН,
но не было среди руководства Вооруженными силами моряков
– только по этой причине. У нас же все делается так – кто
у власти, тот и бьет.
Петр Ромашин: Это историю надо разбирать, почему так получилось.
Наверное, все-таки объективно.
Сергей Бунтман: Давайте подведем итог. Насколько существует
продуманность плана – что в сокращении вооружений, что в
перераспределении усилий по обороне от потенциального противника
между видами вооруженных сил, между родами войск? Существует
ли план, и может ли быть что-то стройное разработано в ближайшее
время?
Евгений Кириченко: Могу сказать, что переговоры российских и
американских экспертов посвящены выработке документа, который
будет подписан Путиным и Бушем в мае этого года в Москве.
Основные позиции этого документа три – во-первых, национальное
ПРО, которые создают США и система ПРО, которую могла бы
создать Россия, не будут сконструированы таким образом,
чтобы они угрожали выживаемости стратегических сил друг
друга. Во-вторых - декларацию об односторонних сокращениях,
о которых объявили и американский и российский президент.
И в-третьих - две стороны будут вовлечены в процесс создания
новых мер транспарентности, которые потребуются для того,
чтобы построить доверие в осуществлении сокращений, обещанных
президентами. Три пункта этого документа.
Сергей Бунтман: Так все-таки – есть ли стройная, продуманная
система стратегии развития наших стратегических сил обороны?
Олег Одноколенко: Это надо спросить у Генштаба.
Петр Ромашин: Я считаю, что она может быть и есть, но не
совсем продумана. Хотя бы если речь идет о том, когда мы
говорим о нашей системе ПРО – это что, мы будем создавать
новую систему ПРО, или будем совершенствовать существующую
ПРО Москвы, которая имеется в настоящее время? Непонятно.
Но я знаю только одно – что создание системы ПРО – это огромные
материальные затраты, это на порядок выше, чем создание
какой-то ударной стратегической системы.
Евгений Кириченко: Оборона всегда была дороже.
Петр Ромашин: Оборона всегда дороже. Поэтому я не понимаю
ссылки на то, что будут создавать американцы и то, что будем
создавать мы – это не должно затрагивать какие-то взаимные
интересы.
Олег Одноколенко: Дело не в том, что и как строить, и в каком
количестве. Здесь все понятно – сколько бы ни было этих
боеголовок, даже попадание одной уже создает невыносимые
условия для существования. Дело в том, что нам не удается
договариваться с американцами. Ваш интерактивный опрос показал
– очень мало людей, хотя мы были настроены очень демократично
в течение 10 лет, - против того, чтобы мы сокращали вооружения.
Почему? – не верят американцам. Не верят. Последнее время
американцы показали, что они плохие и не заинтересованные
переговорщики. Они считают, что могут навести порядок в
этом мире самостоятельно, - или при помощи обычных средств,
или при помощи ядерных средств. И уже развивают в определенных
направлениях ядерные средства.
Сергей Бунтман: Кто хочет - присоединяйтесь, а кто не хочет
– не надо, так?
Олег Одноколенко: Да, по-моему, никто не присоединился, они
сами решают все эти вопросы. То есть многоплановая договорная
основа, по-моему, их уже в меньшей степени интересует.
Евгений Кириченко: Речь идет о партнерстве – я бы, например,
не хотел, чтобы кто-то решал за счет чужих интересов государственных.
Петр Ромашин: Здесь можно даже такой научный подход определить
– что из физики известно, что биполярная система наиболее
устойчивая. А монополярная система стремится к саморазрушению,
либо стремится перейти снова к биполярной, либо к многополярной
системе. Многополярная система уже не так устойчива, как
биполярная система. Поэтому американцы пока что, я думаю,
не понимают вот этого факта своей монополярности.
Сергей Бунтман: Что лучше сохранить Россию как равноправного
партнера.
Петр Ромашин: Конечно.
Олег Одноколенко: Если бы мы действительно договорились с
американцами на тот счет, что мы не только бы отделяли головы
и складировали их, но и уничтожали их, - и они и мы, - им
же было бы выгоднее, потому что у нас проблемы с сохранностью
всех этих ядерных материалов, и у них было бы меньше головной
боли. Это, собственно говоря, первый вопрос. А второй вопрос
заключается в том, что коль скоро все наши договора с американцами
весьма сомнительны и неустойчивы, - они их могут поменять
в любой момент под разным предлогом, - то Россия, выйдя
из всего этого, или имея в виду все договорные обязательства
– должна просто создавать то, что нам необходимо для собственной
безопасности. Вот то, что нам надо, мы делаем, в какой угодно
конфигурации.
Евгений Кириченко: А что нам надо?
Олег Одноколенко: Например, нам надо иметь, конечно, ядерные
силы наземные – то, что сделано на "Тополях" –
не с одной головой, а с тремя-шестью - это в три или шесть
раз дешевле, и экономически нам это выгоднее. А говорить,
что мы сейчас будем создавать свое ПРО – это просто фантастика.
Мы не сможем. Мы свою группировку не можем удержать в нормальном
балансе.
Сергей Бунтман: Какие есть возможности для России в этой области
остаться достойным и равноправным партнером, а не бегущим
на поводке этих переговоров?
Владимир Дворкин У России нет никаких препятствий для того, чтобы
остаться в ядерном измерении равным США партнером – никаких
проблем нет. Кроме того, что необходимо неразумные планы
радикальным образом пересмотреть. Это первое. Второе – я
бы хотел дать некоторые комментарии по тем вопросам, которые
обсуждались. Во-первых, вопрос нераспространения ядерного
оружия и оружия массового уничтожения – это общая проблема
и для США и для России, и здесь у нас общие интересы, и
никаких здесь не может быть противопоставлений и вопросов
в этой части. Это одна сторона. Вторая часть – то, что записано,
что Россия и США могут создавать ПРО, которые не будут представлять
угрозы для потенциала ядерного сдерживания друг друга –
это, безусловно, правильная дипломатическая запись, потому
что нельзя же делать договор только подтверждая разрешение
американцам развертывать свою ПРО. Но реально - то, что
у нас всегда называлось симметричными мерами, то есть создание
ПРО страны – для нас это совершенно неподъемная задача,
потому что все-таки мы еще остаемся одной седьмой частью
суши, и защитить такую территорию даже тонким слоем в складывающихся
экономических условиях совершенно не реально. И, наконец,
последнее, и, наверное, самое главное – будем ли мы с США
партнерами, союзниками, контр-партнерами – и США и Россия
и все государства ядерного клуба сохраняют принципы ядерного
сдерживания. Не чего-нибудь иного, а именно ядерного сдерживания
для обеспечения своей безопасности. И поэтому России, идя
и по пути сотрудничества в области нераспространения, и
по другим проблемам, а их много, общих проблем, - необходимо
сохранять устойчивый потенциал ядерного сдерживания. И поскольку
нет никаких препятствий держать этот потенциал сдерживания
на уровне баланса США – это обязательно нужно делать.
Сергей Бунтман: Спасибо большое. Владимир Зиновьевич. И опять
подводим итог – как вы считаете будут развиваться события
ближайшие в реальности?
Петр Ромашин: Я думаю, что американцы будут делать так, как
считают это нужным. Какова будет реакция нашего государства?
– думаю, что должно возобладать разумное начало. И в том,
что мы должны проводить дальнейшее сокращение своих стратегических
сил, и то, что не должны отказываться от исторически сложившегося
состава своих ядерных сил.
Олег Одноколенко: Действительно, соглашусь - американцы будут
продолжать делать то, что им выгодно, и пойдут на все изменения
и пересмотр любых договоренностей, если опять же поменяется
ситуация, и им это будет нужно. И нам необходимо поступать
приблизительно так же – делать то, что нам выгодно. Держать
ту группировку, которая нужна нам. И в той конфигурации,
которая нам больше всего подходит. Если в какой-то степени
нам нужно будет задействовать флот - пожалуйста, флот. Главное
что нам сейчас приходится – считать деньги. Но если получится
вообще так усовершенствовать переговорный процесс, чтобы
вписаться всем – и нам, и США в ядерный клуб, и после этого
уже проводить санкции против нарушителей, скажем, всех этих
ядерных проблем, - это было бы вообще идеальным. Но до этого,
похоже, сейчас очень далеко. Очень далеко.
Евгений Кириченко: Хочу добавить два слова. Мне бы очень хотелось,
чтобы Россия перестала идти в кильватере американской политики.
Нас постоянно к этому вынуждают к этому.
Сергей Бунтман: Но ведь не искусственно?
Евгений Кириченко: Не искусственно, по собственному нашему российскому
идиотизму.
Петр Ромашин: Правильно, по глупости.
Евгений Кириченко: Мы играем на их поле. Меняется администрация
американская, у них новая ядерная политика появляется. У
нас политика всегда была одна и та же – мы на мирном, запасном
пути. Мы всегда выступали с предложениями в одностороннем
порядке сокращать.
Петр Ромашин: Наш мирный бронепоезд с ядерными деталями.
Сергей Бунтман: Спасибо всем. Мы завершаем нашу сегодняшнюю
передачу, посвященную проблеме сокращения ядерных сил. У
нас в гостях были Олег Одноколенко, военный обозреватель
журнала "Итоги", капитан первого ранга в запасе,
Петр Борисович Ромашин, помощник депутата ГД РФ Алексея
Арбатова, эксперт фракции "Яблоко"" по вопросам
обороны и безопасности, полковник в отставке. По телефону
- Владимир Зиновьевич Дворкин, генерал-майор. Мы встречаемся
через неделю в это же время в радиоверсии программы Евгения
Кириченко "Забытый полк".
|