В календаре Государственной
думы - рассмотрение двух законопроектов, касающихся едва ли
не каждого: о защите прав пользователей услуг местной телефонной
связи.
Важнейшим положением первого законопроекта, рассматриваемого
уже во втором чтении - "О внесении изменений в Федеральный
закон "О связи", - является запрет на безальтернативное
введение повременной оплаты местных телефонных разговоров
и предоставление каждому возможности выбирать, как платить
за телефон. Либо - по нынешней абонентской системе, когда
оплата не зависит от количества и продолжительности разговоров,
либо - по повременной, оплачивая общее время каждого разговора.
Если этот закон будет принят, то открывается "зеленый
свет" и для принятия второго закона - "О защите
прав пользователей услуг телефонной связи", разработанного
в "Яблоке" руководителями Союза потребителей России
А. Головым и П. Шелищем и авторами данной статьи, и содержащего
не только право на выбор, но и требования к "прозрачности"
телефонных тарифов, а также обязанность связистов обеспечивать
защиту от несанкционированных подключений.
Между тем в последнее время лоббисты "повременки"
- в первую очередь холдинг "Связьинвест" и Министерство
РФ по связи и информатизации - резко усилили свою активность!
Так, в Москве и в Петербурге связисты обещают ввести "повременку"
уже в нынешнем году. Одновременно начат новый этап пропагандистской
обработки населения: нам рассказывают, насколько благотворно
введение "повременки". Аргументы сторонников безальтернативного
введения "повременки" известны.
Во-первых, нам говорят, что нужно разгрузить телефонную
сеть. Мол, в последние годы нагрузка возросла на 30 - 40
процентов, поскольку пользователи Интернета "сидят
в сети" по восемь часов кряду, а пятая часть всех абонентов
использует телефон для получения прибыли (частные нотариусы,
рекламные агенты, диспетчеры на домашнем телефоне...). Во-вторых,
"телефонная связь - не собес", она должна быть
самоокупаемой, и надо вводить справедливый принцип "кто
больше говорит - тот больше и платит". Абонентская
же система, по утверждениям пресс-службы Минсвязи, "не
отвечает принципам рыночных отношений". В-третьих,
право потребителя на выбор системы оплаты противоречит Гражданскому
кодексу: условия договора об оказании услуг телефонной связи
должны быть одинаковыми для всех пользователей. И, наконец,
утверждается, что имеется положительный опыт введения "повременки"
в 130 населенных пунктах России. При этом приводятся данные
неких социологических опросов, свидетельствующих, что внедрение
"повременки" поддерживает подавляющее большинство
граждан: в Волгоградской области - 80 процентов, в Ярославской
- 85 процентов...
Однако эти аргументы рассчитаны на тех, кто не знаком с
существом дела. Если говорить о повышении разговорной активности
абонентов, то она почти не влияет на себестоимость услуг
телефонной связи, поскольку единственной материальной субстанцией,
расход которой увеличивается с увеличением нагрузки (причем
только на устаревших АТС), является электроэнергия. А ее
доля в составе себестоимости не превышает 4-5 процентов.
Утверждения о том, что телефон используют для извлечения
прибыли и поэтому надо повышать плату за него, вызывают
недоумение. С таким же успехом можно было бы утверждать,
что письма, пересылаемые по почте, содержат информацию,
используемую для получения прибыли, и на этом основании
требовать повышения почтовых тарифов. Услуга связи состоит
в предоставлении телефонного соединения, а для каких законных
целей его использует абонент - его личное дело, и никто
не вправе контролировать содержание разговора.
Что касается якобы 20 процентов абонентов, являющихся частными
нотариусами и "надомниками", то, например, в Петербурге
- 1,8 миллиона абонентских номеров. Частных нотариусов -
около 300 человек. Не хотят ли связисты сказать нам, что
360 тысяч петербуржцев работают телефонными диспетчерами-надомниками?
Говорить же о введении "повременки" для ограничения
пользователей Интернета (кстати, уже сейчас оплачивающих
доступ в сеть по повременной системе, притом по тарифам,
явно завышенным связистами) - значит тормозить развитие
современных информационных технологий.
Конечно, введение "повременки" может снизить
нагрузку на телефонную сеть. Но готовы ли мы заплатить за
разгрузку линий лишением возможности пользоваться телефоном
социально незащищенных граждан - пенсионеров, школьников,
учителей, врачей, - которые и так уже теряют связи с миром
из-за ненадежности почтовой связи и дороговизны транспорта?
Самоокупаемость телефонной сети, разумеется, важная вещь.
Но, насколько нам известно, телефонная связь и сейчас, без
всякой "повременки", не только самоокупается,
но и приносит неплохую прибыль. Вот данные за сентябрь 2001
года: средняя зарплата в Петербурге - 4074 рубля, средняя
зарплата в отрасли "Связь" - 7271 рубль. Разница
почти двукратная, причем на протяжении последних лет это
соотношение остается почти неизменным.
Между тем вопрос о системе оплаты телефонных услуг является
не только экономическим, но и социальным. И поскольку на
рынке местной телефонной связи нет конкуренции, он должен
решаться не коммерческими телефонными компаниями, целью
которых является извлечение прибыли, а государством. Исходя
из общественных, а не корпоративных интересов. Говорить
же о том, что "повременка" якобы более социально
справедлива - совершенно безосновательно. Например, пожилые
люди говорят по телефону, как правило, дольше, многословнее,
что вполне естественно даже по физиологическим причинам.
Но почему же они должны платить больше? И не странно ли
выглядят в таком контексте разговоры Минсвязи о "социальной
справедливости"?
Не менее странными выглядят ссылки связистов на необходимость
"рыночных отношений" в качестве обоснования введения
"повременки". Местная телефонная связь - естественная
монополия, и связисты существуют отнюдь не в рыночной среде.
В отличие, скажем, от тех, кто предоставляет услуги мобильной
связи - где конкуренция весьма высока. Вот там-то бьются
за потребителя, а результат - непрерывное снижение тарифов,
появление новых, удобных потребителю "тарифных планов".
Между прочим, одно из предложений, содержащихся в нашем
законопроекте, - не может быть введения "повременки",
пока нет конкурентной среды на рынке местных телефонных
разговоров.
Утверждения связистов о "незаконности" предоставления
потребителю права на выбор системы оплаты представляются
безосновательными. Действительно, 426-я статья ГК "Публичный
договор" обязывает при заключении договора на предоставление
услуг связи устанавливать цены и иные условия одинаковыми
для всех категорий потребителей (за исключением "льготников").
Но из этого вовсе не вытекает, что всем потребителям должна
предлагаться только "повременка!". Смысл этой
статьи в другом: не должно быть такого, чтобы одному потребителю
предлагалась только абонентская оплата, другому - только
"повременка", третьему - выбор между двумя системами
оплаты, да еще и по разным ценам. Кстати, право выбора системы
оплаты в других сферах услуг - привычное дело. Так, пользуясь
общественным транспортом, мы можем оплачивать каждую поездку,
а можем, если считаем, что нам это выгоднее, приобрести
"карточку".
И, наконец, о "положительном опыте" введения
"повременки" и якобы ее массовой поддержке населением.
Приведенные пресс-службой Минсвязи цифры не могут вызвать
ничего, кроме улыбки. Конечно, кто платит - тот и заказывает
музыку (в данном случае результаты опросов)! Единственная
гипотеза, которая представляется реальной, заключается в
том, что опрос проводили среди персонала телефонных компаний...
Мы понимаем, что в отрасли существуют проблемы: качество
связи низкое, сети перегружены, нуждается в обновлении оборудование.
Но мы категорически против того, чтобы эти проблемы решались
монополистами при поддержке правительственных чиновников
без учета интересов граждан и волевым навязыванием экономически
необоснованных тарифов! Мы против того, чтобы борьба за
привлечение инвестиций подменялась борьбой за повышение
доходов и без того высокорентабельной отрасли! Мы против
того, чтобы всю страну принудительно ставили "на счетчик"!
Об авторах: Александр ШИШЛОВ - депутат Государственной
думы ("Яблоко"), Борис ВИШНЕВСКИЙ - политолог,
эксперт Государственной думы.
|