Об
авторе: Галина Михайловна Михалева - доктор философии, руководитель
учебного центра Российской демократической партии "ЯБЛОКО".
Приближается 8 Марта. Лишний повод выпить для мужчин. Женщины,
получив свою метелку мимозы и выслушав тост коллег о "наших
прекрасных, которые вдохновляют нас...", будут в очередной
раз резать колбасу и мыть посуду.
По радио вспомнят, что вообще-то этот день борьбы за равные
права для женщин раньше никаким праздником не был. Женщины
выходили на демонстрации, чтобы показать всему обществу
(и в первую очередь мужчинам, обладающим властью), что они
должны иметь равные политические права с мужчинами. Нет
сейчас таких демонстраций, несмотря на то, что представительство
женщин во власти у нас примерно на уровне Туниса и Сирии,
но ниже, чем в Танзании. Феминизм считается неприличным
словом, а многие женщины убеждены, что политика - дело чисто
мужское. Постоянно ощущаемая дискриминация женщин пронизывает
всю ткань нашей жизни.
Первыми декретами 1917 г. были провозглашены равные права
женщин и мужчин. Реально же государственная политика была
направлена на максимальное вовлечение женщин в общественное
производство. После относительно короткого периода политики
обобществления быта и свободы в выборе форм семейной жизни
государство возвращается к традиционному подходу к женщине
как к родильной машине. Стране нужны рабочие и солдаты.
С 1936 г. аборты становятся уголовно наказуемы, вскоре усложняется
и процедура развода, вся тяжесть последствий внебрачных
отношений ложится на женщину. Патриархальные типы поведения
укореняются в общественной практике и в общественном сознании.
Формальные признаки равенства соблюдаются: женщины проходят
по квотам в Советы, народные заседатели и руководящие органы
низовых структур КПСС и общественных организаций. Но на
тех уровнях, где действительно принимаются управленческие
решения, женщин почти нет - в политбюро, в ЦК КПСС, среди
директоров крупных предприятий.
Конец советской эпохи и начало реформ принесли женщинам
в целом больше потерь, чем завоеваний. Исчезли формальные
квоты, и представительство женщин в органах власти уменьшилось.
Женщины, особенно предпенсионного возраста, оказались на
улице или перед угрозой безработицы. Перестала работать
система социальных гарантий, худо-бедно, но функционировавшая
в советское время: частные фирмы не берут беременных, а
государство не платит детские пособия. Уровень заработной
платы у женщин - в среднем менее чем две трети от средней
мужской.
Женщины составляют большинство в самых экономически слабых
слоях населения: пенсионеров, безработных, бюджетников.
Была снята цензура, и стремительно распространилось представление
о женщине в первую очередь как о сексуальном объекте. Газеты
пестрят объявлениями о приглашении на работу молодых девушек
с указанием роста и размера бюста. Молодеет проституция,
растет число венерических заболеваний. Об этих проблемах
говорят, но, как правило, не связывают их друг с другом.
Более того, оказывается, что в обществе не хватает критической
массы тех, кто способен поставить вопрос о гендерном равноправии
как о проблеме политической. Хотя женских организаций в
стране довольно много, крупных общероссийских - меньше десятка.
Часть из них занимается очень полезными, но ограниченными
проблемами: помогает детям, инвалидам, женщинам, избитым
мужьями. Есть много групп, занятых феминизмом как направлением
научной мысли. Но нет ни одной активной феминистской группы,
готовой к организации массовых акций, в том числе радикальных,
как в Европе в конце 60-х гг., когда женщины на площадях
сжигали бюстгальтеры.
Пока даже нет языка, на котором феминистские организации
могли бы говорить с обществом. Проблема реальной дискриминации
женщин практически отсутствует в средствах массовой информации,
она существует как отдельная частная проблема женщин или
групп женщин, но не как проблема общества в целом. Лишь
очень немногие мужчины ее осознают.
Современная российская женщина оказывается жертвой вдвойне:
жесткие условия рынка и патриархальные стереотипы вынуждают
ее отказываться либо от семейной жизни и материнства, либо
от профессионального роста. От этого страдает общество в
целом. Снижается рождаемость, что приводит к депопуляции
- вымиранию населения. С другой стороны, снижается вклад
женщин в производство, науку, образование.
Неучастие женщин в принятии общественно значимых политических
решений - мужская политика - приводит к предпочтению силовых,
а не компромиссных стратегий. Современный мир отличается
от предшествующих тысячелетий тем, что женщина перестала
быть собственностью наравне со скотом. Биологическая природа
мужчины и женщины больше жестко не определяет их социальные
роли и место в общественной иерархии. Собственно, есть только
один путь - отказ от патриархальных общественных традиций
и стереотипов. Для этого достижение гендерного равноправия
должно стать задачей, значимой для всего общества. Солидарность
- ключевое слово в новом понимании общественных ролей мужчин
и женщин, не ведущих "войну полов", а сознательно
и последовательно изменяющих эти роли. Мужчины берут на
себя значительную долю семейных и бытовых функций, приобретая
при этом и больше прав - например, по воспитанию детей при
разводе. А женщины с помощью мужчин получают больше возможностей
продвинуться по службе или участвовать в принятии политических
решений.
Впрочем, это, к сожалению, очень далекая цель. Статус женщины
в современном российском обществе можно определить как почетную
форму дискриминации. Пока же полномочный представитель президента
в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко рекомендует
женщинам-парламентариям не слишком увлекаться политикой
- иначе "кто же будет воспитывать мужчин?" Дополню:
варить борщ, стирать носки и утирать сопли детям.
|