К 2003 году высшие госчиновники получат возможность
на законных основаниях быть членами политических партий
и активно участвовать в их работе. Внести соответствующие
поправки пообещал участникам семинара "Единой России"
в подмосковном санатории "Бор" замглавы администрации
президента Владислав Сурков. По его словам, чиновники категории
"А" (федеральные министры, губернаторы и президенты
республик) смогут обзавестись партбилетом к следующим федеральным
выборам. А со временем, заметил Сурков, политические партии
обретут исключительное право на выдвижение кандидата в президенты.
Политики и политологи прокомментировали "ГАЗЕТЕ"
эту инициативу.
Борис Немцов, лидер СПС:
Вполне нормально отношусь к этой инициативе. Де-факто чиновники
и так участвуют в политической жизни. Но право вступать
в партию должны получить те, кто занимает политические должности:
премьер, вице-премьеры, а чиновники более низкого ранга
- нет. Они должны работать в режиме административной структуры,
а не партийных дебатов. Если исполнительная власть станет
политклубом, ничего хорошего не будет.
А высшим чиновникам запрещать это невозможно, не мытьем,
так катаньем они будут заниматься политикой - посмотрите
на Шойгу, Грызлова. Как только поправки примут, все чиновники
вступят в "Единую Россию" в едином порыве большой
любви. В СПС вступят самые смелые, самые умные и дальновидные
из чиновников. Но мы на них не надеемся, экстенсивный способ
расширения партийных рядов нас не привлекает. Мы уже 10
лет видим, как создаются партии власти и люди бегают из
одной партии в другую как сумасшедшие - то в НДР, то в "Единство".
Я вообще впервые в жизни вступил в партию 26 мая 2001 года,
когда СПС был преобразован в партию.
Сергей Иваненко, первый замруководителя фракции "Яблоко":
В такой норме есть определенная опасность, учитывая корпоративно-олигархический
характер нашего государства, но в целом это нормальная практика,
когда партия несет ответственность за своих членов, будьто
президент, премьер или вице-премьер правительства. Что касается
возможности злоупотреблений, то они могут быть как с партбилетом,
так и без него. Не секрет, что чиновники чаще действуют
в своих интересах, нежели в интересах всего общества, но
решать эту проблему надо не запретительными мерами и уж
точно не запретом членства в партиях для госчиновников.
Лучше пусть они открыто состоят в партиях, нежели кулуарно
решают свои проблемы. Если принять такие поправки, понятно,
что большинство чиновников пойдет в партию власти в том
виде, в каком она сейчас формируется, то есть в "Единую
Россию". Что касается "Яблока", то в нем заявительный порядок
приема: любой чиновник, подавший заявление, автоматически
станет членом "Яблока".
Геннадий Райков, лидер группы "Народный депутат":
Не вижу ничего особенного в том, чтобы чиновники вступали
в партию. Это рациональная инициатива, ее надо обсуждать.
Это нелогично, когда кто-то приходит во власть как член
той или иной партии и затем прекращает членство в ней. Губернатор
побеждает на выборах под лозунгами партии, как, например,
Ходырев (КПРФ) в Нижнем Новгороде, - и тут же вынужден приостанавливать
свое членство. Избирателям это непонятно. А все дело в том,
что, когда проводили "деполитизацию", боролись
с КПСС, перегнули палку. Получилось нечто вроде "запрета
на профессии". Но тогда была одна КПСС, а теперь партий
много, и хуже от этого не будет. Конечно, в таких структурах,
как спецслужбы, армия, суды, прокуратура партийности не
должно быть. А что плохого в том, что начальник какого-нибудь
правительственного департамента будет партийным? У нашей
Народной партии есть симпатизанты в правительстве, и я уверен,
что после принятия этих поправок наша партия пополнится
представителями правительства.
Сергей Колмаков, заместитель президента фонда "Политика":
Заявление Суркова не противоречит ни действующему законодательству,
ни Конституции. Когда начинали реализовываться проекты "Отечество"
и "Единство", инициаторы этих движений предполагали,
что в дальнейшем они станут прообразом партии власти. То
есть имели в виду модель построения демократии, при которой
правящая партия является в какой-то степени и частью государственного
аппарата. То есть имелся в виду режим политизированной госслужбы
как еще один ремень для укрепления вертикали власти. До
сих пор Ельцин и Путин уклонялись от того, чтобы взять на
себя функцию венца этой системы. Не думаю, что до следующих
парламентских выборов президент будет делать решительные
шаги в этом направлении. Хотя инициаторы этой идеи стремятся
укрепить популярность Путина и здесь. Все западные демократии
в той или иной степени имеют политических назначенцев. Во
Франции и Великобритании есть политические министры, которые
являются частью госаппарата. Но верхушка этой системы меняется
в зависимости от того, какая партия пришла к власти.
Сейчас рано говорить о том, кто из госчиновников примкнет
к какой-то конкретной партии. Они будут следовать генеральной
линии партии. Сначала должен определиться президент.
Бунин Игорь Михайлович, Центр политтехнологий:
То, что чиновники получат право вступать в различные партии,
только упорядочит политическую жизнь в России. На самом
деле у них и сейчас, что вполне естественно, есть определенные
политические симпатии и антипатии, но в силу действующих
законов они вынуждены маскировать свою партийную принадлежность.
Возникают анекдотичные случаи, когда человек, занимающий
руководящую должность и являющийся по своему статусу политической
фигурой, создает какие-то блоки, а потом полунамеками, вскользь
демонстрирует свою принадлежность к ним.
Обратим внимание и на другой аспект: законодательство в
его нынешнем виде ущемляет не только права чиновников, оно
ущемляет и возможности политических партий влиять на политику
государства. То есть политические партии имеют доступ к
законодательной сфере, они могут сформировать фракцию в
Думе и таким образом влиять на законодательный процесс.
Но этим дело и ограничивается: если депутат становится правительственным
чиновником, он намерен отказаться от членства в партии.
Таким образом, нарушается нормальный ход политического процесса.
Вполне очевидно, что в случае принятия закона, разрешающего
чиновникам вступать в партии, подобных перекосов не будет.
И это нисколько не противоречит мировому опыту, который,
кстати сказать, свой у каждой страны. В Великобритании,
например, при смене кабинета меняется часть чиновничьего
аппарата, во Франции – тоже, в США происходит настоящий
"пир победителей", то есть полная ротация этого аппарата,
когда руководящие посты занимают члены победившей на выборах
партии. И это никого не смущает, воспринимается как нормальная
практика политической жизни. Поэтому я думаю, что и у нас
не случится ничего плохого, если мы снимем эти законодательные
ограничения.
Вопрос о том, в какую партию побегут вступать чиновники,
не принципиален. Часть, наверное, примкнет к правительственной
партии, часть вступит в СПС, часть - в "Яблоко"
– это неважно.
|