[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Нелли БОГОРАД
Связисты заставят нас молчать
"Петербургский Час Пик", 13 февраля 2002 года

 

«Постоянно приходится отправлять факс. Сегодня набирал номер нескончаемое число раз. Факс не проходит — плохая связь. Подумал, сколько же придется платить при введении повременной оплаты за то, чтобы передать один листок бумаги по факсу. И еще подумал, что связистам выгодно иметь плохую связь. Мы за плохую связь будем платить больше. И выхода нет. Уйти к другому оператору невозможно. Его просто нет. ОАО «Северо-Западный телеком» фактически монополист в городе. Очень волнует вопрос о том, будет ли введена в Санкт-Петербурге повременка. Владимир Полтев».
Из письма в редакцию

ОАО «Северо-Западный телеком» (СЗТ) планирует в третьем квартале текущего года полностью завершить работы на комплексе, который позволит монополисту ввести систему повременного учета стоимости телефонных разговоров, так называемой повременки. Как сообщил нам пресс-секретарь СЗТ Кирилл Волошин, монтаж основного оборудования закончен и идут работы по установке необходимого программного обеспечения.

Разговорные аппетиты придется умерить

Уже нынешней осенью каждый абонент СЗТ станет получать квитанции с указанием, сколько минут он наговорил и во что ему обойдется это удовольствие. Но эти квитанции на протяжении трех месяцев оплате подлежать не будут. Они, как отметил Кирилл Волошин, «нужны специально для того, чтобы абоненты смогли получить представление о том, много или мало они говорят». То есть на протяжении подаренных нам трех месяцев некоторые из нас должны будут учиться сокращать свои беседы по телефону. А оплачивать по счетам каждую минуту разговора нам придется, видимо, уже с начала 2003 года.

Связисты объясняют необходимость введения повременки тем, что, во-первых, она позволит им снизить и равномерно распределить нагрузку на телефонную сеть и, во-вторых, сделать прозрачной для потенциальных инвесторов структуру доходов. Сегодня, утверждают они, значительная часть абонентов без меры превышает среднюю нагрузку, а пользователи Интернета занимают сеть до 8 часов в сутки, тогда как средний абонент — не более 25 минут. 20% населения используют телефон в коммерческих целях. В результате ухудшается качество связи, происходит повышенный износ оборудования. А снизить и равномерно распределить нагрузку на телефонную сеть можно лишь путем экономических санкций — других способов у наших связистов не существует. Во всем мире, объяснили нам в СЗТ, телекоммуникации — один из наиболее привлекательных для инвесторов секторов экономики, так как окупаемость вложений относительно невелика — от 4 до 8 лет. В Петербурге при действующем уровне тарифов срок окупаемости городской АТС составляет около 45 лет.

Доход за чужой счет

Питерские депутаты Госдумы Петр Шелищ и Александр Шишлов убеждены, что связисты усиленно пробивают введение повременки с единственной целью — повысить собственные доходы. У связистов на этот счет есть алиби: тарифы на повременную оплату устанавливает Министерство по антимонопольной политике, а принцип МАП — не допустить увеличения доходов монополистов.

Г-н Шелищ это алиби разбивает в пух и прах. «МАП, — рассуждает Петр Борисович, — принял простую схему расчета тарифа по повременной оплате: доходы компании от предоставления услуг местной телефонной связи за прошедший год делятся на число «разговорных» минут. Доходы компании — числитель — прозрачны, это бухгалтерская отчетность, которая легко проверяется.

Но сколько население наговорило минут — знаменатель — проверить доподлинно невозможно. А теперь сделаем знаменатель в полтора раза меньше факта. Это значит, что повременный тариф будет в полтора раза выше».

Связисты, убежден г-н Шелищ, спокойно смотрят на методику расчета МАП, потому что считают, что стоимость минуты будет такой, какая им выгодна. При этом следует учесть, что связь и без повременки — высокорентабельная отрасль. Но они хотят за счет абонентов сделать ее еще доходнее. В том числе и за счет абонентов, для которых телефон — своеобразное окно в мир. Для многих пожилых и больных людей единственный способ общения — телефонный разговор. А у них-то как раз, как правило, собственные доходы сильно ограничены.

Кто защитит абонента?

Сделать это можно законодательным путем. В мае прошлого года после очень жесткой дискуссии Госдума приняла в первом чтении дополнение к федеральному закону «О связи». В нем, в частности, оговаривается, что введение повременки возможно только при условии, что абонент получит право самостоятельно выбрать для себя систему оплаты: либо абонентскую, либо повременную. Второе слушание закона намечено на 20 февраля. По словам г-на Шишлова, закон встретил жесткое противостояние правительства РФ, фактически выразившего позицию Министерства связи и защитившего интересы местных телефонных монополистов. Свои ведомственные интересы преследует Министерство связи, «выхолостившее» поправками закон. Отрицательный отзыв получил в правительстве и проект еще одного федерального закона «О защите прав потребителей услуг телефонной связи», который разработали П. Шелищ и А. Шишлов и который внесен в Думу летом 2001 года. Этот отзыв подписал вице-премьер Виктор Христенко. Новый проект закона, который, кстати, уже получил поддержку более чем в 20 субъектах Федерации, закрепляет право на выбор системы оплаты услуг связи и обеспечивает ряд других гарантий и прав потребителей. Первое слушание проекта нового закона тоже стоит в расписании Думы на 20 февраля.

По мнению г-на Шишлова, профильный комитет Думы, который находится под влиянием Министерства связи, будет пытаться не допустить его рассмотрения. Ожидается новое жесткое противостояние. Если закон вступит в силу (а по оптимистическому варианту это может произойти летом текущего года), то вопрос с повременкой будет закрыт. Если Госдума затормозит принятие законов, защищающих права потребителей, то никаких способов защиты от волевого, ведомственного введения повременки не будет.

Долой монополию!

Г-н Шелищ убежден, что в России, по примеру стран Западной Европы, необходимо провести либерализацию рынка услуг проводной телефонной связи. Либерализация рынка, которая стала возможна с появлением оптоволоконной связи, позволила в Европе создать конкуренцию на рынке услуг связи, что обеспечило снижение цен. У нас чиновники потенциальных операторов связи ограничивают в правах, затрудняя получение лицензий, ограничивая сферу их деятельности.

Первый шаг по пути либерализации, можно сказать, сделан. При МАПе создается экспертно-консультационный совет по развитию конкуренции, куда войдут представители объединений предпринимателей, потребителей и независимые эксперты. Задача такого консультационного совета — разрабатывать рекомендации для антимонопольного министерства и других ведомств по развитию конкуренции и контролю за естественными монополиями. Первое заседание совета намечено на конец февраля, и его планируется посвятить рынку проводной и сотовой телефонной связи.

Нелли БОГОРАД

ТЕЛЕФОННЫЙ ГЛАС

Александр КУШНЕР, поэт:
Телефонный звонок и дверной —
Словно ангела два надо мной.
Опекают меня и хранят.
Все в порядке, покуда звонят.

Эти старые свои стихи я вспомнил не случайно: кто-то очень хочет, чтобы телефоны замолчали, человеческое общение прекратилось. Ссылки на западный опыт — наглый обман: сначала в России необходимо повысить уровень жизни раз в 10—20, а потом вводить поминутную оплату за телефонные беседы.

Татьяна КЛЯВИНА, директор Института истории искусств:
— Все слова сказаны, все аргументы приведены. Их не хотят слышать. Но власть всех уровней должна понять, что, преподнося такой подарок к 300-летию города каждому жителю, она расписывается либо в своей беспомощности, либо в откровенном цинизме. Гергиеву — новый Мариинский театр, остальным — право на 01, 02, 03. Спасибо! Гражданского общества по-прежнему нет, но, может быть, пришла пора организовывать комитеты сопротивления?

Олег БАСИЛАШВИЛИ, народный артист России:
— Очередное преступление монополистов при попустительстве властей. Уверен, что у многих пожилых людей осталась одна-единственная радость — разговоры по телефону. Введение повременной оплаты обречет их на одиночество. А это, господа, страшное чувство…

Георгий МАНИХАС, главный врач городского онкологического диспансера:
— Как руководитель учреждения считаю, что повременная оплата даст некоторую экономию. Те же служебные разговоры (подчас ненужные) станут в рамки. Как врач, за спиной которого стоят тысячи онкологических больных, считаю, что для них это тяжелейшее испытание. Как вице-президент ассоциации «Помощь онкологическим больным» уверен, что эта категория жителей должна быть защищена.

Анна ДЫМНИКОВА, профессор кафедры менеджмента исполнительских искусств в СПбГАТИ
— Да! В большинстве развитых стран мира введена такая форма оплаты телефона. Ну и что? Обратите внимание — в развитых. Мы же живем в мире абсурда, в мире, где зарплата уборщицы превышает зарплату профессора. Мои коллеги за рубежом, прознав размер моего месячного оклада, округлив глаза вопрошают: «Это вы получаете в час?». Намерение ввести повременку считаю аморальным и безнравственным по отношению к той части населения, которое живет за чертой бедности. Таковых, увы, большинство.

Ирина СОКОЛОВА, народная артистка России:
— Конечно, я против. О больных и одиноких монополистам говорится все время, однако они ведь не слышат ни-че-го. К тому же телефон — экономия времени для нас, которые еще в строю. Я получаю много информации вечером, после спектаклей и репетиций. А сколько раз с режиссерами и коллегами-артистами приходится именно по телефону обсуждать творческие дела! Только нашей нации присуще такое стремление общаться, делиться мнением, рассказывать о переживаниях. Не можем же мы, будучи занятыми работой, встречаться каждый день. Беда в том, что те, кто может платить, не заметят нововведения, а у большинства только и осталось: «Хлеба не надо, лишь бы по телефону поговорить, душу отвести».

"Петербургский Час Пик", 13 февраля 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Раздел "Повременная оплата и права абонентов"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]