Очередной
российско-американский «Рождественские чтения» проходят регулярно
с 1993 года и регулярно сопровождаются неприятностями, начиная
со стычки Солженицына и Патриарха в 1996 году. Тогда рождественское
мероприятие проходило в Парламентском центре. Солженицын призвал
покаяться перед старообрядцами. Больше Солженицына не приглашали.
В 1997-1999 годах чтения проводили под крышей МВД. Тогда призывали
создать «четко отлаженный правовой механизм противодействия
безнравственным и аморальным телепередачам, фильмам и публикациям».
В 2000 году чтения проходили в Кремле, Патриарх ругал журналистов
за клевету на Церковь и пугал Страшным судом «за каждое праздное
слово».
В этом году ругать уже некого, четко отлаженные механизмы
стремительным домкратом пали на головы неправильно хозяйствующих
субъектов. И Патриарх пошел в наступление, решительно призвав
к введению в школах Закона Божия – под названием «Основы
православной культуры». Все логично: в стране, где геноцид
именуют «проверкой паспортного режима», вера превращается
в ОПК, как, естественно, назовут ученики новый предмет.
Все 1990-е годы иерархи заверяли публику, что в школьную
сетку православие вставлять не будут, иноверцев, да и вообще
всех нежелающих, от этих факультативов освободят. Ныне гнилой
либерализм отброшен -Патриарх прямо сказал: учить катехизис
именно в сетке часов. «И не нужно бояться того, что среди
учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов».
А никто и не боится, что дети окажутся среди учеников...
Для родителей священник Владимир Силовьев, председатель
издательского отдела патриархии, потребовал – не предложил,
не попросил, а именно потребовал – создать церковный медиахолдинг.
(Поскольку у Церкви денег нет, то финансировать прямо или
косвенно придется казне). А затем в интервью «Эху Москвы»
Силовьев от имени Церкви заявил претензию на шестой телеканал
– сбылись слова Спасителя «где будет труп, там соберутся
орлы» (Мф. 24, 28). В конкурсе участвовать Церковь не желает,
она рассчитывает на «эксклюзивность» без участия в конкурсе.
Но в рамках закона! Когда изумленные журналисты стали выяснять,
как это может быть, Силовьев пошел на попятный и сократил
свои притязания до одной телепередачи. Но зато в комплекте
с газетами и журналами. Вообще-то, отметил Силовьев, в России
уже издается 600 церковных изданий, а до революции было
400. Как это может быть, когда в храмы сейчас ходят меньше,
чем до революции, читают эти «издания» вообще единицы, а
уж чтобы платить за них... Все эти издания убыточны – для
тех, кто дает на них деньги.
Пока притязаниям Патриарха дружно противостоят глава президентской
администрации Александр Волошин и руководитель Фонда эффективной
политики Глеб Павловский. Во-первых, казна не резиновая,
на всех не хватит. А во-вторых, идущие вместе за Путиным,
вероятно, не хотят сажать себе на шею еще и церковное начальство.
Скандал в верхах начался летом 2001 года, когда Максим
Мейер, засланец Павловского в кремлевских коридорах, нарушил
кодекс номенклатурной этики, дав интервью, в котором рассуждал
о возможных преемниках Патриарха. Митрополита Кирилла, которого
и прочат в преемники, Мейер назвал «трудным клиентом» и
предположил, что идеальным кандидатом был бы «сильный, динамичный
человек с Кавказа», которого, однако, «просто нет». Мейер
заявил, что Патриарх просил у Кремля тридцать зданий в центре
Москвы, чтобы «сдавать в аренду коммерческим структурам»,
и что «наше руководство считает руководство РПЦ нечестным
и не доверяет ему».
Cпоуксмен митрополита Кирилла о. Всеволод Чаплин не отрицал
сдачу в аренду зданий, но отказывался верить, что «чиновник,
который по своему статусу должен озвучивать политику президента
России, мог сказать вещи такого рода». Видимо, поэтому и
митрополит Кирилл не поленился позвонить Волошину, о чем
позже сообщил: «Я официально запросил руководство президентской
администрации, и мне было сказано, что мнение господина
Мейера никоим образом не соответствует мнению и позиции
президентской администрации».
Увы, стоило митрополиту Кириллу заметить, что Мейер – это
еще не Павловский, как тот выступил с заявлением похлеще
мейеровского: «Русская православная церковь сегодня зачастую
ведет себя в обществе как секта... ее захватывает стихия
храмостроительства и соблазн мечтаний о «контроле экспорта»
хлебного и иного»!
Что ж, пока Волошин сражается с Патриархом Алексием, а
Павловский с митрополитом Кириллом, патриархии взять под
контроль прессу и школу не удастся. Но рано или поздно эти
персонажи либо съедят друг друга, либо (что вероятнее) договорятся.
К тому времени лучше научиться отстаивать свою свободу самостоятельно
– иначе придется вести ребенка за руку в православный медиахолдинг
на ОПК.
|